Примеры текстов, которые могут быть включены
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ В 2005/06 УЧЕБНОМ ГОДУ
Объяснительная записка
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования является обязательной. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов.
Форма проведения экзаменов по выбору может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку). В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, разбор предложения, лабораторная работа, демонстрация опытов).
Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению аттестационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний и обладающими аналитическими способностями.
Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.
Выпускник, избравший комплексный анализ текста как одну из форм устного экзамена по русскому языку, характеризует тип, стиль подобранного учителем текста, определяет его тему, главную мысль, комментирует имеющиеся в нем орфограммы и пунктограммы.
Учащийся для экзамена по выбору может избрать любой предмет, изучавшийся в IX классе. На экзаменах по выбору по всем учебным предметам проверяется соответствие знаний выпускников требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний, практическое их применение.
В предложенный материал по всем учебным предметам можно внести изменения, дополнить его, исходя из местных условий, другими вопросами и заданиями, а также разработать свои с последующим обсуждением и утверждением на методическом совете. При корректировке примерных билетов по истории России и обществознанию желательно внести вопросы, связанные с российской государственной символикой (герб, флаг, гимн).
«Вестник образования» № 4; февраль 2006.
РУССКИЙ ЯЗЫК
По русскому языку предлагаются билеты для проведения экзамена в общеобразовательных школах, школах (классах) с углубленным изучением предмета и национальных (нерусских) школах.
Для подготовки практических вопросов рекомендуем использовать пособие «Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена за курс основной школы. 9 кл.». – М.: Дрофа, 2005.
Общеобразовательная школа
Предлагаемые экзаменационные билеты являются примерными. Они составлены в соответствии с Обязательным минимумом содержания общеобразовательных программ по русскому языку.
Билет включает два вопроса: теоретический и практический. Ответы на эти вопросы позволяют проверить:
•знания о языке и речи (знание необходимых и достаточных признаков языковых и речеведческих понятий, знание правил правописания);
•специальные учебные умения, предполагающие практическое владение языковым материалом на основе лингвистических понятий и разнообразных языковых правил;
•соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических);
•орфографическую и пунктуационную грамотность;
•умения и навыки в различных видах речевой деятельности.
Первый вопрос билета – теоретический. Он проверяет лингвистическую подготовку учащихся в области языка и речи, а также уровень овладения умением создавать собственное устное высказывание на лингвистическую тему. Вопросы связаны с разными разделами школьного курса русского языка.
Второй вопрос билета на устном экзамене по русскому языку – практический. Он проверяет уровень практического владения учащимися русским языком и, как правило, предлагает многоаспектный анализ подобранного учителем текста по следующим параметрам:
•композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли текста, количества микротем и т.п.);
•стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);
•типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
•языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов; синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
•анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).
Ориентация устного экзамена на анализ текста отражает современный подход в обучении русскому языку на текстовой основе. Такая направленность в обучении изменяет взгляд на проверку обученности учащихся и помогает выявить не только степень овладения грамматическими и правописными умениями и навыками, способность обобщать и систематизировать изученный материал, но и уровень сформированности речевых умений и навыков: проводить речеведческий анализ текста, его содержания и строения; умение передавать в выразительном чтении понимание читаемого текста; умение строить устное монологическое и диалогическое высказывание на экзамене.
В связи с этим целесообразно предлагаемый для анализа текст сопровождать тремя группами заданий: 1) задания, связанные с речеведческим анализом текста; 2) задания, предусматривающие разные виды языкового анализа (фонетического, лексического, словообразовательного, грамматического и других); 3) задания на проверку правописной грамотности выпускника. Особенность третьей группы заданий заключается в том, что, объясняя выбор правильного написания слова и расстановку знаков препинания, аттестуемый одновременно демонстрирует и свои знания в области грамматики, фонетики, состава слова и свое умение опираться на языковой анализ.
При выполнении заданий экзаменующийся имеет право обращаться к разным словарям.
Билет № 1
1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
2. Анализ текста.
Билет № 2
1. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка.
2. Анализ текста.
