Самостоятельная работа № 4
«Официально-деловой стиль. Специфика и жанры стиля»
На взрослого человека жизнь в обществе накладывает определенные обязательства. Обязанности гражданина – члена общества, государства, члена семьи, работника и т.д. Все эти обязанности, как и права, регулируются официально и оформляются соответствующими актами, законодательными постановлениями. Фактически от рождения и до смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи.
Функции официально – деловой речи – сообщить сведения, имеющие практическое значение, дать точные указания, проинструктировать.
Стилевые черты:
• официальность.
• точность, конкретность, не допускающие иного толкования.
• предписывающий характер, обеспечивающий функцию повеления, неукоснительного выполнения тех или иных рекомендаций.
• стандартизированность, проявляющаяся в обилии устойчивых оборотов, клише деловой речи.
Типы официально-деловых документов: официальные документы (паспорт.
диплом, аттестат, типовые бланки, договоры, бухгалтерские счета) и документы частного характера (заявления, характеристики, доверенность, акт, апелляция, автобиография).
Заявление – это:
1. Официальное сообщение в устной и письменной форме.
2. Письменная просьба о чем-нибудь.
Композиционные особенности заявления:
- наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);
- фамилия, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);
- наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка);
- текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);
- подпись заявителя (пишется внизу справа).
- дата (ставится слева под текстом ниже подписи).
Образец
Директору средней школы № 342
Анисимову Н.П.
ученика 11 класса Третьякова А.П.
заявление.
Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 11 и 12 апреля 2008 года по семейным обстоятельствам.
8 апреля 2008 г. (подпись)
Резюме состоит из следующих блоков:
вступление-
• Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города).
• цель (необязательно, но желательно): краткое описание того, на получение какой должности и почему Вы претендуете (не более 6 строк, а лучше 2-3).
основная часть -
• трудовой опыт в обратном хронологическом порядке (даты начала и окончания работы), наименование организации, должностные обязанности.
• образование (какой ОУ и когда), награды, изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей цели.
• дополнительная информация: владение иностранными языками и компьютером, наличие водительских прав, хобби (следует упоминать только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой).
Образец
Резюме
Парфенов Михаил Дмитриевич
7 июля 1985 г.р., г.Тверь.
Не женат.
Гражданин РФ
Владею английским языком. Имею навыки работы на компьютере.
Домашний адрес: г. Тверь, ул.Свободы, д.43, кв.89. тел. 63-74-48.
В 2002 году закончил среднюю школу №67 с углубленным изучением математики, информатики и английского языка. В этом же году поступил на механико-математический факультет ТГУ. Углубленно занимаюсь программным обеспечением компьютером.
К резюме прилагаю отзыв о моей работе в студенческом научном обществе.
12 февраля 2008 г. Парфёнов.
Автобиография – описание своей жизни
Как деловой документ автобиография состоит обычно из следующих элементов:
1. Заголовок: Автобиография
2. Фамилия, имя, отчество
3. Дата рождения (число, месяц, год)
4. Место рождения (село, город, район, область, республика и т.д.)
5. Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются)
6. Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения окончил)
7. Трудовая деятельность (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время)
8. Состав семьи (где и кем работают или где учатся члены семьи)
9. Поощрения, награждения (если имеются)
10. Дата (слева)
Доверенность – документ, с помощью которого одно лицо предоставляет другому лицу полномочия предпринять за него какие-либо действия ) чаще всего – получить что-либо).
Форма доверенности:
• наименование документа;
• фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверителя;
• фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверенного лица;
• содержание доверенности (что конкретно доверяется; сумма пишется цифрами и в скобках прописью;
• подпись доверителя;
• дата выдачи доверенности;
• наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя;
• дата удостоверения подписи и печать.
Обратите внимание: наименование документа пишется в центре строки; под датой и подписью необходимо предусмотреть место, чтобы заверить документ. Клишированные формы (Кто? + доверяю + кому? инфинитив “получить”…)
Образец
Я, Иванова Мария Николаевна, доверяю получить причитающуюся мне зарплату за март 2008 г. Иванову Антону Сергеевичу.
Мой паспорт: (данные).
Паспортные данные Иванова Антона Сергеевича: (данные).
Практическое задание. Составьте пакет документов:
заявление, резюме, доверенность.