Употребление прилагательных и местоимений в научной речи

Прилагательные.Относительные прилагательные представлены шире, чем качественные (линейная алгебра, числовая прямая, циклическая группа) ( относительные прилагательные наиболее употребительны в научной речи и в деловой речи ).Полные формы прилагательных преобладают над краткими, так как для научной речи характерны атрибутивно-именные словосочетания. Краткие прилагательные могут выражать: качественный признак предмета и рациональную оценку.

Краткие прилагательные, употребляющиеся в именной части составного глагольного сказуемого, - характерная черта умозаключений, тезисов (Справедлива следующая теорема… Сумма двух чисел равна сорока).

Только в научном стиле речи краткие прилагательные могут указывать на постоянный признак. Специфическими для научного стиля являются краткие прилагательные: равен, вероятен, близок и др. Сравнительная и превосходная степени используются достаточно редко. В основном это аналитические формы (погрешность менее высокого порядка, приближение с более высокой точностью).

Местоимения. Среди местоимений практически отсутствуют личные местоимения в форме 2-го лица единственного и множественного числа, 1-го лица единственного числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно, которые являются заменителя существительных. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы (Далее мы будем говорить об уравнениях…), вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении "мы в совокупности» (я и аудитория): Мы можем заключить… Мы приходим к результату.
Указательные местоимения, особенно с предлогами, наиболее употребительны именно в научном тексте, к тому же у них ослаблена функция замещения и усилена функция связи, что обеспечивает их употребление в составе устойчивых словосочетаний типа в этом случае; на этом основании; это свидетельствует о том, что… и др. Кроме того, в научной речи используются адъективные местоимения: всякий, любой, каждый, иной, другой, некоторый.

16 Употребление глагола в научной речи

При использовании глаголов заметна тенденция к десемантизации глагола, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся).

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией следующих структур: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании глаголов в форме настоящего времени со значением «постоянное настоящее» (настоящее вневременное) с качественным, признаковым значением, что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Формы лица глагола в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица.

В научном стиле речи глаголы чаще всего выражают значение настоящего постоянного времени ( Углерод составляет самую важную часть растений. Охлаждение оказывает отрицательное влияние на сосудистую систему лёгочной ткани. )

В научном стиле при описании механизма, процесса, структуры возвратные глаголы в страдательном значении и пассивная форма глагола используется в целях сосредоточения внимания на объекте действия. ( Человек на поверхности земли подвергается воздействию космического излучения и гамма-излучения из почвы. Выход радиоактивных газов из почвы определяется разнообразными условиями газообмена между почвенным воздухом и атмосферой ).

Из форм наклонений в научной речи преобладает изъявительное наклонение .

Форма 1 –го лица глаголов множественного числа используется в двух значениях: «мы авторское» и «мы совокупности». Последнее означает, что «мы» включает и говорящего, и аудиторию, т.е. «мы» = «я + слушатели (читатели)». Примеры «мы авторского»:

- Мы СЧИТАЛИ необходимым внести ясность в понимание сущности характера.

- Мы ПРОДЕЛАЛИ экспериментальную работу с целью установить характерологические различия у учащихся 15 – 16 лет.

- В настоящей работе мы ОСТАНОВИМСЯ лишь на характеристике кельтов одного типа.

Примеры «мы совокупности»:

- ВСПОМНИМ строки Пушкина…

- СРАВНИМ два предложения…

В научном стиле часто используются глаголы речи ( высказать, заметить, сказать и др. ), а также бытийные глаголы ( становиться, находиться, представлять собой и др.).

17 Служебные части речи в научном стиле

В научном стиле довольно активно происходит процесс пополнения предлогов за счет производных: в виде, в соответствии, на основе, путем, посредством, способом, в процессе, в случае, с помощью. Эти производные предлоги требуют определенных падежных форм связанного с ним имени и в отличие от простых непроизводных предлогов обладают более узким кругом значений. Так, к предложным сочетаниям относятся: в течение, в соответствие.

Аналогичная тенденция к численному росту наблюдается и в сфере союзов, союзных слов и вообще средств сцепления предложений в более сложные построения. Эти связующие слова замещают те или иные элементы текста, устанавливают связь с контекстом, способствуя выстраиванию строгой логической последовательности теста. Так, в качестве слов-скреп, обеспечивающих логичность и последовательность изложения, используются местоимения, союзы, наречия, но не используются предлоги.

