Артикуляционные характеристики (признаки) звука
Костанайский филиал
Кафедра филологии
УТВЕРЖДЕНО
заседанием кафедры филологии
Протокол № 1 от «02» сентября 2011 г.
ГЛОССАРИЙ
по дисциплине «Введение языкознание»
Костанай 2011 г.
Глоссарий составлен: к.ф. н., доц. Е.Э. Штукиной
_______________
Глоссарий обсужден на заседании методической комиссии кафедры филологии
Протокол № 1 от «01» сентября 2011 г.
Председатель метод. комиссии __________________ А.Р. Жикеева
Глоссарий
Методические рекомендации.
· внимательно прочтите несколько раз определение понятия;
· если в определении встретились неизвестные или малопонятные термины, обратитесь к педагогическому, энциклопедическому словарю или словарю иностранных слов, которые помогут ликвидировать затруднения;
при работе с понятиями следуйте общему правилу: вначале попытайтесь четко усвоить содержание понятия, прояснить, в чем видится основная его сущность, а затем выделите отличительные признаки этого понятия среди других.
изучайте научные понятия в системе, раскрывая их связи и сущность.
· в процессе подготовки к практическим занятиям, а, также осуществляя самостоятельную работу, необходимо использовать глоссарий, содержащий основные единицы теоретических положений дисциплины «Социальная педагогика», а также термины смежных наук, или междисциплинарные термины.
· важным условием усвоения новой терминологической единицы является осознание сферы употребления термина, поскольку он может употребляться для обозначения разных явлений, а также в разных областях знания. Внимательно прочитайте определение и попытайтесь употребить его в разных ситуациях. Обратите внимание на ударение и особенности произношения. Попробуйте дать свою трактовку понятию. Объясните изучаемый термин несколько раз, чтобы формулировка лучше запомнилась.
· кроме прочего, необходимо обращать внимание на язык, из которого пришел термин (если эти сведения приводятся), часто это также способствует лучшему усвоению.
· определить, что вы освоили данную терминологическую единицу, можно по употреблению синонимов – хорошо понимая природу изучаемого явления, вы легко сможете заменить один термин другим.
Аккомодация
(от лат. accomodatio обление, прилаживание)
изменение артикуляции гласных звуков под влиянием предшествующего или (и) последующего согласного звука.
Акустическая классификация звуков (акустика звука)
описание звуков речи по параметрам соответствующих этим звукам колебаний воздуха (спектральным параметрам). О необходимости изучать акустические характеристики речи писали выдающиеся русские ученые: И.А. Бодуэн де Куртенэ , В.А. Богородицкий, Л.В. Щерба, большое внимание уделяется акустической классификации звуков русской речи в теориях Московской, Ленинградской (Петербургской) и Пражской фонологических школ.
Акустическая составляющая звука
(от греч. akustikos слуховой) - воспринимаемые на слух физические параметры звуковой волны. Акустически звук речи представляет собой колебательные движения, передаваемые воздушной средой. Физиычские параметры звуковой волны могут быть измерены. Они коррелируют с воспринимаемыми на слух свойствами звука. Он может быть высоким и низким (тон, высота голоса), сильным и слабым (громкость, сила звука), высокого тембра и низкого и т.д. Например, [а] - низкий, сильный звук.
Акустические параметры
(от греч. akustikos слуховой) - физические свойства звуковой волны, относящиеся к слуховому восприятию, например, акустическая сторона звуков речи. Акустически звук речи представляет собой колебательные движения, передаваемые воздушной средой. Он может быть высоким и низким (тон, высота голоса), сильным и слабым (громкость, сила звука), высокого тембра и низкого и т.д. Например, [а] - низкий, сильный звук.
Акустический
(от греч. akustikos - слуховой) - относящийся к слуховому восприятию, например, акустическая сторона звуков речи. Акустически звук речи представляет собой колебательные движения, передаваемые воздушной средой. Он может быть высоким и низким (тон, высота голоса), сильным и слабым (громкость, сила звука), высокого тембра и низкого и т.д. Например, [а] - низкий, сильный звук.
Аллофон
(от греч. allos иной, другой и phone звук) - звук, который в потоке речи изменил какие-то свои характеристики под влиянием окружающих звуков.
Алфавит (азбука)
(от греч. alphabetos -название двух начальных букв греч. алфавита: альфа и бета, которая в новогреческом произносится как вита) - система графических знаков установленной формы (букв), расположенных в определенной последовательности. Алфавит позволяет записать любой текст на данном языке, используя минимальное количество легко и быстро запоминающихся знаков. Кириллический алфавит часто называют также азбукой (от названия двух начальных его букв - аз и буки). Современный русский алфавит насчитывает 33 буквы, каждая из которых имеет специальное название. Созданием алфавитов для бесписьменных народов СССР занимались Е.Д. Поливанов и другие лингвисты.
Амплитуда
- величина (размах) колебаний голосовых связок.
Арготизмы
слова специального засекреченного языка (воровское арго). Жаргонизмы и арготизмы – близкие явления, термины жаргон и арго произошли от одного французского слова argot – жаргон.
Артикуляторный фокус
звука - основное место образования звука в артикуляторном тракте (место наибольшей напряженности в артикуляторном тракте при производстве звука). Является одной из характеристик согласных звуков как звуков достаточно компактных по артикуляторным движениям.
Артикуляционные характеристики (признаки) звука
- характеристики, обусловленные работой органов речи. Для русских гласных - это подъем, ряд, лабиализация, для согласных - глухость и звонкость, место и способ образования, твердость и мягкость.
Артикуляция
(от лат. articulatio, articulare членораздельно выговаривать) - движение органов речи. Каждый звук речи имеет свои артикуляционные характеристики и поэтому отличается от других звуков. Речь - непрерывная смена артикуляций. Одна речевая поза сменяется другой, а это достигается перемещениями языка спереди назад, сверху вниз, движениями губ и т. п. Выдающийся лингвист С.С. Высотский подсчитал, что язык, совершая артикуляционную работу, перемещается во рту со скоростью курьерского поезда.
Ассимиляция
(от лат. ad к и simulo, simulavi, simulatum уподоблять, притворяться) - уподобление согласных звуков друг другу в пределах одного фонетического слова, например, отца [ац:`а]. Первоначальной причиной ассимиляции является артикуляционная близость соседних звуков, в результате которой артикуляционные характеристики одного из них распространяются и на другой (ассимиляция по глухости/звонкости, твердости/мягкости, месту образования, способу образования). Различают ассимиляцию регрессивную - когда предшествующий звук уподобляется последующему (сдать [здат']) и прогрессивную - когда последующий звук уподобляется предыдущему (редкое явление в русском языке).
Аффриката
от лат. Affricata - притёртая. Согласные звуки, которые имеют сложную, неоднородную во времени, артикуляторную природу: при их производстве единый комплекс артикуляторных движений объединяет фазы смычки, размыкания смычки и щель, характерную для щелевых согласных. Поэтому аффрикаты иногда называют также смычно-фрикативными согласными.