Глава 5. основные формально-логические законы
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГИКИ
1. Дайте определение предмета логики как науки. Охарактеризуйте этапы развития логики.
2. Охарактеризуйте основные формы мышления. Дайте характеристику законам мышления.
ЗАДАЧИ
1. Установите, какие из следующих выражений являются понятиями, суждениями и умозаключениями:
а) самая удаленная точки Вселенной;
б) великий русский писатель Л.Н.Толстой;
в) вечный двигатель;
г) государство;
д) ледоколы существуют;
е) 10 больше 3;
ж) на Марсе есть жизнь;
з) все ужи – пресмыкающиеся;
и) все металлы электропроводны / ни один неэлектропроводник не является металлом;
к) некоторые музыканты скрипачи / все скрипачи являются музыкантами.
2. Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму:
а) всякое дерево есть растение;
б) все юристы есть адвокаты;
в) не все жидкости прозрачны;
г) некоторые лекции скучны.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ
1. Охарактеризуйте понятие как форму мышления. Чем отличаются понятие и слово?
2. Дайте характеристику видов понятий по объему и по содержанию. Какая связь существует между объемом и содержанием понятия?
3. Проанализируйте отношения между понятиями. Типы совместимости и несовместимости.
4. Характеристика логических операций с понятиями. Что значит обобщить и ограничить понятие?
ЗАДАЧИ
1. Раскройте содержание понятий:
а) «коллега»;
б) «прецедент»;
в) «человек».
2. Сравните содержание и объем следующих понятий:
а) «наказание» и «ограничение свободы»;
б) «дерево» и «растение»;
в) «государство» и «российское государство».
Дайте полную логическую характеристику понятия «юрист».
Определите вид отношений между понятиями: «документ» - «финансовый отчет» - «паспорт» - «удостоверение личности».
Проверьте правильность обобщения понятий: «равносторонний треугольник» - «равноугольный треугольник» - «треугольник».
Ограничьте понятие «периодическое издание».
7. Найдите плеоназмы в следующих выражениях:
а) преступное правонарушение;
б) радостный оптимизм;
в) крайний предел;
г) совместное сотрудничество.
8. Определите, является ли операция (определения или деления) правильной, если нет, то укажите, какое правило нарушено.
а) Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и справедливыми.
б) По устройству часы делятся на механизмы, циферблат, корпус, стекло, заднюю крышку, браслет, замок на браслете.
в) Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
ГЛАВА 3. СУЖДЕНИЕ
1. Охарактеризуйте суждение как форму мышления. Всякое ли предложение является суждением?
2. Охарактеризуйте состав простого суждения. Дайте анализ видам простого суждения.
3. Охарактеризуйте вида сложных суждений. Условия истинности сложных суждений.
4. Понятие модальности суждений. Виды деления суждений по модальности.
ЗАДАЧИ
1. Укажите субъект и предикат в следующих суждениях и определите, являются они атрибутивными или с отношениями (реляционными):
а) Терьер – собака.
б) Некоторые люди не знают ни одного закона физики.
в) Роман дарит Ольге цветы.
г) Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
2. Определите количество и качество следующих суждений:
а) «Все люди стремятся к знаниям» (Аристотель).
б) «Величайшие истины – самые простые» (Л.Толстой).
в) «Многие заводы на грани остановки».
г) «Преступность заразна» (Л.Брэндейс).
3. Определите вид суждений и укажите распределенность терминов в них:
а) Некоторые студенты – спортсмены.
б) Ни один тигр не есть травоядное животное.
4. Определите вид суждения. Найдите квантор, субъект, предикат, определите количество и качество суждения. Запишите суждение в виде логической формулы, дайте объединенную классификацию суждения. Изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:
а) Все квадраты – равносторонние прямоугольники.
б) Некоторые виды уголовного наказания предусматривают лишение свободы.
5. Выявите структуру приведенных сложных суждений, укажите, их каких простых высказываний они образованы и с помощью каких логических связок:
а) Если вы были в Париже, то вы видели Лувр или видели Эйфелеву башню.