Билет № 3
1. Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиции звуков.
2. Анализ текста.
Билет № 4
1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.
2. Анализ текста.
Билет № 5
1. Группы слов по употреблению и происхождению.
2. Анализ текста.
Билет № 6
1. Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.
2. Анализ текста.
Билет № 7
1. Группы морфем (значимых частей слова): корневые и служебные (суффикс, приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы.
2. Анализ текста.
Билет № 8
1. Основные способы образования слов в русском языке.
2. Анализ текста.
Билет № 9
1. Части речи в русском языке, критерии их выделения.
2. Анализ текста.
Билет № 10
1. Именные части речи, их общие и отличительные признаки.
2. Анализ текста.
Билет № 11
1. Глагол как часть речи.
2. Анализ текста.
Билет № 12
1. Место причастия и деепричастия в системе частей речи.
2. Анализ текста.
Билет № 13
1. Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.
2. Анализ текста.
Билет № 14
1. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
2. Анализ текста.
Билет № 15
1. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
2. Анализ текста.
Билет № 16
1. Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.
2. Анализ текста.
Билет № 17
1. Простое предложение, его виды по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения.
2. Анализ текста.
Билет № 18
1. Полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
2. Анализ текста.
Билет № 19
1. Второстепенные члены предложения. Основные морфологические способы выражения второстепенных членов предложения.
2. Анализ текста.
Билет № 20
1. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
2. Анализ текста.
Билет № 21
1. Обособленные члены предложения. Уточнение как обособленный член предложения.
2. Анализ текста.
Билет № 22
1. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
2. Анализ текста.
Билет № 23
1. Сложное предложение и его виды: союзные и бессоюзные. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
2. Анализ текста.
Билет № 24
1. Чужая речь и основные способы ее передачи.
2. Анализ текста.
Билет № 25
1. Текст как речевое произведение, основные признаки текста.
2. Анализ текста.
Билет № 26
1. Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение.
2. Анализ текста.
Билет № 27
1. Стили речи, их функции и сфера употребления.
2. Анализ текста.
Билет № 28
1. Написание гласных и согласных в составе морфем. (Орфографические правила указывает учитель.)
2. Анализ текста.
Билет № 29
1. Слитные, дефисные и раздельные написания. (Орфографические правила указывает учитель.)
2. Анализ текста.
Билет № 30
1. Постановка знаков препинания внутри простого предложения. (Пунктуационные правила указывает учитель.)
2. Анализ текста.
Билет № 31
1. Постановка знаков препинания внутри сложного предложения. (Пунктуационные правила указывает учитель.)
2. Анализ текста.
Примеры текстов, которые могут быть включены
В билет по русскому языку
Количество и характер заданий, сопровождающих эти тексты, регулирует сам учитель, учитывая профиль школы и класса.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Все хорошие фотографы и кин_операторы знают что сущ_ствует закон кадра.
Он состоит в том что одна какая (нибудь) часть целого выд_л_(н, нн)ая из остального иску(с,сс)тве(н,нн)о скажем рамкой вид_искателем фотоаппарата колечком (с,з)_дел_(н,нн)ым из пальцев или просто сосредоточ_(н,нн)ым вн_манием воспр_н_ма_(ться, тся) иначе нежели вместе с целым.
Очень наглядно это можно видеть например в Армени_ по дороге из Еревана к озеру Севан. Вы ед_те и справ_ от вас все время находи(ться, тся) голуб_ватая д_лина а за ней бел_снежный шатер Арарата. Вдруг машина ост_навлива_(ться, тся) и вам пр_длага_(ться, тся) выйти полюбова(ться, тся) зн_менитой горой.
Но мы же и без того ею любу_мся. Вот она все время справ_ от нас. Нет полюбуйтесь (по)другому.
Оказыва_(ться, тся) около дорог_ сп_циально постро_(н, нн)а отлогая арка и теперь вы вид_те Арарат часть неба и часть д_лины как(бы) вставл_(н, нн)ыми в рамку и впеч_тление от красоты гор усил_ва_(ться, тся) стократ.
(В.СОЛОУХИН)