I.Самостоятельные части речи
Часть речи | Что обозначает Вопрос Начальная форма | Морфологические признаки | |
постоянные | непостоянные | ||
1. Имя существительное | Предмет (стол, собака), опредмеченный признак (белизна), опредмеченное действие (бег), всё, о чем можно спросить: Что это? Кто это? Нач. форма – И. п. ед. ч. | 1. Лексико-грамматический разряд: а) конкретное (стол); б) отвлеченное (идея, храбрость); в) вещественное (глина, воск, вода); г) единичное (жемчужина, снежинка); д) собирательное (листва, крестьянство); е) собственное (Катя, Волга, Москва). 2. Одушевленность: а) одушевленное (ученик, друг, птица); б) неодушевленное (город, поле, широта). 3. Род: а) мужской (сель, тюль, толь, шампунь, туш); б) женский (вуаль, мозоль, тушь, плацкарта, авеню); в) средний (шасси, регби, плиссе); г) общий (задира, плакса); д) не имеют рода: сливки, сани. 4. Склонение: 1-е – м. р. на 0 и ср. р. на -о, -е; 2-е –ж. р., м. р. на -а, -я; 3-е – ж. р. на 0; разносклоняемые – путь, дитя, бремя и др. сущ. на -мя; местоименное склонение (столовая и т. п.); смешанное склонение (Ренин, Попов); несклоняемые (метро ит. п). | 1. Падеж: 1)Именительный – падежные вопросы – кто? что? 2)Родительный – кого? чего? 3)Дательный – кому? чему? 4)Винительный - кого? что? 5)Творительный – кем? чем? 6)Предложный – (о,в) ком? чем? 2. Число. |
2. Имя прилагательное | Признак предмета (большой, широкий, деревянный), принадлежность (отцова работа, мамин платок, лисья нора). Какой? Чей? Нач. форма – И. п. ед. ч. м. р. | Лексико-грамматический разряд: а) качественные (добрый, высокий, смелый, сладкий); б) относительные (деревянный, годовой, двухэтажный, деревенский); в) притяжательные (отцов, сестрин, лисий, волчий). Качественные прилагательные могут иметь краткую форму, степени сравнения, сочетаются с наречием очень; относительные и притяжательные этими признаками не обладают. | 1.Краткая и полная формы (у качественных): добр, -а, -о, -ы - добрый, -ая, -ое, -ые. 2.Степень сравнения (у качественных): а) сравнительная (более широкий, шире); б) превосходная (самый широкий, широчайший). 3.Род. 4.Число. 5.Падеж. |
3. Имя числительное | Количество предметов (два, шестьдесят, семеро) и порядок при счете (второй, шестидесятый). Сколько? Который? Нач. форма – И. п. | 1.Лексико-грамматический разряд: а) количественные (три); б) порядковые (третий); в) собирательные (трое). 2.Целые (три) и дробные (три пятых). 3.Простые (три, третий), сложные (тринадцать, триста) и составные (сорок три, сорок третий). | 1.Падеж. 2.Род (если есть): один – одна – одно; два – две; первый – первая – первые. 3.Число (если есть): тысяча – тысячи; миллион – миллионы. |
4. Местоимение | Указывает на предмет, признак или количество, но не называет их. Нач. форма – И. п. | Лексико-грамматические разряды: 1.Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они (имеют лицо как постоянный морфологический признак). 2.Возвратное – себя. 3.Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш, их, его, ее. 4.Указательные: этот, тот, такой, столько. 5.Вопросительные: кто? что? какой? чей? который? Сколько? Напр.: Что ему подарить? 6.Относительные – те же местоимения в функции союзных слов придаточного предложения: Я знаю, что ему подарить. 7.Отрицательные – те же местоимения с приставкой ни-: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько. 8.Неопределенные – те же местоимения с приставками не-, кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь: некто, кое-что какой-то и т. п. 9.Определительные: любой, каждый, всякий, весь, сам, самый, иной, другой. | 1.Падеж. 2.Число (не у всех местоимений). 3.Род (не у всех местоимений). |
