Задачи ЛФК в различные периоды течения заболевания
I. В остром периоде течения болезни все силы направлены на сохранение жизни ребенка, основным средством лечения является медикаментозная терапия.
II. В начальном резидуальном периоде восстановительная терапия оказывается наиболее эффективной. Это объясняется тем, что основы патологии двигательного анализатора закладываются в раннем возрасте. Ведущие задачи ЛФК:
1. Борьба с задержкой тонических рефлексов, парезами и патологией тонуса мышц;
2. Содействие своевременному развитию установочных рефлексов;
3. Способствовать формированию вертикального положения тела ребенка;
4. Обучение ребенка передвижению и ручным манипуляциям;
5. Содействие нормализации функции вестибулярного аппарата.
III. В позднем резидуальном периоде все более усложняется решение задач восстановительного лечения. У всех больных под влиянием опыта формируется и закрепляется патологический двигательный стереотип, перестройка которого затрудняется с каждым годом.
Применение средств ЛФК направлено на решение следующих задач:
1. Нормализация безусловнорефлекторной двигательной деятельности (снятие патологического влияния задержавшегося влияния тонических рефлексов и патологических синергий).
2. Нормализация дыхания.
3. Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей.
4. Коррекция и профилактика патологической установки стоп.
5. Формирование навыка правильной осанки, воспитание схемы тела.
6. Улучшение координационной деятельности:
v мелкой моторики кисти;
v статического и динамического равновесия;
v ритмичности движений;
v ориентировки в пространстве.
7. Тренировка опороспособности.
8. Профилактика и коррекция контрактур.
9. Расслабление мышц при наличии гипертонуса и гиперкинезов и др.
Основным средством воздействия являются физические упражнения (ФУ), применение которых в большей мере определяет конечный результат лечения. ФУ, применяемые с лечебной целью, включают разные их виды.
Гимнастические упражнениясостоят из специально подобранных сочетаний различных движений, отвечающих решению определенной задачи. Важное значение имеет исходное положение, которое должно служить наиболее эффективному использованию упражнения. Гимнастические упражнения подразделяются на пассивные, упражнения с помощью, рефлекторные и активные.
Пассивные упражнения включают движения с перемещением различных частей тела больного усилиями проводящего занятия. Пассивные движения рекомендуется проводить в медленном темпе, плавно с сохранением заданных направлений и траекторий, что будет способствовать снижению мышечного тонуса спастичных мышц.
Упражнения с помощью – следующая ступень активизации, когда часть намеченного движения выполняется пассивно, а часть – самостоятельно больным. Движения могут выполняться по прямым, косым направлениям, по диагонали, резко или плавно, в целом и на отдельном отрезке, с включением сопротивления на участках движения или с задержкой в определенной позе, на каком-то участке движения.
Рефлекторные упражнения осуществляются при помощи неоднократных раздражений определенных рефлексогенных зон, вызывая в ответ соответствующую двигательную реакцию. В тех случаях, когда рефлекторные движения участвуют или поддерживают патологические рефлексы, они должны быть заторможены, без этого не может осуществляться нормализация движений и поз.
Активные гимнастические упражнения включают специальные, с лечебной целью подобранные различные сочетания движений, выполняемые больным самостоятельно. Обучение правильным движениям и действиям должно быть тесно связано с нормализацией чувствительных компонентов – мышечного чувства, тактильной чувствительности, вестибуломозжечковых реакций и зрительной ориентации, что особенно важно при формировании новых двигательных навыков.
В лечебной гимнастике принята классификация активных ФУ включают несколько их разновидностей.
Упражнение на расслабление мышц способствуют восстановлению нарушений координации движений и нормализации деятельности внутренних органов. При ДЦП они служат для восстановления реципрокных взаимоотношений мышц-антогонистов и для торможения непроизвольных движений.
Упражнения на растягивание способствуют улучшению эластичности тканей, способствуя восстановлению подвижности в суставах. При ДЦП эти упражнения применяют осторожно, особенно при наличии контрактур.
Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального акта дыхания в покое, а также при совмещении с различными движениями и действиями.