Из служебных частей речи в научной речи наибольшей частотностью обладают предлоги, но не употребляются междометия и субъективно-модальные частицы.

Характерными для научного ( и делового ) стиля являются устойчивые сочетания: вместе с тем, в свою очередь, на том основании, что….

Служебные языковые средства: кроме того, в данном случае, в свою очередь - расширяют приведённые ранее доводы.

Служебные языковые средства: прежде всего, вначале и под. – указывают на последовательность развития мыслей.

Служебные языковые средства: таким образом, следовательно и под. – используются для подтверждения объективности информации.

18 Общие особенности синтаксиса научной речи

Синтаксис научного стиля также выявляет общие черты этого стиля. К общим чертам синтаксиса научной речи относится: безличность выражения, компрессия, спонтанность, линейность выражения. Основной тенденцией синтаксиса научной речи является стремление к информационной ёмкости и объективности.

Стремление к объективности обнаруживается в широком распространении в научных текстах пассивной конструкции. Активность пассивных конструкций в научной речи связано также с такой её стилевой чертой, как отвлечённо-обобщённость. Например: Именно в это время ( весеннее, зимнее и осеннее ) нами регистрируется учащение острых респираторных заболеваний. Более высоким процентом синтаксических средств, обеспечивающих отвлечённо-обобщённость речи, отличаются тексты естественных наук.

Характерными для научного стиля являются неопределённо-личные ( 1 ) и безличные ( 2 ) предложения.

Например:

1) Небольшой холм делают похожим на формы какого-либо горного хребта.

2) Было бы совершенно неправильно толковать этот сфинкс как чисто эстетический образ.

Впрочем, есть жанры научно-технической литературы, где такие предложения совсем не встречаются. Это жанры рефератов и формул изобретения.

Среди двусоставных предложений преобладают такие, в которых

сказуемое является составным именным, что обусловлено семантикой научных текстов ( выявление признаков, свойств, качеств изучаемых объектов ) и тесно связано с морфологическими особенностями научного стиля. При этом в настоящем времени связка может быть нулевой, как и в других стилях, но может быть представлена и глаголом ЕСТЬ, что ни для одного стиля, кроме научного, не характерно. Например: Волевое усилие есть непременное условие успешного запоминания.

Логичность речи, выдержанной в научном стиле, обусловливает употребление сложноподчинённых предложений союзного типа, в которых отношения между частями оформляются однозначно. Например: Не всегда удаётся начать постановку озвончения с группы щелевых, так как наряду с дефектами озвончения обнаруживается тот или иной вариант сигматизма.

Стремление к точности и логичности изложения обусловливает широкое распространение здесь конструкций с однородными членами и вводными словами. Среди вводных слов особенно характерны те, что обозначают порядок названий: во-первых, наконец и т.п., а также те, что обозначают степень достоверности: конечно, по-видимому, - и источник информации: как утверждает…, согласно теории и т.п. Специально подчёркнутая логичность синтаксического строя речи наблюдается только в научном и деловом стилях, хотя логичность синтаксического строя речи наблюдается во всех функциональных стилях ( синтаксические средства, выражающие последовательность и логичность речи, наиболее активно употребляются в научном стиле и наименее активно в деловом стиле).

Для синтаксиса научного стиля речи характерно, с одной стороны, использование сложных построений, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. С другой стороны, намечается тенденция к развитию так называемой многоуровневой манере передачи сложных научных знаний, что ведет к сокращению числа сложных предложений. Наиболее типичными конструкциями современных научных текстов становятся простые предложения, так как «по мере усложнения содержания научной мысли ее форма видоизменяется, чтобы обеспечить эффективность коммуникации в данной сфере, донести сложную мысль до читателя», отмечает Трошева Т.Б. (Трошева, Т.Б. Функционирование предложения в научных текстах XVIII-XX вв. / Т.Б.Трошева // очерки истории научного стиля русского литературного языка XVIII-XX вв / Под ред. М.Н.Кожиной. Т.1. Ч.2. – Пермь, 1994. – С.10.).

Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу. В целом синтаксис строг и стилистически однороден; в нем почти отсутствуют эмоциональные разговорные эллиптические конструкции.

Ведущими речевыми формами в научной речи являются рассуждение и повествование.

19 Особенности синтаксиса словосочетания и простого предложения

Для научной и деловой речи характерны определённые словосочетания: представлять интерес, производить осмотр, предоставлять возможность и др.

В научной речи наиболее употребительны предложения повествовательные. Не употребительны предложения с опущенным подлежащим. В научной речи та часть предложения, в которой содержится основное сообщение, не должна предшествовать той части, которая содержит предмет сообщения.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах, при изложении результатов действия (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения). Безличные предложения, как правило, имеют значение возможности, необходимости, долженствования. Это обусловлено реализацией существенной для научной речи категории гипотетичности, необходимости оценки степени объективности знаний, формированием и выражением такой стилевой черты научной речи, как некатегоричность высказывания. Достаточно часто безличные конструкции входят в состав сложного предложения, употребляясь в качестве как главного, так и придаточного.

Пассивные конструкции (с возвратным глаголом или страдательным причастием) – еще одна особенность синтаксиса научной речи. Пассивные конструкции уместны тогда, когда 1) фактический производитель действия ясен из контекста и нет необходимости его повторять; 2) требуется направить все внимание принимающего информацию на само действие, а не на его производителя; 3) фактический производитель действия неизвестен или мыслится неопределенно; 4) описывается действие, не зависящее от воли производителя.

Стремление к логичности изложения материала в научной речи приводит к активному использованию предложений с однородными членами и обобщающими словами при них, а также конструкций, которые осложняют простое предложение: вводных слов и словосочетаний, причастных и деепричастных оборотов.

Среди простых предложений широко распространена кон­струкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа. Такая конструкция, отличающаяся компактностью и логической яс­ностью, обусловлена номинационным характером научного стиля, т. е. выдвижением на первый план имени и ослаблением семантической роли глагола. Пример: «Попытки обобщения опыта работы в этой области свидетельствуют о том, что теоретическое содержание понятия нормы в первом приближении, как говорят математики, освоено».

20 Особенности синтаксиса сложного предложения в научной речи

В научных текстах распространены разные типы сложных союзных предложений. Наиболее типичными сложноподчиненными предложениями являются предложения с придаточными причины и следствия. Бессоюзные сложные предложения употребляются преимущественно при перечислении, классификации: «Понятие инвариантного модального значения должно отвечать следующим условиям: 1) оно должно обнаруживаться в одной из организующих его про­тивоположностей, в любом предложении; 2) с ним как со стержневым должны быть соотнесены вторичные виды модальных характеристик».

Особенно широко распространены в точных науках свои, «на­учные» средства связи между предложениями в составе сложного синтаксического целого, например: пусть... — тогда... Предложе­ния, начинающиеся со слова пусть, условно можно назвать пред­ложениями предположения или гипотетичности: «Пусть выполнены предпосылки предыдущей теоремы... Тогда при любом... имеем...». В сложном целом предложений гипотетичности может быть не­сколько: «Пусть в теории Т множество выводимых формул... Пусть выполнена как схема... Тогда множество таких К...». Отличительным свойством только научной речи являются повторы существительных с указательным словом ЭТОТ.

В научных текстах редко встречаются усложнённые конструкции: сложные предложения с различными видами связи и сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными разного типа. Следует также отметить, что процент всех предложений, имеющих в своём составе придаточные части, в целом сокращается.

Основная литература по тема

1. Балыхина Т.М. и др. Учимся общению. Курс культуры русской речи для учащихся вузов. – М., 2004.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: «Феникс» ,2001.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988.

4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1983.

5.Крысин Л.П. Язык в современном обществе. – М.: Просвещение,1977.

6. Культура парламентской речи. – М.: Наука, 1994.

7. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1974.

9. Солганик Г.Я. Стилистика текста, Учебное пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся старших классав школ гуманитарного профиля. – М., 1997.

10. Шуба П.П. и др. Основы стилистики и культуры речи. Учебное пособие для студентов вузов. – Минск: Тетра Системс, 1999.

Наши рекомендации