Экзаменационный билет № 10. 1. Задачи, содержание и организация изучения элементарного курса грамматики в младших классах.

1. Задачи, содержание и организация изучения элементарного курса грамматики в младших классах.

2. Связь уроков произношения с уроками обучения грамоте. Раскрыть приемы формирования навыков звукового анализа, используемые в подготовительный период.

Задачи, содержание работы по разделу «Грамматика и правописание» в специальной школе 5 вида.

При изучении начального курса грамматики в школе для детей с ТНР ставятся следующие задачи: - осуществлять коррекцию нарушений психического и речевого развития учащихся;

- закреплять правильные речевые навыки в устной и письменной речи учащихся в различных коммуникативных ситуациях;

- способствовать формированию «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных;

- дифференцировать грамматические значения, представленные в некоторых морфемах (приставках, суффиксах, окончаниях);

- сформировать языковые обобщения (фонематические, морфологические, синтаксические); - развивать способность к языковому анализу (анализу предложений на слова, морфологическому, фонематическому и др.);

- способствовать осознанию языковых закономерностей в области грамматики;

- развивать навыки смыслового, семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и связной речи;

- создавать предпосылки для формирования навыков орфографически грамотного письма.

Решение этих задач осуществляется на основе анализа изучаемых языковых процессов с учетом содержания программы по грамматике. Процесс усвоения отдельных грамматических тем осуществляется в такой последовательности:

- выделение языковых единиц (например, слов, морфем) в речи окружающих, уточнение семантики, различение грамматических, лексических значений в импрессивной речи;

- установление связи грамматического или лексического значения со звуковым образом морфемы (например, значение орудийности с флексиями -ом, -ой и др.);

- закрепление практических навыков использования грамматической формы в экспрессивной речи (на основе аналогии, практического обобщения);

- углубленное осознание грамматических закономерностей, их формулирование с использованием лингвистической терминологии, закрепление формулировок грамматических правил;

- закрепление грамматических закономерностей в письменной речи, осознание орфограмм.

Цели — расширить речевую базу детей, воспол­нить в той или иной степени пробелы дошкольного речевого развития, подготовить школьников к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах, а главное — сформировать умение пользоваться им в речи.

Исходя из поставленных целей формулируются и задачи рабо­ты на этом этапе:

1. Сформировать у детей первоначальные языковые обобще­ния и познавательный интерес к языку.

2. Совершенствовать произносительную сторону речи.

3. Уточнять, расширять и активизировать словарный запас.

4. Учить правильно строить и употреблять в речи простое предложение.

5. Обучить некоторым правилам орфографии.

6. Помочь овладевать связной устной речью и первоначаль­ными навыками связной письменной речи.

Со 2-го класса детей учат различать предмет и его название, выполнять действия по заданию учителя и называть их, ставить к словам вопросы, дифференцировать названия предметов и действий; знакомят с некоторыми предлогами как отдельными словами; у них формируют умения заканчивать предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов; знакомят с некото­рыми орфографическими правилами: обозначения мягкости согласных на письме, написания прописной буквы в начале предложения, правописания слов с непроверяемой безударной гласной.

В 3-м классе школьники продолжают изучать темы «Назва­ние предметов и действий», «Предлог», узнают, что такое каче­ства предметов, и дают им названия, упражняются в согласова­нии этих слов с именами существительными, прослеживают из­менение окончаний в названиях предметов, учатся правильно употреблять их в речи, обращают внимание на возможность рас­пространять предложение по вопросам и менять формы слов в связи с вопросами. На этом году обучения школьники знако­мятся с большим количеством орфографических правил — это обозначение мягкости согласных в середине слова, сочетание шипящих с гласными, употребление разделительного мягкого знака, правописание звонких и глухих согласных на конце слова и др.

В 4-м классе круг грамматических и орфографических тем рас­ширяется. Четвероклассники узнают о подлежащем, сказуемом, знакомятся с понятиями «корень» и «родственные слова», продол­жают работать над распознаванием слов, обозначающих предмет, действие, качество, тренируются в их согласовании друг с другом, изучают правописание имен собственных, звонких и глухих со­гласных в середине слова, безударных гласных.

Задачи изучения элементарного курса грамматики
Элементарный курс грамматики имеет своей целью подготовить учащихся к пониманию состава и строя русской речи, а также «обеспечить овладение ими умениями и навыками, необходимыми для выражения мыслей и для систематического изучения грамматики и правописания в старших классах.
За период работы по формированию грамматического строя речи учащиеся должны:
• усвоить основные грамматические закономерности языка;
• научиться анализировать языковой материал,
• научиться сравнивать, классифицировать и обобщать факты языка,
• получить понятие об алфавите, делении слов на слоги, о звуковом составе слов;
• приобрести первичные навыки словообразования;
• получить элементарное понятие о частях речи, о характерных семантических и формальных признаках существительных, глаголов, местоимений, прилагательных.
• развить умение строить предложения разной структуры;
• приобрести понятие о предложении и его составе.

