Организационно-методические указания
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Академия Государственной противопожарной службы
ЛОГИКА
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Для студентов, обучающихся по специальностям
«Государственное и муниципальное управление»
и «Судебная экспертиза»
Москва 2012
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Академия Государственной противопожарной службы
ЛОГИКА
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
для студентов, обучающихся по специальностям
«Государственное и муниципальное управление»
и «Судебная экспертиза»
Утверждено Редакционно-издательским советом
Академии ГПС МЧС России
Москва 2012
УДК 16
ББК 87.4я73
Л69
Рецензенты:
Кандидат технических наук,
Заведующий кафедрой высшей математики
С. П. Кабанов
Кандидат исторических наук,
профессор кафедры истории и экономической теории
Н. Н. Ашенкампф
Л69Логика.Планы семинарских занятий для студентов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Судебная экспертиза» / Сост.: А. В. Киричек, Н. В. Свиридова. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. – 74 с.
Настоящее пособие предназначено для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по специальности «Государственное и муниципальное управление» (по профилю «Пожарная безопасность») и студентов, обучающихся по программе специалитета по специальности «Судебная экспертиза» (профиль «Пожарная экспертиза»). Пособие составлено в соответствии с рабочей программой и психолого-педагогическими требованиям, содержит все дидактические единицы, необходимые для успешного освоения дисциплины «Логика»: методические указания, тематический план дисциплины, планы семинарских занятий и литературу к ним, комплекс практических заданий, вопросы для повторения и подготовки к зачету.
Однако данное пособие не заменяет учебников, а является лишь дополнением к ним, своего рода указателем для учащегося, что, как и в какой последовательности изучать.
УДК 16
ББК 87.4я73
Издано в авторской редакции
© Академия Государственной противопожарной
службы МЧС России, 2012
1. Общие положения
Планы семинарских занятий по дисциплине «Логика» составлены в соответствии с рабочими программами и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Судебная экспертиза». Вместе с рабочей программой настоящее пособие определяет содержание и структуру дисциплины, последовательность изучения отдельных тем курса, а также дает необходимые методические указания для подготовки и работы на семинарах, выполнения практических заданий, написания контрольной работы, подготовки к зачету.
Актуальностьизучения студентами логики обусловлена нарастанием сложности общественной жизни, развитием и усложнением методов научного познания и инженерно-технической деятельности. Логика формирует мышление и методологическую культуру будущих специалистов МЧС и ГПС, дает им обобщенные представления об основных законах и правилах мышления, обучает умению логично и последовательно излагать свои мысли, находить и классифицировать логические ошибки, грамотно готовиться и принимать участия в дискуссиях и спорах. Таким образом, освоение логики – важное звено современного образовательного процесса в высшей школе.
Цель дисциплинысостоит в том, чтобы способствовать формированию у студентов умения логически и системно мыслить, развитию самостоятельного и творческого мышления, привитию умений и навыков грамотно излагать и аргументированно отстаивать свое мнение.
Из вышеназванной цели вытекают следующие задачи дисциплины:
§ вооружить будущих управленцев и судебных экспертов знанием законов и принципов логики;
§ способствовать выработке умения оперировать понятиями, строить суждения и умозаключения, производить операции с понятиями;
§ научить оценивать различного рода рассуждения с точки зрения их логической правильности;
§ развить умение логично и ясно формулировать свои мысли, обосновывать собственное видение различных проблем;
§ развить навыки участия и ведения дискуссий и споров.
Организационно-методические указания
На изучение дисциплины «Логика» отводится:
при обучении по специальности «Государственное и муниципальное управление» – 108 часов, из которых 26 часов составляют лекции, 28 часов – семинарские занятия, 54 часа отводится на самостоятельную работу;
при обучении по специальности «Судебная экспертиза» – 72 часа, из которых 22 часа составляют лекции, 32 часа – семинарские занятия, 18 часов отводится на самостоятельную работу;
Работа студентов по изучению логики складывается из следующих основных компонентов: самостоятельная работа с учебной и научной литературой, прослушивание лекций, участие в семинарских занятиях, обязательное написание контрольной работы, выполнение практических заданий (задач).
Самостоятельная работа является основным методом глубокого и творческого усвоения содержания дисциплины. К основным формам самостоятельной работы относятся: чтение основной и дополнительной литературы по дисциплине, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, решение задач по логике, подготовка докладов и тематических сообщений.
