Б 7, 8 Морфологические и синтаксические нормы
Нарушение морфологических, синтаксических норм литературного языка происходит из-за незнания следующих правил (запомните наиболее распространённые случаи):
№ | Правило | Ошибка | Правильно |
Образование степеней сравнения прилагательных, наречий | самого сильнейшего более спокойнее | самого сильного спокойнее | |
Склонение числительных | около шестьсот из полтора тысячи | около шестисот Р.п, П.п, Д.п., Т.п. – полутора | |
Образование глагольных форм | Лазиет, ляжь, едь | Лазает, ляг, поезжай | |
Сочетание собирательных числит с существительными | на обоих страницах шестеро девочек | на обеих страницах шесть девочек | |
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным словосочетанием | В вагон вошло четыре человека. Двадцать один человек уехали утром. | В вагон вошли четыре человека. Двадцать один человек уехал утром. | |
Построение предложений с |причастн. оборотом|(нельзя в причастный оборот включать определяемое слово) | предназначенные стулья для гостей | стулья,предназначенные для гостей | |
Построение предложений с деепричастным оборотом. (|Деепр. об.| и сказуемое должны относиться к одному объекту действия | Вспоминая о счастье, на лице появляется улыбка. (Она вспоминала, улыбка появилась) | Вспоминая о счастье, она тосковала. (Она вспоминала и тосковала) | |
Части составного союза (градационного) должны стоять перед однородными членами | Не только думала о книгах, но и о рисунках. (не только‗‗‗‗‗ …, но и о _ _ _ . | Думала не только о книгах, но и о рисунках (не только о _ _ _ , но и о _ _ _ ) | |
Построение предложений с однородными членами и обобщающим словом (обобщающее слово и однородные члены должны согласовываться в падеже) | Я увлекаюсь многими видами спорт: футбол, плавание, гимнастика. | Я увлекаюсь многими видами спорта: футболом, плаванием, гимнастикой. | |
Согласование определений с существительными м.р. (инженер, доктор и др.), указывающими на лиц женского пола, а также с сущ. общего рода | Наша директор Нина Ивановна поздравила всех с праздником. Наша зазнайка Ваня сегодня всех удивил. | м.р. м.р. Наш директор Нина Ивановна поздравила всех с праздником. Наш зазнайка Ваня сегодня всех удивил. Но! Наша зазнайка Ира сегодня всех удивила. | |
Согласование прилагательных, имеющих при себе числительные два, три, четыре с существительными (Если м., ср. р. – прилаг. в Р.п.; если сущ. ж.р. – прилаг. в И.п) | три новые автомобиля четыре новых ступеньки | Р.п. м.р. три новых автомобиля И.п. ж.р. четыре новые ступеньки | |
Употребление правильной падежной формы имён существительных с производными предлогами: согласно, благодаря, вопреки, наперекор, подобно, навстречу | Согласно приказа Вопреки предсказаний | Согласно приказу (Д. п.) Вопреки предсказаниям (Д.П.) |
Нормы управления
уверенность (в чем) | удивляться (чему?) | основанный ( на чем?) |
вера (во что?) | директор (чего?) | обоснованный ( чем) |
уплатить (за что?) | заведующий ( чем?) | обидеться ( на что?) |
оплатить (что?) | характерный ( для кого?) | оскорбиться (чем?) |
поражаться (чем?) | свойственный ( чему?) | предупредить ( о чем?) |
присущий ( чему?) | предостеречь ( от чего) |
ПОМНИоб окончаниях имён существительных в Р.п.мн.ч.!
Родительный падеж, мн. число | Именительный падеж, мн. число | ||
нулевое окончание | окончание -ов, -ев | а(или 2 варианта) | Ы/И |
ботинок | помидоров | бункера (ы) | аэропорты |
сапог | томатов | веера | брелоки |
чулок | апельсинов | года (ы) | бухгалтеры |
погон | мандаринов | директора | бюллетени |
туфель | лимонов | донья | ветры |
варежек | арбузов | катера | гербы |
партизан | абрикосов | округа | джемперы |
гусар | баклажанов и баклажан | отпуска | договоры |
макарон | бананов | прожектора (ы) | инструкторы |
блюдец | ананасов | профессора | инженеры |
колец | килограммов | паспорта | лекторы |
свадеб | центнеров | слесаря (и) | маклеры |
ремесел | гектаров | сорта | рапорты |
полотенец | граммов | счета | редакторы |
плеч | орешков | тенора (ы) | ректоры |
кровель | носков | хозяева | свитеры |
пустынь | платьев | цеха | секторы |
брызг | гольфов | якоря | токари |
Кухонь | очков | лагеря (детские) | лагери (группировки) |
милостынь | выборов | ||
Нянь | джинсов | ордена (знаки отличия) | ордены(организации) |
Простынь | обоев | жернова | шоферы |
цапель | устьев | колокола | корректоры |
кур | доньев | купола | почерки |
вафель | брелоков | кучера | аптекари |
болгар | монголов | донья | библиотекари |
осетин | таджиков | жемчуга | гнёздышки |
румын | казахов | повара | домишки |
татар | калмыков | погреба | офицеры |
гнездовий | киргизов | сторожа | столяры |
кушаний | эскимосов | тетерева | траулеры |
новоселий | якутов | хутора | торты |
ожерелий | хорватов | шомпола | тракторы |
печений | узбеков | паруса | тренеры |
побережий | поляков | терема | месяцы |
поверий | мордвинов | ордера | слоги |
селений | чебуреков | желоба | выборы |
снадобий | рельсов | хлеба(в поле) | хлебы (в магазине) |
Литература
1.Готовимся к экзамену по русскому языку. / Е.Е.Долбик, В.Л.Леонович, В.А.Саникович.– Минск, 2000.
2.Изменения и уточнения в правилах русской орфографии и пунктуации. И.Э. Савко // Народная асвета, №9, 2008.
3.Русский язык: культура устной и письменной речи: Учеб. для 9 класса общеобразовательных школ с рус. и бел.яз. обучения / Л.А.Мурина, Ф.М.Литвинко. –Минск: Оракул, 1999.
4.Русский язык: учеб. пособие для 10 класса общеобразовательных школ с рус. и бел.яз. обучения / Л.А.Мурина и др. –Минск, Народная асвета, 2005г.
5.Русский язык: учеб. пособие для 11 класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с рус. и бел. яз. обучения с 11-летним сроком обучения / Л.А.Мурина, Ф.М.Литвинко, Е.Е.Долбик и др. –Минск, 2005.
6.Русский язык. Пособие для подготовки к обязательному ЦТ. О.Е.Горбацевич, Т.В.Ратько, Т.П.Бондаренко –Минск, 2005.
7.Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов / РИКЗ, –Минск: Аверсев, 2008.