Урок. Значение и употребление деепричастий. Образование наречий. Морфологический разбор.
Цели: Повторить и обобщить знания и умения находить деепричастия, наречия и др. части речи; производить морфологический разбор.
Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомним признаки причастий и деепричастий. Сделаем морфологический разбор. А также вспомним характеристики предложений.
Для начала запишем небольшой словарный диктант.
Каменный мост; недоумевающий взгляд(причастие без не не употребл.); справа(нареч. Прист С, ИЗ, ДО- поэтому на конце А) от меня; некуда (под ударением) пойти; никуда не уходи; позвонить(звОн – проверяемая гласная в корне слова) в дверь; лиственное(прилагательное от сущ. Листва-суффикс ЕНН) растение(корень раст); приблизиться к финишу; роскошный(рОскошь) наряд; оплатить проезд; искренне(от прилагательного с двумя нн) сожалеть; не подходя к двери;
Загорать на солнце; сделать предложение; собираться на работу; услышав шепот; быстро успокоившись.
Учитель: Теперь давайте проверим. По очереди читайте словосочетание, проговаривая все орфограммы и к какой части речи относится каждое слово.
Деепричастие – это особая, неизменяемая форма глагола, имеющая значение добавочного действия, которая поясняет основное действие, выраженное глагольным сказуемым.
Учитель: итак, на доске вы видите таблицу. Перечертите ее себе в тетрадь и заполните ее.
№ вопроса | причастие | деепричастие |
1. От какой части речи образуются? | От глагола | |
2.На какие вопросы отвечают? | Какой? Каков? | Что делая? Что сделав? |
3. Что обозначают? | Признак предмета по действию | Добавочное действие |
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? | Глагола прилагательного | Глагола Наречия |
5. Как изменяются? | По родам, числам, падежам | Не изменяется |
6. Имеют суффиксы: | -ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-;-им-(-ем-, -ом-);-енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т- | -а- (-я-); -вши- -ши- -в-; -учи- (уст.) |
Чем отличаются по морфемному составу? | Имеет окончание | Не имеет окончание |
8. Какими членами предложения могут быть? | Определение, сказуемое | Обстоятельство |
9. На какой вопрос отвечают как член предложения? | Какой? Каков? | Как? Когда? Почему? |
10. Какую часть речи распространяют в предложении | Существительное, местоимение | Глагол |
11. Как обособляются? | После определяемого существительного | Всегда обособляется |
На доске у вас записаны слова, попробуйте сгруппировать их и найти слово, которое не группируется, которое лишнее.
Задумавшись
Задумавшиеся
Задуманная
Задумывающиеся
А почему вы так думаете?
Комментарий: Лишнее слово задумавшись, так как это деепричастие, а остальные слова причастия. Это можно определить по признаку и суффиксу.
Сейчас сделаем морфологический разбор деепричастия УСЛЫШАВ
Услышав
1. неизм. Форма слова
2. что сделав?
3. обстоятельство
4. от глагола услыша-ть + в
Стараясь
1. обозначает добавочное действие
2. что делая?
3. от глагола стараться
4. обстоятельство
Запишем несколько предложений. Вам необходимо расставить в них знаки препинания и объяснить их.
1)Оставшись одна, она подошла к окну и встала перед ним, глядя на улицу. 2) В сенях зашаркали чьи-то шаги, мать вздрогнула и напряженно, подняв брови встала. 3)Улыбаясь, она прислушалась к разговору в комнате. 4) Он пошел пошатываясь и все придерживая голову ладонью левой руки, а правой дергая свой бурый ус. 5) Он шел не торопясь, твердо ударяя ногами в землю. 6) «Герой нашего времени» представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героя. 7) Иссохшая трава никнет и стелиться от зноя, почти невыносимого для живого существа.
Определим характеристику предложений.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (спп, придат.- условие)
Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всех больше от него страдают (спп, прид.-причины).
Я на все готова только бы мама выздоровела (спп, придат. - цели).
Проснулась Катя, когда было совсем темно (спп, придат.- времени.
Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился (ссп, следствие)
Он зашел в булочную: нужно было купить хлеб. (БСП причина)
Была в его характере черта: он по-детски верил слухам (БСП пояснение)
Сердце уже не стучало – оно притаилось (БСП, тире мы ставим так как здесь подлежащее из первой части заменяется местоимением в другой)
К вечеру похолодало, стал накрапывать дождь (БСП общий второстепенный член.
Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо, и от этого еще шире кажутся просторы золотой нивы.
Объясним постановку запятой и подчеркнем грамматическую основу предложения.(ССП, средство связи – соединит. союз И)
Ночь быстро гасила сказочно нежные краски сумерек и жаркой черной тьмой наполняла леса.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Вспомним еще одну часть речи – это наречие.
От каких частей речи образуется наречие?
- от прилагательных НЕЛЕПО (нелепый); дружески (дружеский)
- от сущест. Вверх
- от числит. ВТРОЕМ; НАДВОЕ; ЧЕТЫРЕЖДЫ
от глаголов МОЛЧА; СТОЯ
В грамматике наречие определяется как знаменательная (самостоятельная) часть речи, включающая в себя НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ слова (нет окончания, не имеет форм). Таким образом, характерным грамматическим отличием наречия от всех других самостоятельных частей речи является отсутствие у него ФОРМ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ.
ВОПРОС: Что обозначает наречие и каковы его синтаксические признаки?
ОТВЕТ: Обозначая ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, ПРИЗНАК КАЧЕСТВА ИЛИ ПРЕДМЕТА, наречие сочетается с другими словами в составе словосочетания посредством примыкания, а в предложении играет роль обстоятельства.
Например: Ребенок спит СПОКОЙНО. ( Спокойно – наречие, так как обозначает признак действия; не изменяется, не имеет категорий; примыкает к глаголу-сказуемому «спит», выполняет функцию обстоятельства; морфема –о - суффикс). –
Море СПОКОЙНО. (Спокойно – краткое прилагательное, обозначает признак предмета (море каково?); в форме среднего рода, единственного числа; в предложении выполняет функцию составного именного сказуемого; морфема –о - окончание).
Давайте вспомним правописание наречий. Откроем упражнение 330. Устно. Найдем наречия и краткие прилагательные.
УПР. 332. письменно.