Обращение аргументов противника про­тив него самого

В ходе спора нужно внимательно присматри­ваться к аргументам противника: действительно ли данный аргумент силен, обоснован ли он, имеет ли отношение к защищаемому или опровергаемому тезису и т.п. Чрезвычайно эффектным приемом яв­ляется обращение аргумента, который противник приводит в подкрепление своей или в опроверже­ние вашей позиции, против него самого. Во многих случаях этот прием почти сразу же приносит победу. Ну представьте себе, что часть вашей армии, на ко­торую вы полагались, вдруг бросается на своих! Так произошло, например, в 1813 г. в “битве народов” под Лейпцигом, когда саксонская армия, сражав­шаяся на стороне Наполеона, вдруг повернула пуш­ки против французов. Наполеону пришлось отсту­пить. А вот как это происходит в споре.

Отец: В твои годы, сынок, Авраам Линкольн уже сам зарабатывал себе на хлеб.

Сын: А в твои годы, папочка, Авраам Линкольн был уже президентом Соединенных Штатов!

Все! Противник разбит и вынужден замолчать.

Этот прием хорош в спорах с людьми, которые лю­бят проповедовать высокие моральные принципы, поучать окружающих относительно того, как надо жить, хотя сами далеко не следуют этим принципам.

“Посмотри на соседского Петю, - говорит отец сы­ну, — он учится на одни пятерки, не шляется без толку по двору, а ты...” “Да, но посмотри на Петиного от­ца, — мог бы ответить сын, - он помогает своему сы­ну делать уроки, интересуется его занятиями, а ты...”

Разговаривал я как-то с одним родителем о вос­питании детей. “Ну что вы, - говорит он мне, - сто­ит ли обращать внимание на их шалости, лень, кап­ризы, ведь они еще такие маленькие!” Я тут же об­ратил этот аргумент против него самого: “Вот имен­но потому, что они еще маленькие, и нельзя остав­лять без внимания ни один их проступок. Подрас­тут - поздно будет!”

Следует внимательно оценивать и собственные аргументы: не сможет ли оппонент обернуть их про­тив меня? В печальном и смешном положении ока­зывается человек, который приводит аргументы в поддержку своей позиции и не замечает, что эти аргументы укрепляют и противоположную точку зрения! Для пояснения расскажу одну историю.

Как-то в конце 80-х гг., когда у нас в стране шла антиалкогольная кампания и как раз стали появ­ляться первые частные предприятия — какие-то рес­торанчики, магазинчики, кафе, в одном небольшом подмосковном городке я довольно случайно попал на лекцию в общество трезвости Выступал предсе­датель общества и метал громы и молнии:

- Кто здесь зарабатывает больше всех? - гроз­но спрашивал он и отвечал: - Содержатель кафе. Кто единственный в городе имеет автомашину ино­странной марки? - Владелец кафе. У кого роскош­ная норковая шуба? - У его жены. Только подумай­те, граждане: четвертая часть доходов жителей на­шего города оседает в карманах владельца кафе! Вот к чему приводит употребление алкоголя! После окончания лекции к оратору подошла мо­лодая пара и горячо его благодарила за прекрасную лекцию.

— Вы были очень убедительны, - сказал муж.

— Ага, — обрадовался проповедник трезвос­ти, - значит, вы решили вступить в наше общество?

— Нет, что вы, - смутился муж, - мы с женой решили открыть еще одно кафе!

Не хотел бы я оказаться на месте этого оратора!

Отложенный ответ

Если вдруг оппонент привел сильный довод, возражение, на которое вы не знаете, как ответить. не спешите посыпать голову пеплом и признавать свое поражение. Подождите! У всех нас разная ско­рость реакции: один соображает быстрее, другой -медленнее, флегматик не может спорить так, как холерик. И дело здесь не в уме или глупости, а в ти­пе нервной системы. Я думаю, многие из вас попа­дали в ситуацию, когда, возвращаясь домой после бурного разговора и прокручивая в голове различ­ные эпизоды полемики, вы с досадой упрекали се­бя: “Эх, что же я не сказал этого там! А вот на этот довод лучше было бы ответить так!” К сожалению, наиболее удачные мысли, самые остроумные отве­ты приходят в голову после того, как сражение от­гремело. Есть даже целая книжка под названием “Остроумие на лестнице”, в которой собраны кры­латые выражения и афоризмы, пришедшие разным людям в голову, когда они уже уходили домой, на лестнице.

