Сертификация систем качества. В последние годы в мире стремительно растет число компаний, сертифицировавших свои системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000

В последние годы в мире стремительно растет число компаний, сертифицировавших свои системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000. В настоящее время эти стандарты применяют более 80 стран. По статистическим данным, предприятия с сертифицированной системой качества работают в 2—3 раза эффективнее по сравнению с остальными.

Тенденция стремительного роста сертификации систем качества связана как с внешними причинами (требование заказчика, повышение конкурентоспособности), так и с внутренними.

К важным внешним причинам следует отнести тот факт, что многие зарубежные органы и системы сертификации включают сертификацию систем качества в процедуры сертификации продукции.

Сертификация систем качества позволяет увели­чить цену на продукцию в среднем в 1,5—2 раза. Предприятия, имеющие сертифицированную систему качества, могут претендовать на льготные условия кредитования и страхования (при страховании ущерба за некачественную продукцию). Благодаря сертификации систем качества предприятия побеждают в международных тендерах. При возникновении судебных исков, связанных с браком продукции, сертификат на систему качества расценивается судом как доказательство невиновности. Правительства ряда стран при решении вопроса о размещении госзаказа отдают предпочтение предприятиям с сертифицированной системой качества.

Поэтому важной задачей федеральных органов исполнительной власти России является поддержка субъектов хозяйственной деятельности, внедривших систему.

Существует ряд внутренних причин, побуждающих предприятия к сертификации систем качества:

- более полное удовлетворение требований потребителей;

- сокращение издержек производства;

- сокращение числа проверок со стороны потребителей и надзорных органов;

- улучшение культуры производства;

- повышение ответственности за качество.

Сертификация систем качества в России организуется и проводит­ся для создания уверенности у потребителей продукции (услуги), ру­ководства предприятий-изготовителей и других заинтересованных сто­рон в возможности изготовителя обеспечить потребителя продукцией, соответствующей установленным требованиям.

Главный объект сертификации систем качества - деятельность по управлению и обеспече­нию качества. Эту деятельность проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2001.

Сертификация систем качества включает этап организации работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации.

На этапе организации работ заявитель направляет заявку в центральный орган по сертификации системы — Технический центр Регистра. Последний определяет орган по сертификации. После оплаты регистрационного взноса орган по сертификации передает заявителю следу­ющие документы:

- комплекс исходных форм документов для проведения предваритель­ной оценки системы качества;

- перечень документов, представляемых на сертификацию систем качества.

В частности, в состав исходных данных для предварительной оцен­ки системы качества входят сведения о предприятии, используемой технической до­кументации, показателях качества изготовления продукции (коэффици­ент дефектности, уровень гарантийных ремонтов и т.д.).

Далее сертификация может проходить по следующим этапам:

I — предварительная оценка системы качества;

II — проверка и оценка системы качества в организации;

III — инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.

На I этапе комиссия проводит анализ представленных документов для предварительной оценки готовности заявителя к сертификации систем качества. Этап завер­шается подготовкой письменного заключения о возможности проведе­ния II этапа сертификации систем качества.

Если на I этапе проводится заочная оценка деятельности по управ­лению и обеспечению качества, то на II этапе проводится обследование проверяемой организации по согласованной с ней программе.

Несоответствия, выявленные в ходе проверки, подразделяются на значительные несоответствия (например, отсутствует один элемент) и малозначительные несоответствия (например, незначительное упуще­ние при реализации отдельных требований стандарта).

Несоответствия могут быть сняты главным экспертом в двух слу­чаях:

- проверяемая организация представляет дополнительные дока­зательства того, что обнаруженные экспертом несоответствия не яв­ляются обоснованными;

- обнаруженное несоответствие устраняется в ходе проверки.

Значительное несоответствие может быть переведе­но главным экспертом в категорию малозначительного в случае представления проверяемой организацией объективных доказа­тельств.

Систему качества признают соответствующей стандарту при отсутствии значи­тельных несоответствий или при наличии 10 или менее малозначитель­ных несоответствий. Систему качества признают не соответствующей стандарту при наличии одного значительного несоответствия или более 10 малозна­чительных несоответствий.

Результатом проверки и оценки системы качества может быть один из трех вари­антов:

- система полностью соответствует стандарту;

- система в целом соответствует стандарту, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия по элементам системы;

- система содержит значительные несоответствия.

Решение о рекомендации системы качества к сертификации (отказе в сертификации системы качества) прини­мает главный эксперт на основе акта о результатах проверки и оценки системы качества. При положительных результатах орган по сертификации оформляет проект сертифи­ката соответствия системы качества. Указанные документы вместе с актом проверки представляют Техническому центру Регистра. Одновременно орган по сертификации и организация заключают договор на проведение инспекционного конт­роля.

Технический центр Регистра принимает окончательное решение о регистрации сертификата в реестре Регистра.

Инспекционный контроль (этап III) устанавливают на весь период действия сертификата и осуществляют не менее одного раза в год. При проведении контроля эксперты обязательно проверяют наличие коррек­тирующих мероприятий и их результаты по данным предыдущих про­верок на основе замечаний о несоответствиях.

Как и при сертификации продукции и услуг (работ), в ряде случаев возникает необходимость в проведении внепланового инспекционного контроля.

Наши рекомендации