Особенности интонации русского литературного языка.
Интонация представляет собой экстралингвистическое явление. Она
служит важным выразительным средством устной речи, придающим ей эмоциональную окраску, но непосредственно не связана с языковой системой. В зависимости от настроения говорящего, от цели, содержания и основной мысли высказывания, одно и то же можно сказать с разной интонацией.
Термин интонацияимеет два значения – узкое и широкое. В широком смысле интонация представляет собой сложное явление, включающее в себя комплекс явлений, совокупность всех совместно действующих компонентов звучащей речи. В узком смысле интонация складывается из таких свойств высказывания, как тон, тембр темп, громкостьпроизношения.
Тон - основная характеристика интонации. Тон служит для выражения как смысловых, так и эмоционально дополнительных оттенков речи. В высказывании может быть несколько мыслей, несколько видов интонаций, их подчеркивающих, но основной тон один, и он как бы накладывается на звучание всех остальных интонационных компонентов.
Повышение и понижение тона – это главный показатель коммуникативной направленности высказывания. В этом плане различаются ровный, нисходящий, восходящий, нисходяще-восходящий, восходяще-нисходящий тон. Тембр – характеристика интонации, которая имеет отношение к личности говорящего. Тембр определяется индивидуальными показателями основного тона каждого говорящего. Звуковая окраска тона – такая же уникальная, неповторимая характеристика, как отпечатки пальцев человека. Выделяют основные тембровые разновидности: бас, баритон, тенор, альт,
сопрано. В реальной жизни люди имеют различные сочетания пограничных тембровых видов.
Следующим компонентом интонации является громкость или интенсивность звучания.Громкость определяется амплитудой колебания голосовых связок. Чем больше эта амплитуда, тем интенсивней, громче данный звук или комплекс звуков.
В речевом общении громкость является важным коммуникативным средством. Усиление громкости повышает выразительность высказывания, обеспечивает выделение его наиболее важных элементов. Темпречи характеризует скорость ее протекания во времени. Средний темп русской речи – 70-80 слов в минуту, замедленный – 50-60, ускоренный – 90-120. Темп речи имеет прямое отношение к стилям произношению: нейтральный стиль – средний темп, полный – замедленный, неполный – ускоренный. Быстрый темп (скороговорка) заставляет слова выступать в редуцированных формах, например [здрас’т’] (здравствуйте), [Сан Саныч] (Александр Александрович). При медленном темпе слова выступают в полных формах.
Темп речи – это характеристика, имеющая национальные особенности. Основное назначение темпа – отделять важное от второстепенного. Все важное в речи произносится в медленном темпе, неважное – в убыстренном. Темп речи непосредственно связан с тоном: ускоренный темп вызывает понижение тона, замедленный – повышение. Ускоренный темп связан также с понижением громкости, а замедленный – с ее повышением.
Темп связан и с логическим ударением.Если текст перегружен логическими ударениями, то его темп замедляется.
Логическое ударение – выделение наиболее важного в содержательном или эмоциональном отношении слова. Пауза - пограничный сигнал, отделяющий друг от друга фразы и предложения. Функцию подобного сигнала могут выполнять два явления: реальный перерыв в звучании и смена тона на межфразовой границе.
Важным компонентом интонации является ритмическая организация высказывания. Ритм (ритмика) речи представляет собой заданное чередование ударных и безударных слогов, образующее определенный ритмический рисунок с помощью периодического включения пауз. Наглядное представление о ритмике может дать стихотворная речь.
Признаком ритмичности является спокойное и плавное звучание: Голос – это индивидуальный «инструмент» человека. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь.
12. Трудности употребления существительных: варианты падежных форм.
Рассмотрим трудные случаи образования форм И. п. и Р. п. мн. ч. В русском языке есть группа существительных мужского рода, образующих И. п. мн. ч. с окончанием –а: дома, острова, бока, рога, учителя. У некоторых существительных допустимы варианты окончаний: профЕссоры - профессорА, дирЕкторы – директорА, трАкторы – тракторА, редАкторы – редакторА, договОры – договорА. При сосуществовании вариантов они различаются стилистической окраской. ПрофЕссоры, дирЕкторы – устаревшее, директорА, профессорА – нейтральное. В остальных парах, наоборот, нейтральной является форма на –Ы: трАкторы, редАкторы, договОры, а формы на –а – разговорные.
В Р. п. мн. ч. Ь не пишется у существительных женского рода на -ня: вишня - вишен, купальня - купален, басня - басен
НО: барышня – барышень, боярышня – боярышень, деревня – деревень, кухня - кухонь.
Во множественном числе существительных мужского рода в Р. п. возможно окончание -ов и нулевое: столов, домов, НО валенок, сапог, партизан. У существительных женского и среднего рода в Р. п. мн. ч. окончание нулевое. Обратите внимание, что у существительных всех трёх родов, оканчивающихся на мягкий согласный и Ж/Ш, в Р. п. пишется окончание -ей: юношЕЙ, дядЕЙ, конЕЙ, полЕЙ, степЕЙ.
Р п. мн.ч. существительных мужского рода: окончание –ОВ нулевое окончание
апельсинов сапог
помидоров валенок
килограммов партизан
джинсов шорт
носков чулок
зубов грузин
Дательный падеж (кому? чему?) обычно обозначает адресата активного или пассивного действия: протянула хозяину лапу, несла бабушке пирожки, "…и снится чудный сон Татьяне…", "…Мне грустно оттого, что весело тебе…"
Винительный падеж (кого? что?) обозначает, как правило, объект действия, то есть предмет, на который оно направлено: нарисовать лошадь, ветряную мельницу.
Существует некоторая смысловая неопределённость по отношению к отдельным понятиям (например, устрицы, раки, кальмары, креветки, крабы) – относить их к живым или неживым существам? И соответственно возникает вопрос: окончание какого падежа использовать: И. п.=В. п. или Р. п=В. п.? – есть, любить крабов или крабы, ловить пиявок, но ставить пиявки и пр.
Творительный падеж (кем? чем?) многозначен. Он может означать орудие и средство действия: поливать огород лейкой, вышивать шелковой ниткой, вспахивать поле трактором.
Поскольку естественные орудия человека – это части его тела, то для передачи действий человека часто используется творительный падеж: вертеть головой, пожимать плечами, топать ногами, жестикулировать руками.
Творительный падеж может представлять способ действия или обозначать сравнение: свиваться кольцами, нарезать ломтями, визжать поросёнком, свернуться калачиком.
Творительный падеж часто говорит о том, что произошло как бы склеивание двух предложений: Он поёт соловьём – Он поёт, как поёт соловей. Он вообразил себя гением – Он вообразил, что он гений.
Предложный падеж (о ком? о чём?) тоже многозначен. Он может обозначать содержание речи, мысли, переживаний (Говорили о собаке); время (по окончании университета, при рождении, в прошлом году); место (при станции, на скамейке); обстоятельства (быть в силах совершить что-либо); внешний покров или одежду (быть в шапке, в снегу); объект (заботиться о ребёнке).
Основное окончание 1-го склонения -е имеет большинство существительных: в гриме, в джазе, о фонтане, о герое, на стадионе, в переулке и пр.
Ограниченная группа неодушевлённых существительных наряду с формой на -е имеет вариантную форму на -у/-ю в сочетании с предлогами в и на при обозначении места: в лесе – в лесу, на ветре – на ветру, в цехе – в цеху, в крае – в краю. Формы на -у/-ю часто носят разговорный характер (в отпуску, на холоду, в цеху), однако в аэропорте, в снеге – менее употребительны, чем в аэропорту, в снегу.