Нужно научиться снова видеть, только другими глазами

Наблюдение и линии

Если вы рассмотрите какой-то предмет, то обнаружите в нем невероятное сочетание структур и тонов. На пред­меты падает свет, и с помощью света мы видим их фор-

му. Тот же предмет полностью меняется в зависимости от света, который падает на него. Вы когда-нибудь об­ращали внимание, как воспринимаются фотографии ваших близких и друзей, которые вы сделали? Вероят­но, если вы будете рассматривать фотографии, они по­кажутся плоскими, словно безжизненными. Всегда ос­тается впечатление, что вы не смогли уловить момент, эмоцию или личность человека на фотографии. Это происходит потому, что автор фотографии «не умеет видеть». Профессиональные фотографы научились ви­деть другими глазами, и на сделанных ими фотографи­ях появляется хорошая коллекция тонов, эффектов глубины. Кроме того, они исследуют композицию с новых углов зрения. Таким образом, получаются фотографии, которые передают индивидуальность человека. Я не буду просить всего этого от вас, наш основной курс рисунка намного проще.

Нужно научиться снова видеть, только другими глазами - student2.ru

Единственное, что мы будем делать, — это экспери­ментировать с формой. Подумайте, прежде всего, что линии как таковые не существуют в природе, они абстрактны. Несмотря на это, они окажутся очень полезными, если мы будем изображать предметы. Любой объект можно разложить на линии. Секрет рисунка заключается в изоб­ражении объекта посредством основных простых ли­ний. Многие люди считают, что не обладают способ­ностью имитировать формы, но это неправильно. Если у вас есть средние способности к письму, вы уже може­те рисовать. Объекты состоят из линий и основных геометрических фигур, таких как круги, квадраты, пря­моугольники и т. д. Возможно, вам покажется тяжелой задачей нарисовать круг или прямую линию, но это формы, очень знакомые нам. Вы хотите проверить это? Нарисуйте большую букву О. Вот и получился идеаль­ный круг. А теперь большую букву L. Получилась пря­мая линия.

Благодаря умению писать мы привыкли чертить ли­нии, и некоторые из них очень сложны. Воспользуйтесь формами букв, чтобы набросать и нарисовать разные объекты. Как видите, у вас есть большая коллекция ресурсов, с помощью которых вы создадите маленькие произведения искусства.

Упражнение номер 1: Простые формы

Первое упражнение, которое мы сделаем, — разложение фигур на простые геометрические элементы: круги, линии, треугольники, квадраты, прямоугольники и т. д. Един­ственное, что нужно сделать для этого, — нарисовать фи­гуры поверх фотографии, а затем повторить эти фигуры в рамке рядом. Как вы увидите на примере, это простое и интересное упражнение.

Нужно научиться снова видеть, только другими глазами - student2.ru

Поскольку это упражнение вам, безусловно, придется по вкусу, я рекомендую попрактиковаться на старых газетах и журналах. Выберите фотографии, которые нра­вятся вам больше всего, и нарисуйте на них сверху ос­новные геометрические фигуры, из которых они состоят. Таким образом, вы откроете для себя архитектуру при-

роды и одновременно поможете планете, поскольку не бу­дете портить бумагу.

Нужно научиться снова видеть, только другими глазами - student2.ru

Упражнение номер 2: Твоя личность

Хороший способ узнать себя — присмотреться к своим вещам. Существует множество элементов, которые пред­ставляют вас, вы их очень хорошо знаете. Вероятно, вы гордитесь своим домом, растениями или машиной. От­личная идея — нарисовать все это, сохранив для по­томства, используя свои новые способности! Однако

предупреждаю, что в этом упражнении добавится од­на трудность. В предыдущем упражнении вы искали основные формы на фотографиях в двух измерениях, и это облегчало работу. В данном случае нужно сделать рисунок натуральным, то есть необходимо искать гео­метрические формы в трех измерениях. Если сразу не получится, не падайте духом, нужно немного потрени­роваться. Вы готовы? Тогда составьте список из пяти объектов, которые являются отражением вашей лич­ности. Это могут быть предметы, животные, одежда, инструменты и т. д.

Упражнение номер 3: Человеческое лицо

Как правило, в логических диаграммах возникают чело­веческие лица. Это не удивительно, поскольку мы живем в обществе. Научиться рисовать человеческое лицо, ко­торое выражало бы различные эмоции, — один из основ­ных моментов в обучении этому методу. Далее я пред­ставляю вам ряд фотографий, которые нужно будет разложить на простые формы. Как только вы сделаете набросок, попытайтесь добавить детали, которые будут характеризовать его, и попробуйте с помощью деталей выразить личность.



