Кроме рисунка центрального образа
нужно ли использовать больше иллюстраций?
Определенно да. Вспомните, что один образ может заменить тысячу слов. Всего десять образов в вашей логической
диаграмме — и вы сэкономите около десяти тысяч слов. А это немало!
Основные упражнения на логические диаграммы
Теперь вы знаете, как строить логическую диаграмму полностью. Я предлагаю вам построить пару простых логических диаграмм, чтобы разогреться. Что скажете?
Упражнение номер 1: Соединенные Штаты
Если вы хорошо помните, мы уже делали подобное упражнение с Аляской. На тот момент вы немного знали о логических диаграммах, но теперь вы уже стали специалистом. Я предлагаю вам построить логическую диаграмму Соединенных Штатов, но будьте осторожны: я по опыту знаю, как здесь взрываются ассоциации. Я вам рекомендую:
1. Ясно и подробно представить себе центральную идею.
2. Добавить два десятка ассоциаций, хотя, по всей вероятности, их образуется более двухсот (я говорю исходя из опыта).
3. И создать классификации с помощью основных организующих идей.
Упражнение номер 2: Море
Второе упражнение, тоже очень занимательное, заключается в том, чтобы построить логическую диаграмму моря Как вы понимаете, здесь также может быть бесчисленное количество ассоциаций, поэтому следуйте тем же инструкциям, которые использовались в предыдущих упражнениях, но на этот раз с образом «море».
ЦЕЛИ ЭТОЙ ГЛАВЫ
Метод
Логические диаграммы требуют целого ряда шагов для их построения. Каждый из этих шагов требует применения одной из специфических способностей, которые мы ранее тренировали: представлять, рисовать, ассоциировать и упорядочивать. Логическая диаграмма — это упорядоченная визуальная структура, в центре которой располагается центральный образ, а от него исходят идеи, пришедшие по ассоциации.
Задачи этой главы:
• познакомиться с ключевыми шагами построения логической диаграммы;
• выучить специфические слова, относящиеся к логическим диаграммам: центральный образ, ветвь (линия) и основная организующая идея;
• строить полные логические диаграммы.
Рекомендации для построения логических диаграмм
Построение логических диаграмм требует следования некоторым правилам или образцам. Эти правила — не строгие нормы, которым обязательно подчиняться, а, скорее, указания для максимального использования потенциала диаграмм.
В этой главе мы рассмотрим несколько советов по поводу рисунков, слов и внутреннего психологического состояния.
• Молодые воины
• Об образах
• 0 словах
• Три проблемы, связанные
с логическими диаграммами
Молодые воины
В древней Японии жил Бокуден, великий Мастер сабли. Однажды к нему пришел в гости другой Мастер. И чтобы представить другу трех своих сыновей и показать, какого уровня они достигли в своем обучении, Бокуден пошел на хитрость: он установил над дверью кувшин с водой так, чтобы он падал на голову того, кто будет входить в комнату.
Бокуден с другом сели напротив двери, и отец позвал своего старшего сына. Очутившись перед дверью, тот внезапно остановился. Приоткрыв ее, он схватил кувшин, прежде чем войти. Затем он закрыл за собой дверь, снова поставил кувшин на ее верхний край и поздоровался с Мастерами.
— Это мой старший сын, — сказан Бокуден, улыбаясь, — он уже достиг хорошего уровня и скоро станет Мастером.
Затем он позвал своего второго сына. Тот приоткрыл дверь и, едва увернувшись от кувшина, который чуть не упал ему на голову, все же смог поймать его в воздухе.
— Это мой средний сын, — объяснил Мастер гостю, — и ему еще предстоит пройти долгий путь.
Третий сын быстро вошел, и кувшин свалился ему на голову, но прежде чем он коснулся пола, мальчик выхватил саблю и разрубил его надвое.
— А это, — ответил Мастер, — мой младший сын. Это позор семьи, но он еще молод.
