Схема диспансерного наблюдения за детьми с целью профилактики зубочелюстных аномалий
Диспансерная группа | Состояние и заболевания, при которых дети подлежат диспансерному наблюдению | Особое внимание обращается на: | Основные пути оздоровления |
0 (I) | Дети с нормальным прикусом | Общее развитие организма, формирование прикуса, поражение зубов кариесом. | Гигиеническая гимнастика, рациональное питание, правильный уход за полостью рта. |
I (II) | Дети, имеющие предрасположение или фоновые процессы для формирования аномалий зубочелюстной сиситемы: - с вредными привычками - патологией ЛОР-органов - неправильным глотанием - нарушение речи - последствиями рахита - короткими уздечами верхней губы и языка - мезиальным или дистальным соотношением молочных моляров - дефектами коронок зубов и зубных рядов - нестершимися буграми молочных клыков - патологической стираемостыо зубов - несмыкахщейся ротовой щелью | Борьбу с вредными привычками, регуляцию дыхания, жевания, глотания, речи, миодинамического равновесия, отсутствие дефектов осанки. | Те же, а также: - санация носоглотки и нормализация дыхания - нормализация жевания, речи, глотания - удлинение уздечки языка - удлинение уздечки верхней губы после прорезывания 1/1 - подшлифовка бугров молочных клыков у детей старше 4,5 лет - устранение вредных привычек - логопедическое обучение - замещение дефектов коронок зубов - стабилизация высоты прикуса |
IIа (III) | Дети, имеющие нерезко выраженные (без лицевых симптомов) аномалии прикуса, с неправильно прорезывающимися отдельными зубами, с дефектами зубных рядов | На правильное формирование функций, своевременное устранение этиологических факторов | Дыхательная, корригирующая гимнастика, использование давящих повязок на губу, подбородочной пращи, вестибулярных пластинок, массаж пальцевой в области неправильно прорезывающихся зубов. гимнастика шпателем, профилактическое зубное протезирование |
IIб (IV) | Дети с выраженными зубочелюстными аномалиями, сопровождающимися лицевыми симптомами и функциональными нарушениями, дефектами зубного ряда и аномалиями прикуса, последствиями травм, опухолей, воспалительных процессов, расщелиной верхней губы и неба | Устранение этиологического фактора, регуляция функций жевания, дыхания, глотания и речи, формирование правильной осанки | Устранение этиологического фактора, дыхательная и корригирующая гимнастика, специальная гимнастика, аппаратурное ортодонтическое лечение |
В своевременном выявлении и устранении факторов риска, способствующих возникновению зубочелюстных аномалий, важное значение имеет активное участие родителей, медицинского персонала и воспитателей детских дошкольных учреждений.
4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:
- учебно-методическая литература.
- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.
5. Практическая работа:
- Название практической работы:профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;
заполнение карты пациента.
- Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.
- Методика выполнения работы:
Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.
Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи,
профилактический осмотр, заполнение карты обследования.
Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.
6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
1. Порядок и сроки прорезывания молочных зубов.
2. Порядок и сроки прорезывания постоянных зубов.
3. Понятие прикус. Виды прикуса.
4.Охарактеризовать признаки центральной окклюзии.
5. Анатомо-физиологическое строение зубных рядов.
6. Возрастные особенности развития зубочелюстной системы.
7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
1. Эндогенные факторы риска развития аномалий.
2. Экзогенные факторы риска развития аномалий.
3. Роль вредных привычек в возникновении зубочелюстных аномалий.
4. Методы профилактики зубочелюстных аномалий.
8. Хронокарта учебного занятия:
Этапы занятия | Время |
1. Организационная часть (приветствие, заполнение журнала посещений занятий, оценка внешнего вида студента, состояния медицинской одежды, наличия медицинских перчаток, защитных масок, очков, сменной обуви) определение преподавателем темы занятия, цели занятия и задач, направленных на её выполнение | 5 минут |
2. Проверка домашнего задания, опрос | 35 минут |
3. Объяснение нового материала. | 35 минут |
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. | 65 минут |
5. Обобщение занятия, задание на дом. | 5 минут |
9. Самостоятельная работа студентов:
Вариант