Занятие № 49. Синтаксис сложного предложения
Текст как коммуникативная единица. Способы соединения предложений в тексте. Сложное синтаксическое целое. Абзац. Период.
Литература
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. Учеб. для вузов по спец. «Журналистика». – М., 2000. С. 379-401.
Современный русский литературный язык: Учебник / Под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. – М., 2003. Раздел VIII, Гл. 5, § 1.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1997. И дальнейшие издания. Раздел «Двусоставное предложение», § 219-221.
Курс: СРЯ (синтаксис): http://edum.uhss.spb.ru. Выполнение заданий понедельно.
Занятие № 50. Пунктуация
1. Основные принципы русской пунктуации.
2. Структурно обусловленные знаки препинания.
3. Знаки препинания, свободные от выражения структурно-синтаксических отношений.
Литература
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. Учеб. для вузов по спец. «Журналистика». – М., 2000. С. 408-427.
Современный русский литературный язык: Учебник / Под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. – М., 2003. Раздел VIII, Гл. 7, § 1-4.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1997. И дальнейшие издания. Раздел «Двусоставное предложение», § 226-227.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997, § 75-137.
Курс: СРЯ (синтаксис): http://edum.uhss.spb.ru. Выполнение заданий понедельно.
Приложение к рабочей программе дисциплины
Утверждены
на заседании кафедры
литературы и русского языка
«19» июня 2009 года, протокол № 10
Методические указания преподавателям
По учебной дисциплине
«Современный русский язык»
(Специальность – 030601.65 Журналистика)
Составитель: старший преподаватель Н.С. Провоторова
(«Современный русский язык», раздел «Синтаксис», 4 семестр)
Тема занятия | Содержание занятия | Вид уч.занятия | Кол-во аудитор.часов | Способ учебной деят-ти | Метод обучения | Средства обучения | Форма контроля |
Синтаксис словосочетания | Характеристика слово-сочетания | семинар | Групповой, индивидуальный | Эвристический и исследовательский методы | Презентация POWER POINT, задание по вариантам и выполнение тестовых заданий в курсе «Синтаксис» (edum.uhss.spb.ru) | Проверка заданий в курсе, просмотр результатов тестов | |
Синтаксис простого предложения | Характеристика простого предложения | лекция | Коллективный, индивидуальный | Объяснительно-иллюстративный метод | Презентация POWER POINT, Задание в курсе на координацию подлежащего и сказуемого | Проверка заданий в курсе, просмотр результатов тестов | |
Синтаксис простого предложения | Второстепенные члены предложения | Семинар (в комп. классе) | индивидуальный | Метод проблемного изложения | Задание в курсе «Синтаксис» (edum.uhss.spb.ru) Лекция «ВЧП» | Проверка эссе, просмотр результатов | |
Актуальное членение предложения | Порядок слов в предложе-нии. Актуаль-ное членение | лекция | Коллективный, индивидуальный | Репродуктивный метод | Технические средства обучения (схемы, алгоритмы, таблицы). На основе имеющейся схемы составить аналогичные предложения | Проверка задания в аудитории, просмотр результатов тестов в курсе | |
Синтаксис сложного предложения | Характеристика сложного предложения. Типы сложных предложений. | лекция | Коллективный, индивидуальный | Объяснительно-иллюстративный и исследовательский методы | Презентация POWER POINT, Задание в курсе на составление предложений по предложенным схемам | Просмотр и проверка заданий в курсе | |
Синтаксис сложного предложения | Сложноподчинённое предложение с разными видами связи | семинар | Групповой, индивидуальный | Эвристический и исследовательский методы | Презентация POWER POINT, тест и задания в курсе «Синтаксис» | Проверка заданий в курсе, просмотр результатов тестов | |
Пунктуация | Обзор русской пунктуации | лекция | коллективный | Объяснительно-иллюстративный метод | Презентация POWER POINT, тест по пунктуации в курсе «Синтаксис» | Проверка заданий в курсе, просмотр результатов тестов |
Утверждены
на заседании кафедры
литературы и русского языка
«19» июня 2009 года,
протокол № 10
Методические указания
по текущему контролю знаний студентов
по дисциплине
«Современный русский язык»
- Базовый набор требований преподавателя во время проведения аудиторных занятий в соответствии с учебной программой дисциплины:
Общее максимально возможное количество баллов по общим критериям и заданиям по отдельным темам не может превышать 10 баллов.
Критерии (примерный перечень, критерии преподаватель разрабатывает самостоятельно, исходя из требований учебной программы дисциплины и методики преподавателя):
Посещаемость занятий3 балла
Ведение конспекта лекций2 балла
Выступление с докладом, сообщением5 баллов
Написание контрольной работы5 баллов
Выполнение лабораторных работ10 баллов
Устная проверка пройденного материала3 баллов
Преподаватель может использовать как предложенные критерии, так и другие, не указанные в данном перечне.
- Выполнение самостоятельной работы студентами в соответствии с учебной программой дисциплины:
2.1. Общее количество часов соответствует количеству часов, отведенному на самостоятельную работу в соответствии с тематическим планом программы учебной дисциплины.
Общее максимально возможное количество баллов за выполнение самостоятельной работы студентов не может превышать 10 баллов.