б) Здесь холодно, и было бы хорошо, если бы ты закрыл окно.
в) Если завтра выпадет снег, мы пойдем в лес и возьмем с собой собаку.
г) Геометрия Евклида непротиворечива, но геометрия Лобачевского также непротиворечива.
6. Определите модальность суждений:
а) «Наукой неопровержимо установлено, что вечный двигатель создать невозможно».
б) «Знает это не каждый, а только мудрец» (Омар Хайям).
в) «Человек должен быть честным не по натуре, а не по обстоятельствам» (М.Аврелий).
г) «Не случайно, а глубоко закономерно движение общества по пути прогресса».
ГЛАВА 4. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Охарактеризуйте умозаключение как форму мышления. Структура умозаключений.
2. Раскройте понятие дедуктивного умозаключения. Определение простого категорического силлогизма, фигуры, модусы и правила простого категорического силлогизма.
3. Охарактеризуйте логическую природу индуктивных умозаключений. Индуктивные методы установления причинных связей.
4. Охарактеризуйте умозаключения по аналогии.
ЗАДАЧИ
1. Определите вид умозаключения, сделайте заключение. Напишите схему, формулу данного умозаключения, проверьте правильность умозаключения: «Правонарушения делятся на преступления или проступки. Данное правонарушение – проступок».
2. Сделай полный разбор силлогизма: приведите его к правильной логической форме, укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Проверьте правильность силлогизмов:
а) Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на образование. Новиков – гражданин Российской Федерации. Следовательно, Новиков имеет право на образование.
б) Свидетели обязаны давать правдивые показания. Иванов – свидетель. Следовательно, …
3. Восстановите силлогизм из энтимемы:
а) Курение заслуживает наказания, потому что оно – порок.
б) Рабов не следует держать в неволе, потому что они люди.
4. Укажите умозаключения полной и неполной индукции:
а) Для выступления с докладами на научной конференции подготовились пять студентов: Иванов, Петров, Фролова, Шашурина, Стрелкова. Студент Иванов выступил на пленарном заседании. Студенты Петров, Фролова, Шашурина, Стрелкова выступили с докладами на секциях. Таким образом, все студенты, подготовившие доклады, выступили на конференции.
б) Русские юристы последней трети XIX в. Александров и Спасович были выдающимися судебными ораторами. То же можно сказать и о юристах этого периода Андреевском, Арсеньеве, Плевако, Карабачевском, Урусове. Следовательно, все русские юристы последней трети XIX в. были выдающимися судебными ораторами.
5. Являются ли данные утверждения умозаключениями по аналогии:
а) Во втором классе Наташа Филатова будет учиться столь же хорошо, как и в первом, потому что она прилежная ученица.
б) Новый приключенческий роман В.Кузнецовой будет пользоваться таким же успехом, как и предыдущий, потому что читатели с нетерпением ждут от нее новых остросюжетных приключений.
в) В конце слова «ночь» пишется мягкий знак, потому что он пишется в окончании именительного и винительного падежей единственного числа всех существительных женского рода, после шипящих ж, ч, ш, щ.
ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
1. Раскройте сущность закона тождества.
2. Дайте понятие закона непротиворечия и раскройте его сущность.
3. Раскройте основное требование закона исключенного третьего.
4. Охарактеризуйте закон достаточного основания.
ЗАДАЧИ
1. Определите, есть ли противоречие в следующих утверждениях или в них нарушен принцип тождества:
а) Я в Бога не верю, однако он есть.
б) Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории (Н.В.Гоголь).
в) Если трава зеленая, то она зеленая.
2. Определите, нарушен ли принцип непротиворечивости мышления в утверждении «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ).
3. В каких из следующих высказываний нарушен принцип исключенного третьего:
а) Все грибы являются съедобными (А) или же ни один гриб не является съедобным (В).
б) Аристотель умер в 322 году до н.э. или он не умер в этом году.
4. Является ли последующая мысль достаточным основанием для первой:
1) студент Петров вряд ли решит задачи по логике,
2) студент Петров не может решать задачи по логике,
3) студент Петров не может, как правило, решать задач по логике?