5.Глагол | Действие, процесс, состояние Нач. форма – неопределенная форма (инфинитив) Что делать? Что сделать? | 1.Вид: а) несовершенный (Что делать?); б) совершенный (Что сделать?) 2. Переходность: а) переходные – глаголы, способные сочетаться с сущ. В. п. без предлога (читать, носить, знать); б) непереходные – глаголы, не способные сочетаться с сущ. В. п. без предлога (ходить, работать, читаться, знаться). 3. Залог: а) страдательный: над предметом-подлежащим совершается действие со стороны другого предмета (Книга читается мальчиком); б) действительный: предмет-подлежащее сам производит действие (Мальчик читает книгу; Книга легко читается; Крапива жжется). 4.Спряжение (1-е, 2-е, архаическое, разноспрягаемые глаголы). | 1.Наклонение: а) изъявительное (писал, пишу, буду писать); б) повелительное (пиши, пишите); в) сослагательное, или условное (писал бы). 2.Время (для глаголов в изъявительном наклонении): настоящее, прошедшее, будущее. 3.Лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения). 4.Род (для прошедшего времени и сослагательного наклонения). 5.Число. |
6. Причастие (у одних ученых – особая форма глагола, у других – разновидность прилагательного, у третьих – особая часть речи). | Признак предмета по действию (знающий, знаемый, знавший, узнавший, узнанный). Совмещает грамматические признаки глагола и прилагательного Нач. форма – И. п. ед. ч. м. р. Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Какой? | 1.Вид: а) несовершенный (пишущий, писавший); б) совершенный (написавший, написанный). 2.Залог: а) действительный (студенты, сдающие экзамен, сдавшие экзамен); б) страдательный (экзамен, сдаваемый студентами, сданный студентами). 3.Время: а) настоящее (сдающий, сдаваемый); б) прошедшее (сдававший, сдавший, сданный). (Будущего времени у причастий не бывает). | 1.Полная форма или краткая (у страдательных); у действительных причастий – только полная форма. 2.Падеж (у полных). 3.Число. 4.Род. |
7. Деепричастие (у одних ученых – особая неизменяемая форма глагола, у других – особая часть речи). | Добавочное действие (Улыбаясь, летчик рассказывал о полете). Что делая? Что сделав? | 1.Вид: а) несовершенный (улыбаясь); б) совершенный (улыбнувшись). 2. Переходность: поняв (кого – что); непереходность: дыша, живя, улыбаясь, улыбнувшись (невозможность дополнения в В. п. без предлога). | Не изменяется, следовательно, непостоянных признаков нет. |
8.Наречие. | Признак действия (ехать быстро) или другого признака (чрезвычайно быстро, очень хороший). Как? Каким образом? В какой степени? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? С какой целью? | Лексико-грамматический разряд: 1.Образа действия (быстро, вдруг). 2.Меры и степени (очень, чрезвычайно, довольно). 3.Места (везде, направо, близко). 4.Времени (сегодня, утром, тогда). 5.Причины (сгоряча, спросонья, сослепу, поневоле). 6.Цели (нарочно, умышленно, назло). | Неизменяемая часть речи, следовательно, непостоянных признаков нет. |
ПРИМЕЧАНИЕ: В каждом из разрядов выделяются так называемые местоименные наречия, которые не обозначают конкретно образ, место, время действия, но указывают на них: как, так, когда, тогда, где, зесь, там и т. п. |
II.Служебные части речи
Часть речи | Для чего служит | Морфологические разряды |
1. Предлог | Служит для конкретизации падежных значений (над столом, подстолом, перед столом, за столом, со столом). | 1.Разряд по строению: а) непроизводные, или первообразные: без, в, до, для, из, к, на, над, о, об и др. (т. е. ни от каких других слов не образованные); б) производные, т. е. образованные от др. частей речи (вблизи берега, согласно указанию, благодаря брату, несмотря на болезнь, в течение часа, в продолжение суток, вследствие дождей). 2.Разряд по значению: пространственные (над, под, перед, за, в, из, по...), временные (в, на, за, с, до, в течение, в продолжение...), причинные (по, из, из-за, вследствие...), целевые (для, ради...). Один и тот же предлог в сочетании с разными существительными может иметь разные значения. |
