Биологические ритмы. В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ.
394_________________________ Глава 16_________________________
Предсказание о том, что в тестах, включающих как быструю переработку информации, так и использование кратковременной памяти, проявится некоторая промежуточная динамика на протяжении дня, было подтверждено при исследовании элементарного логического мышления [23]. Результаты такого рода объясняли повышением уровня бодрствования на протяжении дня (см. [14, 38]), а возможная роль утомления, о которой упоминали ранние исследователи, обычно недооценивалась. Изменение уровня бодрствования привлекали также для объяснения того факта [27], что в отличие от кратковременной памяти долговременное запоминание лучше происходит тогда, когда материал предъявляется во вторую половину дня, а не утром (отсюда следуют выводы относительно режимов обучения, противоречащие прежним выводам Гейтса (1916 [30]).
Большинство задач, которые использовались в упомянутых выше работах, содержали лишь минимальный двигательный компонент. Немногие исследования с двигательными тестами, проведенные за последнее время, в основном подтверждают сделанный ранее вывод о том, что этот вид работоспособности достигает максимума в конце дня. Разумеется, чем ближе задача к «чисто» двигательной, тем в большей мере показатель ее выполнения отражает физиологическое состояние, а не подлинную работоспособность и поэтому тем меньшее отношение такие эксперименты имеют к ритмам психических процессов. Хотя в таких заданиях, как психомоторный тест с шаром [37], соединение болтов и гаек [35] и прицеливание из ружья [31] (все они дают поздний пик), имеется явный перцептивный компонент, все же степень участия в них высших психических процессов обычно мала. В случае измерения силы сжатия кисти и частоты нажатия телеграфного ключа (как при исследовании циркадианных ритмов в работе Ашоффа и др. [2]), высшие психические функции, по существу, исключаются. Это досадно, поскольку очень важно было бы знать, являются ли ритмы работоспособности истинно эндогенными, как это было установлено в отношении физиологических процессов, или они частично или даже целиком ' определяются экзогенными факторами. В упомянутой работе [2] было все же показано, что по крайней мере ритмы показателей в таких явно умственных тестах, как простые вычисления и оценка времени, являются эндогенными, поскольку они сохраняются (с более длинным «периодом») в условиях изоляции от всех времязадателей.
В целом получено достаточно данных о том, что время влияет на выполнение широкого круга задач разной сложности и с разной долей участия двигательных процессов. Повидимому, большинство наблюдаемых изменений можно отнести к одному из трех типов: 1) общий непрерывный подъем