Тема 3. ИСТОРИЯ ЛОГИКИ. ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
КАК НАУКИ
- Основные этапы развития логики как науки.
- Место логики в системе наук.
- Значение логики как науки. Применение логики в практической деятельности.
Этапы развития логики. Истоки логического учения на Древнем Востоке. Предпосылки развития логики в Древней Греции. Систематизация логики в трудах Аристотеля. Логика и риторика. Софистика. Логический анализ языка и понятие модальности в Средние века. Детализация учения Аристотеля о категорическом силлогизме. Развитие логики в Новое Время: Ф. Бэкон «Новый органон». Разработка методов установления причинно-следственной связи в объективной действительности. Развитие идей Ф. Бэкона в работах Дж. Фр. Гершеля и Дж. Ст.Милля. «Индуктивные методы установления причинных связей». Логика в контексте классической немецкой философии. Значение идей Г. Лейбница для развития логики. Новый этап в развитии логики: применение методов математики в исследовании логических связей. Алгебра логики ( Дж. Буль, О. де Морган, П.С. Порецкий,Э. Шрёдер). Метод формализации. Математическая логика(символическая логика. Логика как философская наука. Применение логики в математике, психологии, кибернетике, лингвистике.
Основные понятия: категорический силлогизм, риторика, софистика, модальность, математическая логика.
Контрольные вопросы и задания
1. Когда формируется фундамент логики как науки о правильном мышлении?
2. Кем были заложены основы науки логики?
3. Что способствовало выделению логики в самостоятельную отрасль знания в античности?
4. Какие проблемы были описаны и проанализированы в работах Аристотеля?
5. Каким проблемам логики уделялось особое внимание в средневековой философии?
6. Каково значение работы «Новый органон» Ф. Бэкона для развития логики?
7. Какие фундаментальные идеи были выдвинуты Г. Лейбницем?
8. Когда начинается применение методов математики к исследованию логических связей?
9. В чем сущность метода формализации?
10. В каких областях теоретического знания/практической деятельности находит применение логика?
Библиографический список
Основной
1. Киреев Е.М. Логика и теория аргументации: учеб. пособие / Е.М. Киреев. Воронеж: ВГТУ, 2005.
2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для ВУЗов. / А.Д. Гетманова. – М.КноРус, 2010.
3. Ивлев Ю.В. Логика: учебник для ВУЗов / Ю.В. Ивлев, - М.Велби. Проспект , 2010.
Дополнительный
1. Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. / Ф. Бэкон.– М., 1968. – Т1.
2. Поппер К. Логика научного исследования / К. Поппер // Логика и рост научного знания. – М., 1983.
3. Кун. Т. Структура научных революций / Т. Кун.
4. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.,1986.
5. Декарт Р. Правила для руководства ума / Р. Декарт. – М.- Л., 1936.
6. Гейтинг А. Тридцать лет спустя / А. Гейтинг // Математическая логика и её применение. – М., 1965.
Тема 4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЖДЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занятие 1. Понятие.
1. Понятие как форма мысли, его функции.
2. Основные характеристики понятия: объём и содержание. Виды понятий.
3. Определение как приём познания, его структура.
4. Вопрос как форма познания. Виды, предпосылки, критерии правильности вопросов.
Понятие как форма мысли, его основные функции: выделение и обобщение предметов мысли, концентрация знаний о них. Слово и понятие. Понятие и представление. Основные характеристики понятия: объём и содержание. Выражение понятий посредством языка логики предикатов. Закон обратного отношения между объёмами и содержаниями понятий. Виды понятий по объёму, по характеру признаков, по характеру предметов. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые понятия. Виды совместимости. Несовместимые понятия. Виды несовместимости. Определении (дефиниция) как приём познания. Структура определения. Три типа ситуаций, в которых возникает необходимость в определении. Номинальные и реальные определения. Правила и возможные ошибки в определении. Вопрос как форма познания. Основные виды вопросов. Предпосылка вопроса. Критерии правильности вопросов. Ответ на вопрос. Виды вопросов.
