Добровольное подтверждение соответствия
Добровольное подтверждение соответствия должно осуществляться только в форме добровольной сертификации. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя на основе договора с органом по сертификации.
Перечень объектов добровольной сертификации включает в себя не только продукцию, процессы ее производства, эксплуатации, реализации и т.д., но и работы и услуги, а также «иные объекты». Таким образом, перечень объектов, применительно к которым можно формировать системы добровольной сертификации, является тактически неограниченным и создание систем добровольной сертификации, например, персонала или систем менеджмента и обеспечения безопасности является правомерным.
Права заявителя при добровольной сертификации в законодательстве по техническому регулированию не определены, учитывая, что добровольная сертификация проводится на основании договора между заявителем и органом по сертификации, права заявителя устанавливаются гражданским законодательством.
В качестве нормативной базы подтверждения соответствия при добровольной сертификации могут использоваться национальные стандарты, стандарты организаций, а также требования, установленные в документах системы добровольной сертификации, и условия договоров. Из этого вытекают широкие возможности использования создателями систем добровольной сертификации нормативных требований, в частности при проведении сертификации «под заказ» заявителя. В этом случае конкретные требования могут быть сформулированы в договоре.
Таким образом, в новом законодательстве значительно расширен не только перечень объектов, но и перечень требований, подтверждаемых при добровольном подтверждении соответствия. Это позволит более широко использовать добровольную сертификацию как действенный инструмент повышения конкурентоспособности и достижения преимущества на рынке.
Системы сертификации
Под системой сертификации понимается совокупность участников сертификации, действующих в определенной области по определенным в системе правилам. Понятие «система сертификации» в новом законодательстве по техническому регулированию сохраняется только применительно к добровольной сертификации.
В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», систему добровольной сертификации может создать как юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), так и несколько юридических лиц (или индивидуальных предпринимателей). Обязанностью лица (лиц), создавшего систему добровольной сертификации, является определение перечня объектов сертификации этой системы, требований (характеристик), соответствие вторым подтверждается в системе, а также установление правил выполнения работ по сертификации, порядка их оплаты, и определение Частников системы.
Таким образом, инфраструктуру системы (ее участников, их функции и взаимодействие между ними) определяют создатели системы добровольной сертификации.
Закон содержит ряд прямых норм в части регистрации систем добровольной сертификации. Во-первых, следует отметить, что регистрация системы добровольной сертификации федеральным органом по техническому регулированию является добровольной. Лицо, создавшее систему добровольной сертификации, может ее зарегистрировать; в то же время законодательство позволяет проводить добровольную сертификацию без регистрации системы.
Установлен перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию для регистрации системы. К таким документам относятся:
- правила функционирования системы;
- изображение знака соответствия и порядок его применения (если применение знака соответствия в системе предусмотрено);
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- документ об оплате регистрации.
Правила функционирования системы добровольной сертификации являются основополагающим документом системы, в котором должны быть установлены область деятельности системы (перечень объектов и требований), правила проведения работ по сертификации и их оплаты, также состав участников системы.
Преимущество регистрации систем добровольной сертификации состоит в том, что публикация сведений о зарегистрированных системах в официальных изданиях и на сайте Росстандарта будет способствовать широкому информированию потенциальных заявителей о наличии таких систем. В то же время отсутствие регистрации систем добровольной сертификации может привести к совпадению их наименований и изображений знаков соответствия и, как следствие, к введению потребителей в заблуждение.