Попробуйте отложить ответ, поговорите о дру­гих аргументах оппонента, задайте уточняющий во­прос. Быть может, через некоторое время вам в го­лову придет достойный ответ на аргумент против­ника и вам удастся отбить его натиск. Если ваша по­зиция верна, ответ обязательно найдется! Если же, несмотря на все оттяжки, вы так и не сможете отве­тить на аргумент противника, то... идите на лестницу!

7. Следует развивать в себе способностьпомнить весь спор, т.е. держать в памяти его начало, тезис противника и свой собственный, взаимную аргументацию и общее направление полемики.

Это, безусловно, трудно, и редко кто на такое способен. Чаще всего мы начинаем спорить об од­ном, затем переходим на другое и очень скоро за­бываем, а из-за чего, собственно, сыр-бор загорел­ся? Чтобы не превращать дискуссию в беспорядоч­ную болтовню, полезно хотя бы в общих чертах удерживать в памяти тот спорный вопрос, из-за ко­торого она возникла. Тогда вы сможете направлять течение спора, не позволите противнику уклониться в сторону и, вообще, использовать те приемы, о ко­торых шла речь выше.

Манера держаться

Как в бою, как в спорте, так и в споре чрезвычай­но важно сохранять выдержку, спокойствие, хлад­нокровие. Разозлился, начал бестолково размахи­вать руками — все, тут же получишь прямой правой в голову и проиграешь! Понятно, конечно, что ка­кие-то высказывания оппонента могут взволновать вас, вызвать возмущение и даже гнев. Не поддавай­тесь эмоциям! Человек, сознание которого затопила волна страсти - злобы, ненависти, отвращения -теряет способность рассуждать, искать и находить. аргументы и контраргументы. В голову лезут лишь одни бранные слова. Выигрывает тот, кому удается сохранить спокойное достоинство.

Если вы почувствовали, что начинаете волновать­ся, повышать голос - остановитесь, спросите себя:

“А чего я, собственно, разволновался?” Посчитайте про себя до десяти. Мало? Посчитайте до ста, до ты­сячи... Успокоились, восстановили душевное равно­весие? Тогда продолжайте аргументировать.

И здесь вы получаете неожиданное преимущест­во! Ваше спокойствие начинает раздражать оппо­нента, он начинает беситься, видя, что все его уко­лы, все его отравленные стрелы не могут пробить брони вашего спокойствия. Он постепенно выходит из себя, а вы подливаете масла в огонь: “Ты сер­дишься, Юпитер, значит, ты не прав!”

Манера держаться и вообще внешний облик имеют большое значение в споре. Уверенный тон, четкая аргументация, размеренная речь — все это дает вам дополнительные преимущества по сравне­нию с тем, кто запинающейся скороговоркой выпа­ливает невнятные слова.

Последнее слово

Наконец, еще один прием, который русский ло­гик С.И. Поварнин назвал жалким: брать последнее слово в конце дискуссии. Подводя итоги столкнове­ния, можно представить их в выгодном для себя свете, и даже если они оказались плачевными, по­следнее слово дает возможность хоть как-то “со­хранить лицо”.

Многие, слишком многие из нас стремятся оста­вить за собой последнее слово. Чаще всего это

“слово” — посланная вдогонку оппоненту брань, бессильный плевок вслед умчавшемуся поезду. Быть может, это выражение беспомощной злобы, эта эмоциональная разрядка и дает некоторое об­легчение, но подумайте сами: не является ли она одновременно признанием своего поражения? Если вы чувствуете себя победителем, зачем вам наво­дить тень на плетень в последнем слове или выкри­кивать оскорбления вслед уходящему противнику? Ведь тем самым вы доставляете ему дополнитель­ное удовольствие: он не только переиграл вас ин­теллектуально, но вдобавок вы сами унизились еще и морально! Сдержитесь! Как говорят спортивные комментаторы, проигрывать нужно уметь достойно. Завтра выиграете.

На этом можно, пожалуй, закончить перечисле­ние допустимых тактических приемов спора. Вы ви­дите, они просты и их не так уж много. Но если вы овладеете этими приемами, то сумеете с честью выйти из любого интеллектуального столкновения и сохраните уважение своих оппонентов, чем бы ни закончился ваш спор.