Основные понятия: понятие, объём понятия, содержание понятия, виды понятий: родовые и видовые, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные подчиненные, перекрещивающиеся, соподчиненные, противоположные, противоречащие понятия, совместимость понятий, несовместимость понятий, номинальное определение, реальное определение, вопрос.
Контрольные вопросы и задания
1. В каких формах осуществляется познание?
2. Что такое понятие как форма мысли?
3. Назовите основные функции понятия как формы мысли?
4. Назовите два основные элементы понятия?
5. Что такое объём/содержание понятия?
6. Как соотносятся между собой объем и содержание понятия?
7. На основе каких критериев осуществляется классификация понятий?. Охарактеризуйте каждый из видов понятий.
8. Назовите основные способы определения понятия.
9. Каковы критерии правильности вопроса?
Задачи
I. Определить содержание, объем, подклассы объема и элементы объема в следующих понятиях (кавычки опущены): планета Солнечной системы; человек, проживший 205 лет; химический элемент; вольтметр; факультет педагогического института; закон Ома; материк; русалка; «парад» планет Солнечной системы в 1982 г.
II. Дать логическую характеристику следующим понятиям: молодежный фольклорный ансамбль; Южный полюс; небрежность; газета «Труд»; качество; несовместимость; невежливость; неорганическое вещество; отсутствие должной предусмотрительности.
III. Определить отношения между следующими понятиями:
1. Оказание помощи больному, неоказание помощи больному.
2. Каменный дом, трехэтажный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом.
3. Уважение к старшему, неуважение к старшему.
4. Героизм, трусость.
5. Педагогический институт, биологический факультет.
6. Мать, дочь, бабушка, внучка, сестра.
7. Населенный пункт, город на Днепре, столица, город Украины.
8. Спутник планеты, естественный спутник, спутник Земли, Юпитер, спутник Юпитера, Луна.
9. Пожар, молния, стихийное бедствие, явление природы.
10. Пожар, причина пожара, взрыв атомной бомбы, поджог.
IV. Дать характеристику (указать вид, состав, правильность) следующих определений:
1. Дентин – особое вещество, покрывающее зубы.
2. Наружное ухо – это ушная раковина.
3. Регенерация – процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.
4. Жанр – устойчивая форма художественного произведения.
5. Мировоззрение писателя – система его взглядов на окружающий мир.
6. Дробь, числитель которой меньше знаменателя, называется правильной.
7. Архаизмы – это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми.
8. Рука – орган и продукт труда.
9. Ботаника – наука, изучающая растения.
10. Кость – это орган, обладающий сложным строением.
11. Печень – это крупный орган массой около 1,5 кг.
12. Фразеология – раздел науки о русском языке, изучающие смысловые и структурные особенности фразеологических единиц, их типы и функционирование в речи.
13. Круглый цилиндр можно получить, вращая прямоугольнику вокруг одной из его сторон, поэтому круглый цилиндр называется также цилиндром вращения.
14. Окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой образуется определенная грамматическая форма с конкретным грамматическим значением, выражающая грамматическое подчинение данного слова другому слову.
15. Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов тела до правого предсердия называется большим кругом кровообращения.
16. Футуризмом называют одно из декадентских художественных течений ХХ века.
17. Безличными называются предложения, сказуемое которых не допускает при себе подлежащего.
18. Прямой речью называется точно воспроизведенная речь, переданная от лица того, кто ее произнес.
19. Общим делителем нескольких чисел называется число, на которое делится каждое из них.
20. Шар можно получить, вращая полукруг (или круг) вокруг его диаметра.
V. Какие способы выведения понятий использованы в приведенных ниже примерах (сравнение, различение, описание, характеристика, разъяснение посредством примера)?
1. «Долг перед отечеством – святыня человека. От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый наш юный гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинством своей семьи» (В.А. Сухомлинский).
2. Гипофиз расположен в углублении основной кости, похожем на турецкое седло.
