Занятие № 49. Синтаксис сложного предложения

Текст как коммуникативная единица. Способы соединения предложений в тексте. Сложное синтаксическое целое. Абзац. Период.

Литература

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. Учеб. для вузов по спец. «Журналистика». – М., 2000. С. 379-401.

Современный русский литературный язык: Учебник / Под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. – М., 2003. Раздел VIII, Гл. 5, § 1.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1997. И дальнейшие издания. Раздел «Двусоставное предложение», § 219-221.

Курс: СРЯ (синтаксис): http://edum.uhss.spb.ru. Выполнение заданий понедельно.

Занятие № 50. Пунктуация

1. Основные принципы русской пунктуации.

2. Структурно обусловленные знаки препинания.

3. Знаки препинания, свободные от выражения структурно-синтаксических отношений.

Литература

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. Учеб. для вузов по спец. «Журналистика». – М., 2000. С. 408-427.

Современный русский литературный язык: Учебник / Под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. – М., 2003. Раздел VIII, Гл. 7, § 1-4.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1997. И дальнейшие издания. Раздел «Двусоставное предложение», § 226-227.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997, § 75-137.

Курс: СРЯ (синтаксис): http://edum.uhss.spb.ru. Выполнение заданий понедельно.

Приложение к рабочей программе дисциплины

Утверждены

на заседании кафедры

литературы и русского языка

«19» июня 2009 года, протокол № 10

Методические указания преподавателям

По учебной дисциплине

«Современный русский язык»

(Специальность – 030601.65 Журналистика)

Составитель: старший преподаватель Н.С. Провоторова

(«Современный русский язык», раздел «Синтаксис», 4 семестр)

Тема занятия Содержание занятия Вид уч.занятия Кол-во аудитор.часов Способ учебной деят-ти Метод обучения Средства обучения Форма контроля
Синтаксис словосочетания Характеристика слово-сочетания семинар Групповой, индивидуальный Эвристический и исследовательский методы Презентация POWER POINT, задание по вариантам и выполнение тестовых заданий в курсе «Синтаксис» (edum.uhss.spb.ru) Проверка заданий в курсе, просмотр результатов тестов
Синтаксис простого предложения Характеристика простого предложения лекция Коллективный, индивидуальный Объяснительно-иллюстративный метод Презентация POWER POINT, Задание в курсе на координацию подлежащего и сказуемого Проверка заданий в курсе, просмотр результатов тестов
Синтаксис простого предложения Второстепенные члены предложения Семинар (в комп. классе) индивидуальный Метод проблемного изложения Задание в курсе «Синтаксис» (edum.uhss.spb.ru) Лекция «ВЧП» Проверка эссе, просмотр результатов
Актуальное членение предложения Порядок слов в предложе-нии. Актуаль-ное членение лекция Коллективный, индивидуальный Репродуктивный метод Технические средства обучения (схемы, алгоритмы, таблицы). На основе имеющейся схемы составить аналогичные предложения Проверка задания в аудитории, просмотр результатов тестов в курсе
Синтаксис сложного предложения Характеристика сложного предложения. Типы сложных предложений. лекция Коллективный, индивидуальный Объяснительно-иллюстративный и исследовательский методы Презентация POWER POINT, Задание в курсе на составление предложений по предложенным схемам Просмотр и проверка заданий в курсе
Синтаксис сложного предложения Сложноподчинённое предложение с разными видами связи семинар Групповой, индивидуальный Эвристический и исследовательский методы Презентация POWER POINT, тест и задания в курсе «Синтаксис» Проверка заданий в курсе, просмотр результатов тестов
Пунктуация Обзор русской пунктуации лекция коллективный Объяснительно-иллюстративный метод Презентация POWER POINT, тест по пунктуации в курсе «Синтаксис» Проверка заданий в курсе, просмотр результатов тестов


Утверждены

на заседании кафедры

литературы и русского языка

«19» июня 2009 года,

протокол № 10

Методические указания
по текущему контролю знаний студентов
по дисциплине

«Современный русский язык»

  1. Базовый набор требований преподавателя во время проведения аудиторных занятий в соответствии с учебной программой дисциплины:

Общее максимально возможное количество баллов по общим критериям и заданиям по отдельным темам не может превышать 10 баллов.

Критерии (примерный перечень, критерии преподаватель разрабатывает самостоятельно, исходя из требований учебной программы дисциплины и методики преподавателя):

Посещаемость занятий3 балла

Ведение конспекта лекций2 балла

Выступление с докладом, сообщением5 баллов

Написание контрольной работы5 баллов

Выполнение лабораторных работ10 баллов

Устная проверка пройденного материала3 баллов

Преподаватель может использовать как предложенные критерии, так и другие, не указанные в данном перечне.

  1. Выполнение самостоятельной работы студентами в соответствии с учебной программой дисциплины:

2.1. Общее количество часов соответствует количеству часов, отведенному на самостоятельную работу в соответствии с тематическим планом программы учебной дисциплины.

Общее максимально возможное количество баллов за выполнение самостоятельной работы студентов не может превышать 10 баллов.

Наши рекомендации