Нужно научиться снова видеть, только другими глазами - student2.ru

Нужно научиться снова видеть, только другими глазами - student2.ru

Упражнение номер 4: Твои цели

Теперь, когда вы стали специалистом, мы можем перей­ти к изображению концепций. Я попрошу вас сделать

упражнение, которое очень похоже на логические диа­граммы: вы проиллюстрируете свои цели с помощью визуального языка. Представьте, что вы учитесь и ваша цель — проверить, каким будет этот рисунок. Вы готовы? Подумайте о трех своих целях и выполните их графиче­ское изображение.

ЦЕЛИ ЭТОЙ ГЛАВЫ

Открывая мир заново

Один из аспектов значения логических диаграмм состоит в том, что они работают с визуальной ин­формацией. Способность мозга обрабатывать эту информацию почти не ограничена, исходя из обра­зов строятся прочные ассоциации, запускается твор­ческий процесс и укрепляется память. Для исполь­зования метода логических диаграмм необходимо научиться рисовать.

Задачи этой главы:

• укрепить способности хранения и вызова из па­мяти информации посредством образов;

• не противопоставлять образы при обучении;

• увеличить эстетическое удовольствие, то есть по­лучать удовольствие от самих рисунков;

• начать совершенствовать рисунок как один из клю­чей к построению логических диаграмм.

5. Процессы левого полушария: мир слов

Как правило, считается, что умение пользоваться языком связано с неординарными умственными способностями, не так ли? Отличаются ли писатели (такие как я) каким-то особенным типом ума? Где находится граница слов? Обус­ловливают ли слова наши мысли?

В этой главе мы затронем эти темы и поупражняем наше левое полушарие в пользовании языком.

• Освобождение слов

• Сто тысяч входов

• У меня нет слов, чтобы выразить это

• Мы думаем то, что говорим, или говорим то, что думаем?

Освобождение слов

До настоящего момента мы посвятили большую часть этой ценной книги задаче вывести правое полушарие из молча­ливого состояния, но теперь надо уделить внимание и ос­вобождению левого полушария. Вероятно, у вас создалось впечатление, что левому полушарию нечего сказать и есть о чем молчать. Это верно лишь отчасти. Наше болтливое полушарие владеет языком — способностью, которая на­столько важна, что делает человека уникальным видом.

Чтобы получить представление о важности языка, за­думайтесь: в процессе эволюции мы развили одно полу­шарие исключительно для выполнения этой функции. Кроме того, над этим полушарием доминируют не только слова, но и логика для их выражения, и правила, которые управляют их составлением. Дальше мы осознаем огром­ную важность способностей этого говорящего полушария для построения логических диаграмм, но пока я лишь напомню, что они связаны со словами и логикой.

Сто тысяч входов

В настоящее время большинство ученых утверждает, что единственное, что отличает людей от других видов,— это

использование языка. Это не означает, что представители других видов не общаются между собой. Пчелы с их уди­вительным танцем, который указывает на направление и расстояние до пыльцы. Сложные звуки китов, которые распространяются на многие километры по океану. Поч­ти все животные обмениваются информацией. Однако гамма и сложность, с которой это делает человеческий вид, намного превышает все остальные известные на се­годняшний день виды, по крайней мере живущие на пла­нете Земля. Наш язык можно определить как систему символов со своими правилами, которые используются для передачи информации. Как вы думаете, сколько информации вы можете передать? По приблизительной оценке — очень много, фактически неограниченное количество! В настоящее время словарь, выпущенный Королевской Академией, насчитывает сто тысяч словар­ных единиц, а количество сочетаний, которые могут су­ществовать между ними, практически безгранично. Свя­зан ли разум со способностью использовать слова? Похоже, что да, и с начала возникновения психологии он использовался как «определитель» успехов в образовании. Уже в первых исследованиях разума были найдены связи между использованием языка и уровнем развития ума. Это совершенно неудивительно, поскольку мы должны напомнить о важности логики в языке. Эта логика при-

сутствует в синтаксисе, который определяется как прави­ла, с помощью которых сочетаются слова для придания смысла. Чтобы увидеть разницу между смыслом слов и ло­гическими правилами, прочтите следующую фразу:

Наши рекомендации