Связь уроков произношения с уроками обучения грамоте. Раскрыть приемы формирования навыков звукового анализа, используемые в подготовительный период.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными. Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Обучение грамоте детей с общим недоразвитием 1—2-го уровня развития речи целесообразнее разделить на два периода:

Iпериод — подготовительный, или добукварный (3 месяца);

IIпериод — букварный (14 месяцев).

В добукварный период обучения грамоте учащиеся подготови­тельного класса практически усваивают звуковой и слоговой со­став слова на ограниченном речевом материале. Дети учатся произносить и различать звуки, а также выделять их из слова, затем упражняются в делении слова на слоги. И лишь после того как они приобретут прочные навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, переходят к выделению слов из состава предложения. На этом этапе формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты. В течение этого времени специальных уроков грамоты не выделяется, вся работа проводится на уроках произношения.Каждый звук изучается вначале на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от дру­гих звуков; затем на уроках обучения грамоте изучается соответ­ствующая буква. Опора на правильное произношение большин­ству учащихся нужна с целью предупреждения трудностей в раз­личении и выделении звуков речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.

Раскрыть приемы формирования навыков звукового анализа, используемые в подготовительный период.

ряд упражнений и игр, используемых в первом периоде обучения:

· отбор детьми предметов, игрушек или картинок с их изображением, в названиях которых содержится определенный звук;

· подбор слов по определенной лексической теме с использованием фонетических заданий;

· называние, а затем рисование посуды, фруктов, ягод и т.п., в наименованиях которых содержится заданный звук;

· нахождение на специально подобранных сюжетных картинках предметов, в названиях которых содержится нужный звук;

· отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках;

· выделение из ряда произносимых логопедом слов тех, в которых имеется заданный звук (дети поднимают фишку соответствующего цвета);

· название имен детей, кличек животных, предметов, наименования которых начинаются с данного звука;

· выделение из предложений слов с заданным звуком;

· выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук(мак, машина, мама);

· выделение последнего звука в анализируемом слове и придумывание слов с этим звуком(жук, кот, каша);

· игра "Найди свое место в слове". Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях, как начало, середина и конец слова, я использую следующий прием: маркером делю доску на три части, показывая, где начало, где середина и конец слова. Затем называю слова и прошу определить место какого-либо звука в этом слове. Расположение слова на доске дается слева направо. Ребенок с соответствующей буквой выходит к доске и становится на то место, где находится названный звук в данном слове. Таким образом, доска, разделенная на части, становится ориентиром для расположения звуков. Если кто-то из детей ошибается, другие его поправляют;

· игра "Домашние животные и их детеныши". Дети вспоминают домашних животных и птиц, в названиях которых имеется определенный звук, например, звук К : коза – козленок, кошка – котенок и т.п.

Аналогично проводятся игры "На чем люди ездят" (назвать все виды транспорта, в названиях которых есть звук С: самолет, троллейбус, автобус, велосипед и т. д.); "Вооружи солдата" (в названии оружия должен быть, например, звук Т: автомат, пулемет, винтовка, граната и т. д.) ; "Обставим комнату" ; "Назови музыкальные инструменты, в названиях которых есть звук..."; "Построим дом" и другие.

Однако умение выделять из слова отдельные звуки не обеспечивает приобретения навыков звукового анализа, необходимых для овладения письмом и чтением. Поэтому следующий этап обучения – формирование умения последовательно выделять звуки из слова. В старшей группе дети уже научились анализировать односложные слова (мак), используя схемы и фишки. В подготовительной группе это умение закрепляется. Кроме того, за счет расширения объема изучаемых звуков и букв анализ и синтез слов усложняется. При обучении я учитываю возрастающую степень слоговой трудности в словах:

· односложные слова, состоящие из обратных слогов, или двухсложные, состоящие из двух гласных(ус, ау);

· односложные слова с закрытым слогом без стечения согласных(мак);

· двусложные слова, первый слог которых состоит из одного гласного(осы);

· двусложные слова без стечения согласных из открытых слогов(луна);

· двухсложные слова, первый слог которых открытый, а второй закрытый(замок);

· двусложные слова, первый слог которых закрытый, а второй открытый(пушка);

· двусложные слова из закрытых слогов(ландыш);

· односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол);

· односложные слова со стечением согласных в конце слова (мост);

· двусложные слова из открытых слогов со стечением согласных в первом слоге(крыша);

· двусложные слова разной звуковой структуры(утка, звезда, свисток);

· трехсложные слова, произношение которых не расходятся с написанием(канава).

Быстро ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией детям помогает работа со схемами и с разрезной азбукой. При этом дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков.

Наши рекомендации