Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование




Я живу, как кукушка в часах, Не завидую птицам в лесах, Заведут — и кукую. Знаешь, долю такую Лишь врагу пожелать я могу.

Ключевое словосочетание жить, как кукушка в часах, т.е. несвобод­но, как заведенный механизм, противоестественно, мотивируется типо­выми ассоциациями с часами, имеющими механический завод, на осно­ве стимулов как кукушка в часах и заведут — и кукую. Контрастный об­раз другой жизни, легкой, свободной, естественной, рождается благодаря стимулу птицы в лесах.

Двойной контраст в лексическом развертывании текста возникает благодаря эффекту обманутого ожидания: первая часть текста отража­ет кажущееся принятие лирической героиней предложенного ей подне­вольного образа жизни (Не завидую птицам в лесах // Заведут — и ку­кую), вторая же часть отражает резкое отрицание этого (Знаешь, долю такую /Лишь врагу пожелать я могу). Эстетический смысл двух клю­чевых сверхсловных элементов лексической структуры текста форми­руется на ассоциативной основе благодаря их контрастной соотнесен­ности и сверхсловным актуализаторам, из которых более действенным прагматически оказывается тот, который занимает сильную конечную позицию в тексте.

Иной механизм эстетического кодирования представлен в текстах с лексической структурой усилительно-конвергентного типа, основанной на «накоплении» смысловых признаков художественной реалии за счет многократной их актуализации в словах, образующих смысловую пара­дигму. Один из ее членов является ключевым, он отражает основной концепт и называет его. Рассмотрим это на примере стихотворения А.А. Ахматовой «Первое возвращение»:

На землю саван тягостный возложен,

Торжественно гудят колокола,

И снова дух смятен и потревожен

Истомной скукой Царского Села.

Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо,

Как будто мира наступил конец;

Как навсегда исчерпанная тема,

В смертельном сне покоится дворец.

Написанное в начале века, это стихотворение передает тревожное ожидание и предчувствие грядущих бурь и потрясений. Звучат разные микротемы: смерти, конца, сна, тревоги, из них сквозной (в рамках це­лого текста) является тема смерти. Соответствующие ключевые элемен­ты («Здесь все мертво и немо») эстетически усиливаются смысловыми парадигмами: 1) саван, тягостный, мертво, конец (мира), смертельный

13 Филологический анализ текста



Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование

на читателя (ср. лирические отступления автора, обращения к адре­сату, отсылки к другим произведениям, эпиграфы и т.д.); во-вторых, сигналы внутритекстовой коммуникативной информации о речевом поведении персонажей.

• Композиционный код включает последовательность представления
автором реалий художественного мира, ракурса и масштаба изобра­
жения.

• Образно-культурологический код текста включает осознание связ­
ности отдельных образов и культурологических реалий в общей си­
стеме текста, включая их выбор автором и различные средства их
формирования.

• Эмотивный код можно раскрыть, оценивая прагматику языковых
средств и анализируя эмоциональную тональность как средство со­
здания целостности произведения.

• Эстетический код проявляется не только в языковой организации
произведения, но и в сюжетно-композиционном, эмотивном, образ­
но-культурологическом, коммуникативном кодах. Изучение сигна­
лов эстетической информации, образующих художественную струк­
туру текста, позволяет установить характер его смыслового развер­
тывания и потенциальный заряд эстетического воздействия.

ВОПРОСЫ ДЛЯСАМОПРОВЕРКИ

> Что относится к экстралингвистическим параметрам в анализе тек­
ста?

> От чего зависит эффективность диалога автора и адресата?

> Что понимается под кодом текста?

> Какие виды кодов текста выделяются? На основе каких параметров
выделяются различные коды текста?

> Какое место занимает эстетический код в общей структуре кодов ху­
дожественного текста?

> Что понимается под предметным кодом текста?

> Что такое коммуникативный код текста?

> Дайте понятие об образно-культурологическом коде текста.

> Что понимается под сюжетно-композиционным кодом текста?

> Что такое языковой код текста? Какова роль языкового кода в общей
структуре кодов текста?

Наши рекомендации