Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование
♦
Я живу, как кукушка в часах, Не завидую птицам в лесах, Заведут — и кукую. Знаешь, долю такую Лишь врагу пожелать я могу.
Ключевое словосочетание жить, как кукушка в часах, т.е. несвободно, как заведенный механизм, противоестественно, мотивируется типовыми ассоциациями с часами, имеющими механический завод, на основе стимулов как кукушка в часах и заведут — и кукую. Контрастный образ другой жизни, легкой, свободной, естественной, рождается благодаря стимулу птицы в лесах.
Двойной контраст в лексическом развертывании текста возникает благодаря эффекту обманутого ожидания: первая часть текста отражает кажущееся принятие лирической героиней предложенного ей подневольного образа жизни (Не завидую птицам в лесах // Заведут — и кукую), вторая же часть отражает резкое отрицание этого (Знаешь, долю такую /Лишь врагу пожелать я могу). Эстетический смысл двух ключевых сверхсловных элементов лексической структуры текста формируется на ассоциативной основе благодаря их контрастной соотнесенности и сверхсловным актуализаторам, из которых более действенным прагматически оказывается тот, который занимает сильную конечную позицию в тексте.
Иной механизм эстетического кодирования представлен в текстах с лексической структурой усилительно-конвергентного типа, основанной на «накоплении» смысловых признаков художественной реалии за счет многократной их актуализации в словах, образующих смысловую парадигму. Один из ее членов является ключевым, он отражает основной концепт и называет его. Рассмотрим это на примере стихотворения А.А. Ахматовой «Первое возвращение»:
На землю саван тягостный возложен,
Торжественно гудят колокола,
И снова дух смятен и потревожен
Истомной скукой Царского Села.
Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо,
Как будто мира наступил конец;
Как навсегда исчерпанная тема,
В смертельном сне покоится дворец.
Написанное в начале века, это стихотворение передает тревожное ожидание и предчувствие грядущих бурь и потрясений. Звучат разные микротемы: смерти, конца, сна, тревоги, из них сквозной (в рамках целого текста) является тема смерти. Соответствующие ключевые элементы («Здесь все мертво и немо») эстетически усиливаются смысловыми парадигмами: 1) саван, тягостный, мертво, конец (мира), смертельный
13 Филологический анализ текста
Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование
на читателя (ср. лирические отступления автора, обращения к адресату, отсылки к другим произведениям, эпиграфы и т.д.); во-вторых, сигналы внутритекстовой коммуникативной информации о речевом поведении персонажей.
• Композиционный код включает последовательность представления
автором реалий художественного мира, ракурса и масштаба изобра
жения.
• Образно-культурологический код текста включает осознание связ
ности отдельных образов и культурологических реалий в общей си
стеме текста, включая их выбор автором и различные средства их
формирования.
• Эмотивный код можно раскрыть, оценивая прагматику языковых
средств и анализируя эмоциональную тональность как средство со
здания целостности произведения.
• Эстетический код проявляется не только в языковой организации
произведения, но и в сюжетно-композиционном, эмотивном, образ
но-культурологическом, коммуникативном кодах. Изучение сигна
лов эстетической информации, образующих художественную струк
туру текста, позволяет установить характер его смыслового развер
тывания и потенциальный заряд эстетического воздействия.
ВОПРОСЫ ДЛЯСАМОПРОВЕРКИ
> Что относится к экстралингвистическим параметрам в анализе тек
ста?
> От чего зависит эффективность диалога автора и адресата?
> Что понимается под кодом текста?
> Какие виды кодов текста выделяются? На основе каких параметров
выделяются различные коды текста?
> Какое место занимает эстетический код в общей структуре кодов ху
дожественного текста?
> Что понимается под предметным кодом текста?
> Что такое коммуникативный код текста?
> Дайте понятие об образно-культурологическом коде текста.
> Что понимается под сюжетно-композиционным кодом текста?
> Что такое языковой код текста? Какова роль языкового кода в общей
структуре кодов текста?