Глава 9

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРИЕМЫ СПОРА

Трудно вести спор, оставаясь в рамках допусти­мых приемов и аргументов. Иногда горячность под­водит, а иногда и просто незнание того, что тот или иной прием выходит за рамки дозволенного. Особен­но трудно сохранять корректность, когда вы чувствуе­те, что позиция оппонента прочнее той, которую вы взялись защищать, что истина не на вашей стороне. Порой самолюбие мешает нам признать, что оппо­нент прав, что мы ошибались, защищая некоторый те­зис, и тогда остается одна цель: победа любой ценой! В ход идут уловки и подтасовки. Истина в них не нуждается, она может быть обоснована и защищена от критики корректными истинными аргументами. Но, чтобы защитить ложь, нужны иные средства. Так, бо­рец, чувствуя, что противник сильнее и что у него са­мого нет шансов на победу в честной схватке, внезап­но вцепляется зубами в ухо противника (вспомните поединок Тайсона с Холифилдом!), и тот разжимает свой железный захват. Однако использование таких приемов - признак слабости и неуверенности в себе, в своей позиции. И победа, одержанная за счет таких приемов, ничего не стоит. ПАРАЛОГИЗМ И СОФИЗМ

Ошибки, допускаемые в доказательстве, могут но­сить разный характер. Если ошибка допущена не­преднамеренно - в силу незнания, невнимательно­сти или запальчивости, она называетсяпаралогиз­мом. Паралогизм следует, конечно, вскрывать и ис­правлять, но он, в общем, простителен: каждый из нас может ошибиться!

Но ошибка может быть допущена сознатель­но, т.е. человек понимает, осознает, что так рас­суждать нельзя, что таким аргументом пользо­ваться нельзя, и все-таки делает это. Тогда мы имеем дело не с ошибкой, а ссофизмом - за­прещенным, некорректным приемом, который не заслуживает снисхождения. Тот, кто в споре пользуется софизмами, сознательно пытается опорочить истину и обелить ложь. И нет ему оп­равдания, как нет оправдания спортсмену, наме­ренно нанесшему травму сопернику, или бизнес­мену, всучившему компаньону заведомо тухлый товар. Следует, правда, отметить, что часто очень нелегко понять, что перед нами — ошибка или софизм? Ошибается оппонент или намерен­но стремится ввести нас в заблуждение, одура­чить, поставить в тупик? Будем руководствовать­ся презумпцией невиновности.

К сожалению, запрещенных приемов, уловок, аргументов превеликое множество, гораздо боль­ше, чем аргументов и приемов корректных. Обще­принятой их классификации нет до сих пор и вряд ли она скоро появится. Поэтому мы просто разде­лим их на две группы: 1) запрещенные общие при­емы и 2) запрещенные аргументы.

Я никого не хотел бы учить софистике. Но, увы, чтобы научиться делать выводы, научиться мыслить правильно и не совершать ошибок, нужно затратить много усилий, а вот ругательства и софистика усваи­ваются нами почти инстинктивно. Покупаю я, ска­жем, в магазине бананы и вижу, что на килограмм продавщица кладет мне на весы всего три штуки. “На килограмм три банана, - говорю я ей, - маловато будет!” “Что? - взвивается она. - Мало? Да ты разуй глаза! Ты пьян и ничего не соображаешь! Забирай свои бананы и уходи, а то сейчас милицию позову!” Кто ее учил этой софистике? Никто, сама научилась.

Каждый из нас может стать жертвой запрещен­ного приема, поэтому следует их знать и быть гото­вым отразить их.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ОБЩИЕ ПРИЕМЫ

Итак, спор разгорается все жарче. Противник обст­реливает вас сильными аргументами, пробивает вашу оборону и усиливает натиск на слабые пункты. Вы начинаете чувствовать, что вас ожидает разгром. Признать поражение и выставить себя дураком? Ни за что! И в ход идут хитрости ~ сначала сравнитель­но скромные.

1. Подмена тезисаЭта уловка имеет много разновидностей. А. Самая простая - когда при нападении на тезис противника опровергают какие-то его аргументы или вскрывают ошибку в рассуждениях, а выдают это за опровержение тезиса. Тезис-то может быть истинным, просто оппонент не смог его корректно обосновать. Вы нападаете на ошибку в его рассуждениях, разоблачаете ее и провозглашаете, что выставленный тезис оп­ровергнут. Вам удалось показать, что тезис не доказан, вы же утверждаете, что тезис ложен. Это, конечно, совершенно разные вещи. Однако в пылу спора ни ваш оппонент, ни слушатели мо­гут не заметить, что вы ловко подменили тезис:

опровержение обоснования выдали за опровер­жение тезиса.

Например, оппонент доказывает тезис “Воров­ство есть преступление”, и в числе, аргументов приводит утверждение о том, что все люди, по­винные в воровстве, подвергаются уголовному наказанию. Вы нападаете на этот неудачный аргу­мент и легко разбиваете его, приводя многочис­ленные примеры, когда люди, совершившие крупные хищения, без особого труда уходили от уголовного наказания. После этого вы с победо­носным видом провозглашаете, что тезис опро­вергнут, т.е. утверждение “Воровство есть пре­ступление” ложно. Адвокат, выступающий в суде, разбив аргументацию прокурора, показав ее не­достаточность для обвинения, иной раз делает вывод о том, что подсудимый невиновен. Публика с ним соглашается, хотя он всего лишь показал, что обвинение не доказано.

