Схема диспансерного наблюдения за детьми с целью профилактики зубочелюстных аномалий

Диспансерная группа Состояние и заболевания, при которых дети подлежат диспансерному наблюдению Особое внимание обращается на: Основные пути оздоровления
0 (I) Дети с нормальным прикусом Общее развитие организма, формирование прикуса, поражение зубов кариесом. Гигиеническая гимнастика, рациональное питание, правильный уход за полостью рта.
I (II) Дети, имеющие предрасположение или фоновые процессы для формирования аномалий зубочелюстной сиситемы: - с вредными привычками - патологией ЛОР-органов - неправильным глотанием - нарушение речи - последствиями рахита - короткими уздечами верхней губы и языка - мезиальным или дистальным соотношением молочных моляров - дефектами коронок зубов и зубных рядов - нестершимися буграми молочных клыков - патологической стираемостыо зубов - несмыкахщейся ротовой щелью Борьбу с вредными привычками, регуляцию дыхания, жевания, глотания, речи, миодинамического равновесия, отсутствие дефектов осанки. Те же, а также: - санация носоглотки и нормализация дыхания - нормализация жевания, речи, глотания - удлинение уздечки языка - удлинение уздечки верхней губы после прорезывания 1/1 - подшлифовка бугров молочных клыков у детей старше 4,5 лет - устранение вредных привычек - логопедическое обучение - замещение дефектов коронок зубов - стабилизация высоты прикуса
IIа (III) Дети, имеющие нерезко выраженные (без лицевых симптомов) аномалии прикуса, с неправильно прорезывающимися отдельными зубами, с дефектами зубных рядов На правильное формирование функций, своевременное устранение этиологических факторов Дыхательная, корригирующая гимнастика, использование давящих повязок на губу, подбородочной пращи, вестибулярных пластинок, массаж пальцевой в области неправильно прорезывающихся зубов. гимнастика шпателем, профилактическое зубное протезирование
IIб (IV) Дети с выраженными зубочелюстными аномалиями, сопровождающимися лицевыми симптомами и функциональными нарушениями, дефектами зубного ряда и аномалиями прикуса, последствиями травм, опухолей, воспалительных процессов, расщелиной верхней губы и неба Устранение этиологического фактора, регуляция функций жевания, дыхания, глотания и речи, формирование правильной осанки Устранение этиологического фактора, дыхательная и корригирующая гимнастика, специальная гимнастика, аппаратурное ортодонтическое лечение

В своевременном выявлении и устранении факторов риска, способствующих возникновению зубочелюстных аномалий, важное значение имеет активное участие родителей, медицинского персонала и воспитателей детских дошкольных учреждений.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- учебно-методическая литература.

- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

5. Практическая работа:

- Название практической работы:профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

заполнение карты пациента.

- Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

- Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.

Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи,

профилактический осмотр, заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Порядок и сроки прорезывания молочных зубов.

2. Порядок и сроки прорезывания постоянных зубов.

3. Понятие прикус. Виды прикуса.

4.Охарактеризовать признаки центральной окклюзии.

5. Анатомо-физиологическое строение зубных рядов.

6. Возрастные особенности развития зубочелюстной системы.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Эндогенные факторы риска развития аномалий.

2. Экзогенные факторы риска развития аномалий.

3. Роль вредных привычек в возникновении зубочелюстных аномалий.

4. Методы профилактики зубочелюстных аномалий.

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9. Самостоятельная работа студентов:

Вариант

Наши рекомендации