3. Сердце человека четырехкамерное. В состоянии относительного покоя сердце ритмично сокращается примерно 70-75 раз в минуту. Сокращение обоих предсердий длится около 0,1 секунды. Масса сердца составляет примерно 300 граммов.
4. «Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках» (В.А. Сухомлинский).
5. Кровяная сыворотка – плазма, в которой уже нет фибриногена.
6. Природные компоненты – это горные породы и рельеф их поверхности, вода, воздух, растительность, животный мир и почва.
7. «Представьте себе непроходимый экваториальный лес. Огромные деревья стоят, как древние крепости, воздушные мосты из лиан, похожие на толстый кабель, соединяют верхушки деревьев на головокружительной высоте. Здесь растут огромные яркие грибы, цветы с резким запахом.
Небольшие растения паразиты ослепительной красоты пристроились на ветвях огромного дерева; постепенно они захватывают сетью своих корней весь ствол и медленно душат дерево, пока оно не погибнет» («По материкам и странам». М., 1981).
8. «В 90-летнем возрасте Поль С. Брэгг был силен, подвижен, гибок и вынослив, как юноша. Он ежедневно совершал 3-5 км пробежки, много плавал, ходил в горы, играл в теннис, танцевал, совершал длительные пешеходные походы, занимался гантелями и гирями, увлекался серфингом – катанием на специальной доске в волнах океанского прибоя. Его рабочий день продолжался 12 часов, он не знал болезней и усталости, всегда был полон оптимизма, бодрости и желанием помочь людям», - пишет Стив Шенкман.
9. «Самый большой чистый самородок. «Приятный незнакомец», найденный в Мольагуле, Виктория, Австралия, в 1869 г., весил 69,92 кг чистого золота» (Книга рекордов Гиннесса, 1988).
VI. Дать характеристику (указать вид, состав, правильность) следующих делений и классификаций. Указать на ошибки, если они имеются.
1. Местоимения по значению делятся на личные, возрастные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные.
2. Второстепенные члены предложения делятся по своему грамматическому значению на дополнения, определения и обстоятельства.
3. Клетки бывают шаровидные, дисковидные, призматические, кубические, веретенообразные и многогранные.
4. Скелет крыла птицы состоит из одной плечевой кости, двух костей предплечья – локтевой и лучевой – и нескольких костей кисти.
5. Железы делят на железы внешней секреции и железы внутренней секреции.
6. Семенные растения делятся на голосемянные и покрытосемянные.
7. В эволюции органического мира выделяют два вида отбора: естественный и искусственный.
8. Щелочи делят на активные и малоактивные.
9. Часы делятся на наручные, настенные, настольные, башенные.
10. Лучи делятся на ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные.
11. По механическому составу почвы подразделяются на глинистые, суглинистые, супесчаные, песчаные.
12. Основные структурными элементами игры являются:
игровой замысел, сюжет игры или ее содержание, игровые действия, роли, правила.
13. Существует несколько видов тепловых двигателей: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, газовая турбина, реактивный двигатель.
14. Игрушки делятся на образные, технические, игрушки-забавы, маскарадно-елочные, спортивно-моторные, музыкальные и озвученные, театральные, дидактические, строительный материал, игрушки-самоделки.
VII. а) Обобщить и ограничить следующие понятия: река; геометрическая фигура; город в Крыму; мораль; студенческий отряд; европеец.
б) Правильно ли проведены ограничения: строение – комната; строение – беседка; населенный пункт – столица – центр столицы – центр современной столицы?
VIII. Изобразить кругами Эйлера отношение между понятиями: колхозник, хлебороб, орденоносец. Произвести операции над объемами этих понятий (объединение, пересечение, вычитание); найти дополнение к каждому из этих классов и указать его универсум.
Библиографический список
Основной
1. Киреев Е.М. Логика и теория аргументации: учеб. пособие / Е.М. Киреев. Воронеж: ВГТУ, 2005.
- Гетманова А.Д. Логика: учебник для ВУЗов. / А.Д. Гетманова. – М.КноРус, 2010.
