Только отрицательное определение.

Творческая работа

По дисциплине: Логика

(название дисциплины)

Выполнил студент: Савёлов Андрей Владимирович, 2-й курс, ДО
  (курс, группа, фамилия, имя, отчество)
Преподаватель: ­­­­­ Гусев Дмитрий Алексеевич
  (ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

Москва 2017г.

Задание 1

1)Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру ошибок в определении понятия: «широкое определение», «узкое определение», «определение с кругом», «двусмысленное определение», «только отрицательное определение», «некоммуникабельное определение». Прокомментируйте каждый пример — в чем именно заключается ошибка в приводимом вами примере, каким образом, возможно, ее устранить, каким было бы (в данном случае) правильное определение.

Широкое определение.

К примеру, определение «Линейка - это измерительный инструмент» - широкое, потому что определение измерительный инструмент по объёму превышает определяемое понятие «Линейка». Приведённое выше определение не даёт чёткого представления, что же такое «Линейка»? Ведь «измерительный инструмент» - это так же и рулетка, уровень, циркуль, часы и т. д. В нашем случае можно выразиться так, что используя типичный классический способ определения, мы подводим определяемое понятие «Линейка» под родовое понятие «измерительный инструмент», но при этом не пошли дальше и не указали на его видовое отличие. Итак, чтобы определение стало правильным нам необходимо включить сюда видовое отличие «инструмент для определения длины отрезка » .

Правильное определение будет выглядеть так: «Линейка - это измерительный инструмент для определения длины отрезка ».

Узкое определение.

Например, в определении «Студент - это человек, который обучается в университете», объём понятия «человек, который обучается в университете» (дефиниенса) уже, чем объем понятия «студент» (дефиниендума), поскольку студенты обучаются не только в университетах, но и в других высших учебных заведениях, например, в институтах, академиях, а так же и в средних специальных учебных учреждениях - колледжах, училищах, техникумах. Таким образом, студент - это тот, кто получает любое образование после школьной программы для присвоения квалификации или получения профессии.

Как я считаю, в данном случае правильное определение будет выглядеть так: «Студент – это человек, проходящий и получающий образование, определенные знания по определенной системе обучения, нежели школьное обучение. Здесь понятие и определение равны друг другу.

Определение с кругом.

В определении «Лётчик - это человек, который летает», присутствует круг, поскольку определение «Летать»определяется через понятие «Лётчик», т. е. фактически – через самое себя, вследствие чего возникает тавтология. В этом случае ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое и на вопрос что же такое «летать»?; нам с чистой совестью могли бы ответить: «Летать - это то, чем занимается лётчик».

Правильное же определение выглядит так: «Лётчик - это человек, управляющий летательным аппаратом».

Двусмысленное определение.

«У него вместо слов сплошная каша». Здесь мы видим, что слово «каша» используется в переносном смысле, но оно имеет и прямое значение. Выходит, что мы употребляем одно слово с двумя возможными значениями. Значит определение является двусмысленным и нарушается логический закон тождества: одно слово, два значения: 1 ≠ 2. Содержание понятия, в этом примере, не раскрывается.

Правильное определение способности этого человека говорить будет звучать так: «У этого человека плохая дикция».

Только отрицательное определение.

Определение «Животное - это не растение» является только отрицательным. Любое определение раскрывает существенные признаки предмета. Если же определение отрицательное, то оно не выполняет эту функцию, а только указывает на множество тех признаков, которые этому предмету не принадлежат. «Сравнение – не доказательство». Необходимо дополнить определение положительной частью.

Правильное определение: «Животное - живое существо, обладающее способностью активно двигаться и чувствовать».

Наши рекомендации