Б. Расширение или сужение тезиса. В процес­се спора тезис оппонента стремятся максимально расширить, причем делают это незаметно, как бы просто повторяя его. Например, вы гово­рите: “Как жаль, что многим молодым людям се­годня трудно найти работу!” Оппонент “повто­ряет” этот тезис: “Вы утверждаете, что всем мо­лодым людям сегодня трудно найти работу? Не­правда!” И с успехом громит ваше утверждение, создавая при этом впечатление, что разбит именно первоначальный тезис. Следите за тем, чтобы ваши “некоторые”, “часть”, “большинст­во” противник не подменил словами “все”, “всякий”, “каждый”.

Свой же тезис в процессе доказательства ста­раются незаметно сузить. Например, вы высказа­ли положение: “Советские писатели не создали в литературе ничего замечательного”. Если про­тивник, нападая на ваш тезис, укажет вам на А. Ахматову или М. Булгакова, создавших заме­чательные художественные произведения, вы мо­жете парировать это возражение посредством су­жения своего тезиса: “А я не считаю этих писате­лей советскими”, т.е. уменьшить объем понятия “советский писатель”.

В. Усиление и смягчение тезиса. Эта уловка близка к указанной выше. Оппонент утверждает:

“Среди наших демократов немало некомпетент­ных людей”. Вы расширяете и усиливаете этот те­зис: “Как, вы считаете, что все наши демократы идиоты?” Конечно, он так не считает, но, не раз­глядев подмены, откажется от своего тезиса. Или другой пример. Тезис: “Источник доходов этой фирмы вызывает подозрение”. Нападающий усиливает его: “Вы хотите сказать, что доходы этой фирмы основаны на воровстве?”

Вообще говоря, подмена тезиса - чуть-ли не са­мый распространенный прием всякой критики. Об­ратите внимание на оценку в печати научных, поли­тических, философских произведений! Очень часто рецензент представляет взгляды автора в упрощен­ном, извращенном, оглупленном виде и с триум­фом громит их. Читатель, не знакомый с оригиналь­ным произведением, верит критику и удивляется глупости автора. И автору впоследствии практичес­ки невозможно “очиститься” от этой критики и до­казать, что он не верблюд.

Г. От сказанного с условием к сказанному бе­зусловно. Одна из разновидностей подмены те­зиса состоит в том, что мысль, которая выдвига­ется как верная с известными оговорками, при определенных условиях, подменяется той же самой мыслью, но взятой без оговорок, высказы­ваемой вообще. Например, некто утверждает:

“При современной структуре нашей промышлен­ности переход к товарно-денежным отношениям принесет вреда больше, чем пользы”. Вы совер­шаете нападение: “Значит, вы полагаете, что то­варно-денежные отношения вредны?! Значит, вы - сторонник административно-командной системы?!” Нет, не значит - человек может всей душой выступать за товарно-денежные отноше­ния, за рынок, но полагает, что для них требуется структурная перестройка промышленности. Увы, публика часто опускает все эти подробности, оговорки, считая их хитросплетениями мысли,

ненужным умствованием. И тогда она попадает во власть ловкого софиста, ибо большая часть важных положений, касающихся экономики, по­литики, прав и свобод граждан, почти никогда не верна в общем, абсолютно, эти положения все­гда требуют указания на конкретные условия их применения. Софист же, намеренно пренебрегая всеми оговорками и уточнениями, с успехом гро­мит полезные и верные идеи, а публика, увы! внимает ему с раскрытым ртом.

Я думаю, вы и сами неоднократно сталкива­лись с грубой подменой тезиса. В советские вре­мена был распространен такой прием. Если вы вы­сказывали недовольство работой продавца в ма­газине или чиновника какого-нибудь государст­венного учреждения, то в ответ могли услышать:

“Вам что, советская власть не нравится?” или “Вы что — против советской власти?” Сейчас - то же самое, но с обратным знаком. Выразишь сомне­ние в результатах президентских (или любых дру­гих) выборов, а тебе в ответ: “Вы что же, против демократии, вам тоталитаризм нравится?!” Эта уловка омерзительна своей тупой грубостью. Если вам удастся сдержать крик возмущения, попро­буйте все-таки разъяснить оппоненту, что между вашим тезисом и тем, что он вам приписывает, нет ничего общего.

Наши рекомендации