Важнейшими принципами самостоятельной работы являются:
- регулярность: занимайтесь не от случая к случаю, а регулярно, хотя бы 2-3 раза в неделю;
- целенаправленность: прежде чем начать работать с учебником, решите, что Вы хотите узнать, на какие вопросы получить ответы, каким умениям научиться;
- последовательность: не стремитесь забежать вперёд, узнать всё сразу, вместо быстрого, но поверхностного усвоения содержания дисциплины практикуйте постепенное и последовательное движение в соответствии с программой курса – так Вы сделаете свои знания более прочными;
- практичность: старайтесь применять на практике, при изучении других дисциплин, в быту, в общении с друзьями и т.п. знания, полученные в ходе освоения логики, не ленитесь формулировать понятия, делать умозаключения, классифицировать разнообразные объекты и явления, находить логические противоречия и ошибки в текстах, в рассуждениях ваших знакомых и сокурсников;
- коллегиальность: обсуждайте прочитанное, услышанное и увиденное в кругу своих товарищей, совместно с ними решайте логические задачи и упражнения.
Полнота и качество конспекта лекций – важный показатель отношения студентов к изучению курса. Конспект – важнейшее, незаменимое средство хранения и систематизации информации. Существует ряд правил, следование которым сделает работу с конспектом легкой, удобной и эффективной:
- старайтесь вести записи аккуратно, писать разборчиво, чтобы потом можно было легко понять написанное;
- выделяйте основное (заголовки тем и вопросов лекций, определения важнейших терминов) с помощью чернил другого цвета, цветными карандашами или фломастерами – так Вы всегда легко найдёте самое важное;
- во время конспектирования лекций сокращайте длинные или часто употребляемые слова и словосочетания, разработайте собственную систему условных обозначений;
- делайте записи свободными, чтобы при повторном чтении можно было внести в них поправки, уточнения, дополнения;
- заведите в конце тетради словарь, в который заносите определения важнейших терминов.
Семинарские занятия – являются школой публичных выступлений студентов, они проходят в атмосфере свободного обмена мнениями, в форме живого и творческого обсуждения основных вопросов. Важной задачей семинаров является совместная работа студентов по решению логических задач, отработка навыков, связанных с умениями формализовывать предложения естественного языка, проверять истинность суждений и умозаключений, пользоваться языком символической логики и др. В соответствии с тематическим планом или по решению преподавателя отдельные семинарские занятия могут проводиться с использованием активных и интерактивных методов обучения, в частности, в форме деловых, эвристических игр, дискуссий, конференций, круглых столов и т.п. Каждый учащийся должен готовиться к каждому семинарскому занятию на основе указаний преподавателя и в соответствии с настоящим учебно-методическим пособием.
Контрольная работаявляется важной формой контроля знаний, она позволяет единовременно выявить уровень текущей готовности у каждого студента. Контрольная работа проводится по завершению изучения курса, на нее выносятся практические задания и задачи, примерные образцы которых указаны в конце настоящего пособия. Написание контрольной работы является обязательной для каждого студента. Студенты, получившие за контрольную работу оценку «неудовлетворительно», к зачету не допускаются (таким студентам предоставляется право переписать контрольную работу).
Практические задания предназначены для развития творческого, нестандартного мышления, для закрепления и углубления теоретических знаний, полученных на лекциях и из учебной литературы.
Консультации преподавателей организуются с целью помочь студентам разрешить вопросы, возникающие в процессе самостоятельного изучения учебного материала на любой стадии его освоения. Они, как правило, проводятся в индивидуальном порядке, но при необходимости могут быть и групповыми.
Преподавание дисциплины проводится в течение одного семестра.
По завершении семестра студенты сдают зачет[1],который включает в себя две стадии: практическую и теоретическую. Итоговая оценка студента складывается на основе суммирования оценок, полученных на обеих стадиях и с учетом текущей успеваемости.
Практическая стадия сдачи зачета включает в себя написание контрольной работы, по итогам которой студент должен показать умение пользоваться аппаратом символической логики, формализовывать суждения, проверять правильность умозаключений и т.п.
Теоретическая стадия, как правило, проводится в устной форме по билетам, каждый их которых включает в себя по 2 учебных вопроса.
Окончательное решение о форме проведения зачета принимается кафедрой на заседании предметно-методической секции.
Пропущенные учащимися занятия (по уважительным или иным причинам) отрабатываются в индивидуальном порядке в дни консультаций преподавателя, ведущего семинары.
Дисциплина изучается на 1 курсе.