Темы для лабораторных занятий

1. Физические свойства минералов. Работа с коллекциями мине­ралов.

2. Классификация минералов. Работа с коллекциями минералов.

3. Изучение структур и текстур магматических горных пород.
Классификация и изучение состава магматических горных пород. Рабо­та с коллекциями магматических горных пород.

4. Классификация, текстура и структура осадочных горных пород.
Изучение терригенных, карбонатных, органогенных, хемогенных горных
пород. Работа с коллекциями осадочных горных пород.

5. Изучение метаморфических горных пород. Работа с коллекция­ми метаморфических горных пород. Контрольная работа.

6. Геохронологическая шкала, геохронологические подразделения,
их длительность и обозначение.

7. Условные знаки геологических карт: цветовые, буквенные, цифровые.

6. Признаки горизонтального залегания, слоев на геологических
картах. Построение разреза по геологической карте с горизонтальным
залеганием слоев.

9. Построение разреза с горизонтальным залеганием по данным
буровой скважины или по стратиграфической колонке.

10. Элементы залегания слоев. Изучение устройства горного ком­
паса. Приемы работы с компасом. Запись замеров.

11.Построение разрезов со складчатым залеганием по геологи­ческой карте.

12. Построение разрезов с разрывными нарушениями по геологи-
ческой карте.

13. Изучение изображения на геологических картах интрузивных пород.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

Этот раздел является вводным. Он посвящен содержанию и основным задачам геологической науки, объектам ее изучения, применяемым методам исследования, истории развития геологии, подразделению гео­логии на отдельные дисциплины, содержанию и значению курса общей геологии.

Вопросы для самопроверки

1. На какие дисциплины подразделяется геологическая наука?

Содержание и задачи курса общей геологии.

ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Раздел этот посвящен общей характеристике Солнечной системы и Земли как космического тела.

Необходимо усвоить основные положения космогонической гипоте­зы О.Ю.Шмидта и ознакомиться с ее критикой.

Особое внимание надо уделить космогоническим идеям В.Г.Фасенкова, считающего, что Солнце и планеты образовались из одного протопланетного облака.

Следует в общих чертах ознакомиться с последними достижениями науки и техники в изучении и завоевании космического пространства.

Вопросы для самопроверки

Планеты Солнечной системы.

2. Основное принципиальное различие космогонических гипотез
В.Г. Фасенкова и О.Ю.Шмидта.

3. Какие космические тела входят в состав Солнечной системы?

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЛИ

Основными вопросами, рассматриваемыми в настоящем разделе, яв­ляются форма, размеры, физические свойства, состав и строение Зем­ли и методы их изучения. Они необходимы для правильного понимания сущности геологических процессов и сознательного усвоения последу­ющих разделов курса.

Прорабатывая главу о форме и размерах Земли, студент должен изучить гипсографическую кривую и познакомиться с основными черта­ми рельефа континентов и дна Мирового океана.

При изучении физических свойств Земли следует познакомиться с результатами сейсмических исследований земных недр, гравитационным и магнитным полями Земли, источниками теплоты Земли и такими поня­тиями, как геотермические ступень и градиент.

Современные взгляды на состояние вещества во внутренних гео­сферах и ядре Земли построены на сейсмических данных и последних достижениях молекулярной и атомной физики, подтвержденных соот­ветствующими экспериментами. Необходимо усвоить современную схему внутреннего строения Зем­ли (ядро внутреннее, ядро внешнее, мантия, литосфера). Литосфера включает земную кору и отдельную от нее сейсмическим разделом Мохоровичича верхнюю жесткую часть верхней мантий.

При ознакомлении с внешними оболочками Земли – атмосферой и гидросферой, а также биосферой, - следует иметь в виду, что они,
так же как и земная кора, постоянно изменялись на протяжении всей
истории Земли.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое геоид?

2. Источники тепловой энергии Земли. Что такое геотермическая ступень, от какого уровня она отсчитывается? Что такое геотермичес­кий градиент?

3. Что такое гравитационные и магнитные аномалии, как они про­являются на поверхности Земли?

4. Что такое раздел Мохоровичича?

5. Какие выделяются внутренние сферы Земли? Охарактеризуйте их.

ЗЕМНАЯ КОРА

Наши рекомендации