- Ивлев Ю.В. Логика: учебник для ВУЗов / Ю.В. Ивлев, - М.Велби. Проспект , 2010.
Дополнительный
1. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. Логика как часть теории познания и научной методологии. – в 2-х кн. – М., 1994.
2. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. логика. Учебник для вузов. – М., 1998.
3. Ивин А.А. Логика и ценности // Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. – М., 1988.
4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1992.
Занятие 2. Суждение.
- Суждение как форма мысли. Термины суждения.
- Виды суждений.
- Отношения совместимых и несовместимых суждений.
Понятие суждения. Состав суждения. Термины суждения: субъект и предикат. Связки и кванторные слова. Виды суждений: атрибутивные, суждения отношения, суждения существования. Виды атрибутивных суждений: по качеству связки (утвердительные и отрицательные), по качеству отображаемых предметов (единичные, частные, общие), по качеству связки и количеству предметов (общеутвердительные, частноутвердительные, частноотрицательные), по характеру логических отношений (категорическое, условное, разделительное суждения), совместимые суждения, отношение равнозначности, отношение подчинения, несовместимые суждения, отношения контрарности (противоположности), подконтрарности (противоположности), контрадикторности (противоречия).
Основные понятия:суждение, квантор, субъект, предикат, атрибутивное суждение, суждение отношения, суждение существования, утвердительное суждение, отрицательное суждение, единичное суждение, частное суждение, общее суждение, общеутвердительное, суждение, частноутвердительное суждение, частноотрицательное суждение, категорическое суждение, условное суждение, разделительное суждение, совместимое суждение, отношение контрарности, отношение контрадикторности, отношение подконтрарности.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое суждение?
2. Какие элементы входят в состав суждения?
3. Что такое связка?
4. Что такое атрибутивное суждение?
5. Какие виды отношений выделяют в совместимых суждениях?
6. Назовите виды отношений несовместимых суждений.
Задачи
I. Определить вид суждения, его термины и их распределенность в следующих суждениях:
1. Иногда люди опаздывают на работу.
2. Все распространенные предложения имеют второстепенные члены.
3. Некоторые спортсмены не являются мастерами спорта.
4. Вода, нагретая до 80оС, не кипит.
5. Цыплят по осени считают.
6. Общественное бытие определяет общественное сознание.
7. Ни один учитель нашей школы не является отличником народного просвещения.
8. «Некоторые лекарства опаснее самих болезней» (Сенека).
9. «Никакая причина не извиняет невежливость» (Т.Г. Шевченко).
10. Среда – третий день недели.
11. Некоторые люди не изучают логику.
II. Определить вид и логическую форму следующих сложных высказываний. Записать их структуру в виде формулы:
1. Покрылись зеленью сопки, освобождаются от снега вулканы, в скверы, на улицы Петропавловска-Камчатского в июне высажены деревья, кустарники, готовятся клумбы под цветы.
2. Этот приезд не является ни необходимым, ни желательным.
3. Поиски врага длились уже три часа, но результатов не было, притаившийся враг ничем себя не выдавал.
4. Если эта фигура квадрат, то диагонали в ней равны, взаимно перпендикулярны и в точке пересечения делятся пополам.
5. «Если вы желаете себе несокрушимого памятника, вложите свою душу в хорошую книгу» (Б. Буаст).
III. Произвести отрицание следующих сложных суждений, предварительно записав в виде формулы их структуру.
1. Если мне дадут отпуск летом, то я поеду отдыхать к морю или по туристической путевке в Карпаты.
2. Неверно, что этот писатель – драматург или поэт.
IV. Определить с помощью «логического квадрата» отношения между следующими простыми суждениями:
1. Неверно, что все дети послушны – Некоторые дети являются послушными.
2. Все книги – рукописные – Ни одна книга не является рукописной.
V. Определить вид модальности в следующих суждениях:
1. С появлением средств генной инженерии можно предвидеть значительные успехи в улучшении качества и состава микробиологической продукции.