Силовые и скоростно-силовые упражнения в статическом напряжении направлены на регуляцию мышечных сокращений, на содействие восстановлению подвижности в суставах, улучшение обменных процессов в мышцах, нарастание мышечной массы. Эта группа упражнений направлена на нормализацию опороспособности и силовой выносливости антигравитационных мышц, для улучшения работоспособности мышц и формирование правильной осанки.
Упражнения на координацию движений применяют при ДЦП для восстановления основ управления движением. Эти упражнения способствуют свободному переключению состояния мышц, восстановлению реципрокных взаимоотношений мышц антогонистов их совместной статической работы для фиксации суставов, нормализации “схемы тела” и движений.
Упражнения в равновесии способствуют улучшению координации движений, воспитанию правильной осанки, выработке многих двигательных навыков, тренировке и нормализации функций вестибулярного анализатора.
Прикладные упражнения включают различные способы передвижения – ползание, ходьбу, лазание, бег, метение, т.е. те естественные движения, которые здоровый ребенок применяет в повседневной жизни.
Для больных передвигающихся с помощью костылей или тростей, необходима тренировка в разных условиях, приближенным к повседневным, чтобы повысить уровень социальной реабилитации.
Строевые упражнения в процессе проведения групповых занятий являются организующим средством для воспитания коллективных действий.
Подвижные игры как средство ЛФК имеют большое значение как эмоциональный способ закрепления двигательных навыков. В программе занятий они должны широко применяются при всех формах заболеваний, с разной степенью тяжести от простых игровых заданий до сложных командных и спортивных игр, проводимых по упрощенным правилам.
В лечебной практике применяют следующие формы организации занятий ЛФК.
Индивидуальные занятия, которые имеют два варианта: когда они являются единственной формой занятий и когда они проводятся параллельно с групповыми занятиями.
Индивидуальные занятия как единственная форма обычно назначаются особо тяжелым детям, по каким-либо признакам не способным принимать участие в групповых занятиях (чрезвычайно малая степень подвижности, умственная отсталость, эпилептические припадки). Как правило, занятия для таких детей должны проводиться не менее двух раз в день или ежедневно. Продолжительность занятий от 25 до 30 минут
Второй вариант индивидуальных занятий, когда они проводятся параллельно с групповыми. При таком сочетанном варианте занятий, может быть в той или иной степени сокращен раздел общеукрепляющих упражнений и оставлены преимущественно специальные упражнения.
Для групповых занятий объединяются дети от 4 до 10 человек, исходя из возрастных данных, степени тяжести и однородности двигательных нарушений. Групповые занятия проводятся по схеме урока состоящего из трех частей. На занятиях используют все виды активных физических упражнений. В сочетании с подвижными играми они способствуют закреплению приобретенных в процессе лечения двигательных образцов, их автоматизации, совершенствованию координации движений, пространственной ориентации. В специальных играх-упражнениях дети совершенствуют ходьбу, прыжки, лазание, развивают зрительно-моторную координацию и прочие способности. В процессе групповых занятий, контактируя друг с другом, дети приобретают уверенность в себе, умение действовать в коллективе.
Общие принципы ЛФК в любой стадии заболевания.
1. Обязательное расслабление всех мышц тела, проводимое перед началом пассивной и активной гимнастики.
2. Проведение ЛФК с учетом поэтапного онтогенетического развития моторики здорового ребенка.
3. Все упражнения, направленные на становление того или иного движения, должны чередоваться с упражнениями дыхательной гимнастики, учитывая постоянную хроническую гипоксию детей.
4. Методист должен каждое упражнение сопровождать словами, указывающими ребенку на характер движения. При возможности упражнения следует проводить перед зеркалом. Это необходимо для освоения и закрепления чувства схемы тела и чувства позы, а затем и схемы движения с помощью оптико-моторных и слухо-моторных связей. После каждого курса комплексного лечения нужно дать оценку эффективности проводимой терапии.
5. Твердое выполнение намеченного плана лечения, общего и двигательного режима ребенка.
6. Обучая больного движениям надо руководствоваться принципом последовательности – от простого к сложному, и далее к совершенствованию.
7. В процессе занятий осуществлять подготовку больного к быту и самостоятельным действиям.