Б) Доказательство с дополнительным построением.
Рассмотрим теорему: «Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме».
Дано: АВСD – трапеция.
Доказать: QP || BC, QP || AD, QP=(BC+AD)/2.
Доказательство:
1. Проведём BP AD=E, где Р – середина CD.
2. Треугольники PBC и PED равны по 2-ому признаку (CP=DP по построению, углы при вершине P равны как вертикальные, углы C и D равны как накрест лежащие).
3. PB=PE, BC=ED.
4. PQ – средняя линия треугольника ABE.
5. PQ || AE, причём PQ=AE/2=(AD+BC)/2, ч.т.д.
в) Доказательство с посредником (например, доказательство признаков равенства треугольников).
г) Доказательство с помощью контрпримеров– используется для доказательства ложности какой-либо теоремы (часто обратной данной). Чтобы убедиться в ложности суждения, достаточно привести пример, где бы это суждение было ложным.
Например, теорема (свойство ромба): «У ромба диагонали взаимно перпендикулярны». Обратная теорема: «Если в четырёхугольнике диагонали взаимно перпендикулярны, то он является ромбом». Обратная теорема ложна, т.к. легко привести контрпример (построим четырёхугольник, у которого диагонали взаимно перпендикулярны, а ромбом он не является – см. рис.2).
6. Методика обучения доказательству.
Поиск доказательства идёт стандартно двумя методами:
1. Анализ Паппа (восходящий анализ) – ведущим вопросом является вопрос: «Что достаточно знать, чтобы ответить на поставленный вопрос?».
2. Анализ Евклида (нисходящий анализ) – рассуждения начинаются так: «Временно предположим, что то, что нам нужно доказать, уже доказано. Что отсюда следует?».
Например, дана теорема (признак параллелограмма): «Если в четырёхугольнике противоположные стороны попарно равны, то этот четырёхугольник – параллелограмм».
Восходящий анализ.
1. Для доказательства того, что ABCD – параллелограмм, достаточно доказать, что BC || AD и AB || DC.
2. Для доказательства параллельности сторон четырёхугольника достаточно доказать равенство накрест лежащих углов при параллельных прямых и секущей.
3. Такие накрест лежащие углы можно получить, если провести диагональ АС: и , и .
4. Для доказательства равенства накрест лежащих углов достаточно доказать равенство треугольников АВС и СDA.
5. Для доказательства равенства данных треугольников достаточно установить справедливость равенств: BC=DA, AB=CD, AC=AC, а эти равенства выполняются (условие теоремы).
Нисходящий анализ.
1. Пусть ABCD – параллелограмм.
2. Тогда BC || AD и AB || DC.
3. Проведём диагональ АС, тогда получим: = , = (как накрест лежащие при параллельных прямых и секущей).
4. Из равенства накрест углов с учётом того, что АС – общая сторона следует равенство этих треугольников.
5. Тогда BC=DA, AB=CD, AC=AC, а эти равенства выполняются (условие теоремы).
Нетрудно теперь все рассуждения из нисходящего анализа провести в обратном порядке. В итоге получим синтетическое доказательство (результат поиска).
Чаще всего в школе учащимся предлагается именно синтетическое доказательство теорем, которое имеет ряд достоинств: исчерпывающая полнота, сжатость, краткость. Однако синтетический метод в методическом отношении имеет и свои недостатки. Остаётся неясным, как можно обнаружить такое доказательство, дополнительные построения никак не аргументируются. Учащиеся пассивно слушают и воспринимают такое доказательство, соглашаются с истинностью каждого умозаключения и не представляют, в каком направлении должны протекать дальнейшие рассуждения. Этот способ мало способствует самостоятельному открытию доказательства, и план рассуждений остаются скрытыми от учащихся.
В целом можно выделить 3 этапа работы над доказательством:
1. Подготовительный этап:
– повторение теорем (и их доказательств), связанных каким-либо образом с данной теоремой;
– выполнение практической работы, в ходе которой «открывается» метод доказательства теоремы;
– изучение и осмысление чертежа по содержанию теоремы;
– если возможно, разбиение теоремы на части или частные случаи и поиск доказательства отдельных частей;
– составление плана (схемы) доказательства (по необходимости).
2. Доказательство теоремы и её запись в соответствующей символике:
– доказательство ведётся поэтапно, все умозаключения логически обоснованы;
– доказательство теоремы кратко, сжато и записано в определённой символике.
3. Закрепление доказательства:
– обобщение метода доказательства и его основной идеи;
– выведение следствий из теоремы;
– на следующем уроке – доказательство при другом расположении чертежа;
– в домашней работе – превращение сокращённого книжного доказательства в развёрнутые цепочки умозаключений;
– доказательство теоремы другими методами (если это возможно);
– решение задач на доказательство с использованием данной теоремы и метода её доказательства;
– самостоятельное доказательство теорем, связанных с данной (обратной, противоположной, аналогичной).