2. Вероятно, молоко было одним из первых продуктов сельского хозяйства.
3. Хлебопечение возникло на заре развития человечества, вероятно, в Египте.
4. Необходимо соблюдать правила поведения в общественных местах.
5. Разрешен проезд автомобилей при зеленом свете светофора.
6. Невозможно построить вечный двигатель.
7. «Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сам сделать» (Л.Н. Толстой).
8. «В специально оборудованных вольерах для содержания горилл в зоопарках должны быть деревья, по которым они могли бы лазать, а также солома, ветки или бамбук для сооружения гнезд. Пищу следует давать небольшими порциями на протяжении всего дня, причем в таком виде, чтобы животные имели возможность заниматься ее подготовкой (скажем, обдирать кожицу или расщеплять стебли) или поиском, для чего лучше беспорядочно разбрасывать съедобные растения в вольере. Гориллам нужно обеспечить возможность пребывания на свежем воздухе» (Дайан Фосси).
VI. Являются ли суждениями следующие предложения:
1. «Что без тебя просторный этот свет?
Ты в нем одна. Другого счастья нет».
(В. Шекспир).
2. В каком году родился писатель А. Толстой?
3. Принеси мне книгу в среду вечером.
4. Не в свои сани не садись.
5. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?» (А.С. Пушкин),
6. «Каких цветов в саду весеннем нет!» (В. Шекспир).
7. «И казалось, что после конца
Никогда ничего не бывает …
Кто же бродит опять у крыльца
И по имени нас окликает?
Кто приник к ледяному стеклу
И рукою, как веткою, машет?»
(А. Ахматова).
Библиографический список
Основной
1. Киреев Е.М. Логика и теория аргументации: учеб. пособие / Е.М. Киреев. Воронеж: ВГТУ, 2005.
- Гетманова А.Д. Логика: учебник для ВУЗов. / А.Д. Гетманова. – М.КноРус, 2010.
- Ивлев Ю.В. Логика: учебник для ВУЗов / Ю.В. Ивлев, - М.Велби. Проспект , 2010.
Дополнительный
1. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. Логика как часть теории познания и научной методологии: в 2-х кн. / Е.К. Войшвилло, М.П. Дегтярев. – М., 1994.
2. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. Логика: учебник для вузов / Е.К. Войшвилло, М.П. Дегтярев. – М., 1998.
3. Ивин А.А. Логика и ценности / А.А. Ивин // Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. – М., 1988.
4. Ивлев Ю.В. Логика / Ю.В. Ивлев. М., 1992.
Занятие 3. Умозаключение.
1. Умозаключение как форма мысли. Составные элементы умозаключения. Группы умозаключений.
2. Силлогизм как разновидность дедуктивных умозаключений.
3. Понятие индукции. Условия правильности и обоснованности индуктивного вывода. Виды индукции.
4. Методы установления причинно-следственной связи явлений в индуктивной логике.
Понятие умозаключения. Состав умозаключения: исходное знание (посылки); обосновывающее знание (логическое основание вывода); вывод (заключение). Три группы умозаключений: дедуктивные, индуктивные и традуктивные (по аналогии). Категорический силлогизм. Аксиома силлогизма. Правила получения нового знания на основе категорического силлогизма. Правила терминов. Правила посылок. Индукция. Условия правильности и объективной обоснованности индуктивного вывода. Отличия индуктивных и дедуктивных умозаключений. Полная и неполная индукция. Научная и популярная индукция. Требования вывода в научной индукции. Методы установления причинной связи явлений в индуктивной логике: сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков. Ошибки в индуктивном заключении.
Основные понятия:умозаключение, дедуктивное умозаключение, индуктивное умозаключение, традуктивное умозаключение, индукция, полная индукция, неполная индукция, научная индукция, популярная индукция.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое умозаключение?
2. Назовите группы/виды умозаключений.
3. В чем сущность дедуктивных/индуктивных умозаключений?
4. Что такое умозаключение по аналогии?
5. Что такое термины умозаключения?