Ну что, начинающий ученик, изучающий логические диаграммы, какова мораль этого маленького рассказа? Вначале вы находились в положении младшего сына, вам очень хотелось строить логические диаграммы, но у вас не было такого мастерства, как у старшего сына. А как достигается такой уровень мастерства? Можно пойти двумя путями: по пути опыта или по пути мудреца. Путь опыта — это трудный путь, вам придется построить десятки логических диаграмм, пока вы не качнете открывать свои собственные приемы. Опыт мудреца заключается в том, чтобы слушать уроки учителя (в данном случае этой книги) и пропустить экспериментирование, которое предполагает построение десятков диаграмм, чтобы открыть их секреты. Как вы думаете, какой путь лучше? Как говорят мудрые учителя, ни один или оба. Необходимо найти средний путь, ведь практика без познания долга, а познание без практики бесплодно. Что мы предложим вам в этой главе? Познакомиться с несколькими приемами, которые помогут достичь мастерства в области логических диаграмм.
Об образах Рисунок
Использование образов в логических диаграммах является ключевым. Хотя важность рисунков в логических диаграммах объясняется, я с большой грустью наблюдал, что новые картографы, как правило, склонны использовать мало иллюстраций, и в этом заключается их основная ошибка. Если рисунки не используются в логических диаграммах, то теряется их волшебная сила и в результате получаются просто диаграммы и диаграммы. Если вначале рисунки получаются у вас плохо или не так, как вы ожидали, не теряйте терпения. Вы должны перестать бояться неудачи. Рисовать хорошо — вопрос практики, и вначале сложно видеть предметы новыми глазами. Вспомните, что рисовать — это словно заново открыть глаза на мир.
Цвет
Второй момент, связанный с рисунками, — тема цвета. Я встречал людей, которые с воодушевлением рисуют в своих логических диаграммах, но им сложно добавить
в рисунки цвет. Конечно, когда у человека проблемы со зрением, ему сложно различать цвета (так было и со мной), но я не думаю, что это относится к большинству людей. Вначале почти все люди были готовы воспринимать богатство цветовой гаммы. Каким бы вам хотелось видеть мир — черно-белым или цветным? Судя по тому, как плохо продаются черно-белые телевизоры и как хорошо продаются цветные, я склонен думать, что вам нравится видеть мир цветным; то же относится и к логическим диаграммам. Цвет представляет жизнь, эмоцию и энергию, и несправедливо лишать их всего этого. Представьте себе одноцветную диаграмму, скучную, монотонную. Это же ужасно! Сделайте вашу жизнь разноцветной!
Объем
Третий момент, связанный с рисунками, — это объем. Я также часто наблюдал, что, когда ученик в области логических диаграмм достигает своих первых успехов в рисунке, он забывает о трех измерениях. Воодушевленный ясными схематическими представлениями, которые создает, он считает, что дошел до предела своих художественных возможностей. Но не забывайте о следующее шаге: когда вы овладеете формой, вы должны придать ей объем, именно это и есть мастерская ступень в нашем
быстром курсе рисования. Как правило, мы видим предметы в трех измерениях, почему бы не рисовать в такой же манере образы в наших логических диаграммах?
Какая из этих двух фабрик более интересна зрительно — нарисованная в двух измерениях или в трех?
Выразительность
Четвертый и последний момент любого рисунка — это тема выразительности. Если мы будем рисовать реалистичные рисунки, то наверняка не сможем полностью передать эмоцию, которую хотим изобразить, поэтому полезным приемом будет утрирование. Если, например, мы хотим изобразить грустного человека, то стоит нарисовать его очень грустным, даже плачущим или стоящим на коленях на полу, или же просящим о помощи. И наоборот, изображая радость или воодушевление, нарисуйте это
так, чтобы не оставалось сомнения в том, что вы хотите передать. Смело выражайте свои чувства!
Утрированное изображение момента окончания мной университета.