2. Союз | Служит для связи однородных членов и частей сложного предложения (Лес истепь; Не повесть, а роман; Грустно думать, что напрасно была нам молодость дана). | 1.Разряд по строению: 1) простые, или одиночные (и, а, но, однако, зато, да, что, хотя и др.); 2) повторяющиеся (ни...ни, то...то, не то...не то, то ли... то ли); 3) двойные (чем...тем, если...то, не только… но и, не столько… сколько, как… так); 4) составные (потому что, оттого что, так как, для того чтобы, несмотря на то что и др.). 2.Разряд по значению: 1) сочинительные (связывают однородные члены, части сложносочиненного предложения и однородные придаточные): а) соединительные: и, да (=и), ни...ни, тоже, также; б) разделительные: или, иль, либо, то...то, не то...не то, то ли... то ли; в) противительные: а, но, да (=но), однако, зато, же; г) присоединительные и пояснительные: да и, причем, притом, то есть, а именно, как-то; 2) подчинительные (связывают части сложноподчиненного предложения – главное предложение с придаточным); могут быть изъяснительными, условными, целевыми и т. п., в зависимости от вида придаточного. |
3. Частица | Служит для образования форм слов или вносит различные смысловые оттенки в предложение. | 1.Формообразующие частицы служат для образования форм глагола: условного наклонения (бы, б) и повелительного (да, давай, пусть, пускай). 2.Отрицательные частицы –не и ни (ни – усилительно-отрицательная частица). 3.Модальные частицы вносят различные оттенки значения в предложение (ли, разве, вот, только, лишь, же, уж и др.). |
III.Междометие
Междометие | Служит для выражения чувств, настроений, побуждений, желаний. | 1.Разряд по строению: а) непроизводные, или первообразные (ах, ох, ух, уф, увы, на, ну, фу и т. п.); б) производные – образованные из самостоятельных частей речи (кошмар, караул, боже, господи). 2.Разряд по значению: а) выражающие различные чувства и настроения (ах, ох, эх, увы, ура, фу и т. п.); б) выражающие различные побуждения (вон, цыц, шабаш, ну, эй и др.). |
Таблица 15. Разновидности русского склонения
Именное склонение (субстантивное) | Местоименное склонение (адъективное) | Смешанное склонение |
1.Склонение большинства существительных: а) 1-е скл. – сущ. м. р. с нулевым окончанием в И. п. ед. ч. и ср. р. с окончанием -о, -е в И. п. ед. ч. (стол, конь; село, поле); б) 2-е скл. – сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я в И. п. ед. ч. (жена, земля) в) 3-е скл. - сущ. ж.р. с нулевым окончанием в И. п. ед. ч. (площадь, рожь) г) разносклоняемые – сущ. на –мя (бремя, время и т. п.) и существительные дитя, путь. 2.Большинство количественных числительных. | 1. Полные прилагательные. 2.Полные причастия. 3.Порядковые и собирательные числительные. 4.Существительные типа вожатый, столовая, животное (образовавшиеся в результате перехода прилагательных в существительные). 5.Большинство местоимений (исключая личные и возвратное, которые имеют особое супплетивное склонение, когда при склонении меняется не только окончание, но и основа: я – меня и т. п.). | 1.Притяжательные прилагательные с суффиксами -ий, -ов (-ев), -ин (-ын). 2.Русские фамилии с теми же суффиксами. |
Таблица 16. Падежные окончания
Падеж | Тип склонения | |||||||||||
Именное (субстанитивное) | Местоименное (адъективное) | Смешанное | ||||||||||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |||||||
1-е | 2-е | 3-е | М. р. | Ср. р. | Ж. р. | М. р. | Ср. р. | Ж. р. | ||||
1. (И.) | Ø, -о/-е | -а/-я | Ø | -ы/-и, -а/-я, е | -ой/-ей ый/-ий | -ое/-ее | -ая/-яя | -ые/-ие -и | Ø | -о/-е | -а/-я | -ы/-и |
2. (Р.) | -а/-я, (-у/-ю) | -ы/-и | -и | Ø, -ей, -ов/-ев | -ого/-его | -ой/ей | -ых/ -их | -а, -ого/-его | -ой/-ей | -ых/ -их | ||
3. (Д.) | -у/-ю | -е | -и | -ам/-ям | -ому/-ему | -ой/-ей | -ым/ -им | -у, -ому/-ему | -ой/-ей | -ым/ -им | ||
4.(В.) | как И (неодуш.) как Р (одуш.) | -у/-ю | как И | как Им. (неодуш.) как Род. (одуш.) | как И или как Р | -ую/ -юю | как И или как Р | как И или как Р | -у/-ю | как И или как Р | ||
5.(Т) | -ом/-ем | -ою/ -ею (-ой/ -ей) | -ью | -ами/ -ями (-ми) | -ым/-им | -ою/ -ею (-ой/ -ей) | -ыми/ -ими | -ым/-им | -ой/-ей | -ыми/ -ими | ||
6.(П.) | -е (-у, -ю) | -е | -и | -ах/-ях | -ом/-ем | -ой/-ей | -ых/ -их | -ом/-ем | -ой/-ей | -ых/ -их | ||
Примечания: 1) через дробь указаны твердый/мягкий варианты окончания; 2) в скобках указаны дополнительные (неосновные) окончания. |
Таблица 17. Именное (субстантивное) склонение
Формы единственного числа