6. Сформулируйте правила терминов/посылок?
7. Что служит основанием для индуктивных умозаключений?
8. От чего зависит правильность и объективная обоснованность индуктивного вывода?
9. Что такое полная/неполная индукция?
10. Какие методы используются для установления причинной связи явлений в индуктивном выводе?
Задачи
I. Даны три посылки: а) если целое число оканчивается на 0 или на 5, то оно делится на 5; б) данное число делится на 5; в) данное число не оканчивается на 0. Вытекает ли из этих посылок логическое следствие, что число оканчивается на 5?
II. Построить непосредственные умозаключения – превращение, обращение и противопоставление предикату суждений: а) «Все распространенные предложения имеют второстепенные члены»; б) «Некоторые подлежащие выражаются местоимениями в именительном падеже»; в) «Ни одна медуза не является одноклеточной»; г) «Некоторые летчики – космонавты».
III. Восстановить следующие энтимемы до полного категорического силлогизма.
1. Все представители отряда хоботных – млекопитающие, так как хоботные вскармливают детенышей молоком.
2. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры, а В.С. Петров – должностное лицо.
3. Все хвойные деревья нуждаются во влаге, поэтому и ель нуждается во влаге.
IV. Определить вид умозаключения, написать формулу, доказать, является ли она законом логики.
1. Если животное млекопитающее, то оно относится к типу
хордовых.
Это животное не является млекопитающим.
Это животное не относится к типу хордовых.
2. Если на металле появились следы ржавчины, то началась
коррозия.
Коррозия не началась.
На металле не появились следы ржавчины.
3. Если должностное лицо получает взятку, то оно
совершает преступление.
Данное должностное лицо не получает взятку.
Данное должностное лицо не совершает преступление.
4. Если эта машина – двигатель внутреннего сгорания, то
она является тепловым двигателем.
Если эта машина является тепловым двигателем, то в ней
топливо сжигается внутри цилиндра.
Если эта машина – двигатель внутреннего сгорания, то в
ней топливо сжигается внутри цилиндра.
5. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись
Жизнь тебя обманула.
Ты не печалься, не сердись.
V. Постройте условно-категорическое умозаключение, первой посылкой которого является следующее высказывание И.В. Гете: «Если хочешь, чтобы твои наставления влияли действительно благотворно на твоих учеников, предостерегай их от бесполезных знаний и ложных правил».
VI. Постройте условно-категорические умозаключения на основе следующих русских пословиц:
Кто в кони пошел, тот и воду вези.
Кто ест скоро, тот и работает споро.
Кто другому яму роет, тот сам ее попадет.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Куй железо, пока горячо.
Куда конь с копытом, туда и рак с клешней.
Ласковый теленок двух маток сосет.
Лбом стены не прошибешь.
VII. Приведем пример рассуждений Шерлока Холмса из рассказа «Пестрая лента»:
«В ее остановившихся глазах был испуг, словно у затравленного зверя. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах уже блестела седина.
Шерлок Холмс окинул ее своим быстрым всепонимающим взглядом.
- Вам нечего бояться, - сказал он, ласково погладив ее по руке. – Я уверен, что нам удастся отстранить от вас все неприятности… Вы приехали утренним поездом.
- Разве вы меня знаете?
- Нет, но я заметил в вашей левой перчатке обратный билет. Вы рано встали, а потом, направляясь на станцию, долго тряслись в двуколке по скверной дороге.
Дама сильно вздрогнула и в замешательстве взглянула на Холмса.
- Здесь нет никакого чуда, сударыня, - сказал он, улыбаясь. – Левый рукав вашего жилета по крайней мере в семи местах обрызган грязью. Пятна совершенно свежие. Так обрызгаться можно только в двуколке, сидя слева от кучера.
- Все так и было, - сказала она».
Постройте два условно-категорических умозаключения, соответствующих структуре ((a→b) ۸ a) →b, взяв за основу приведенные рассуждения Ш. Холмса.
VIII. Правильно ли построены следующие два разделительно-категорических умозаключения? Если они построены неправильно, то укажите, какая допущена ошибка.
1. Ученик в переводе предложения ошибся или из-за
незнания грамматики языка, или из-за отсутствия
знаний о многозначности смысла переводимых слов.
Этот учение ошибся в переводе предложения из-за
незнания грамматики языка.
__________________________________________________
Этот ученик не ошибся в переводе из-за отсутствия
знаний о многозначности смысла переводимых слов.
2. Следствие по делу было проведено недостаточно квали-
фицированно, или из-за неопытности молодого
следователя, или из-за отсутствия необходимых
документов, или из-за смерти одного из потерпевших.
Следствие по делу проведено недостаточно
квалифицировано не из-за неопытности молодого
следователя и не из-за смерти одного из потерпевших.
___________________________________________________
Следствие по делу было проведено недостаточно
квалифицировано из-за отсутствия необходимых
документов.
IX. Сформулируйте две дилеммы, стоявшие перед Марией Кюри, использовав приведенный текст из книги ее дочери Евы Кюри.
«Быстрое продвижение немцев ставит перед Мари вопрос совести: ехать ли ей в Бретань к дочерям или остаться в Париже? А в случае угрозы столице со стороны захватчиков должна ли она уходить вместе с отступающими санитарными службами?
Мари спокойно взвешивает все за и против и принимает решение: что бы ни случилось, она останется в Париже. Ее удерживает в Париже не только предпринятое ею благое начинание. Она думает о лаборатории, о точных приборах, хранящихся на улице Кювье, о новых кабинетах на улице Пьера Кюри. «Если я буду там, - убеждает она себя, - немцы не осмелятся, пожалуй, разграбить их. Если же я уеду, все пропадет».
Она рассуждает так, несколько лицемеря, чтобы найти логическое оправдание инстинкту, который руководит ею. Упрямой, стойкой Мари не по душе бегство. Трусить – значит играть на руку врагу. Ни за что на свете не доставила бы она удовольствия победителю войти в брошенную лабораторию Кюри. Она вверяет своему шурину Жаку дочерей, подготовив их к разлуке».
X. Сформулируйте дилемму на основе сюжета рассказа А. Конан Дойла «Женитьба бригадира».
«В конце концов объяснение стало неизбежным, и случилось это именно в тот вечер. Мари, несмотря на ее милое негодование, удалили в спальню, а я остался лицом к лицу со стариками, которые засыпали меня вопросами относительно моих намерений и видов на будущее.
- Одно из двух, - сказали они с крестьянской прямотой, - или вы даете слово, что обручитесь с Мари, или вы ее никогда больше не увидите.
Я говорил о солдатском долге, о своих надеждах, о будущем, но они стояли на своем. Я ссылался на свою карьеру, а они эгоистично не хотели думать ни о чем, кроме своей дочери. Я оказался поистине в трудном положении. С одной стороны, я не мог отказаться от моей Мари, а с другой – к чему жениться молодому гусару? Наконец, когда меня уже совсем загнали в угол, я умолил их оставить все как было, хотя бы до завтра».
Библиографический список
Основной
1. Киреев Е.М. Логика и теория аргументации: учеб. пособие / Е.М. Киреев. Воронеж: ВГТУ, 2005.
- Гетманова А.Д. Логика: учебник для ВУЗов. / А.Д. Гетманова. – М.КноРус, 2010.
- Ивлев Ю.В. Логика: учебник для ВУЗов / Ю.В. Ивлев, - М.Велби. Проспект , 2010.
Дополнительный
5. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. Логика как часть теории познания и научной методологии: в 2-х кн. / Е.К. Войшвилло, М.П. Дегтярев. – М., 1994.
6. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. Логика: учебник для вузов / Е.К. Войшвилло, М.П. Дегтярев. – М., 1998.
7. Ивин А.А. Логика и ценности / А.А. Ивин // Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. – М., 1988.
8. Ивлев Ю.В. Логика / Ю.В. Ивлев. М., 1992.