III. Подведение итогов урока.
— В написании каких слов вы сомневались?
Урок 4 9. Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова
Цели: проработать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать орфографическую зоркость, умение выполнять работу над ошибками.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
(Проводится работа над каждой группой ошибок.)
1. Пропуск, перестановка букв.
2. Буквосочетания жи — ши, ча — ща.
3. Разделительный мягкий знак.
4. Безударные гласные в корне.
5. Парные звонкие и глухие согласные.
6. Непроверяемые гласные.
(Тем, кто не допустил ошибок в контрольном диктанте, можно предложить выполнить следующее задание.)
— Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Посмотрите на с..сну. Солнечное дер..во! Ствол величаво держит изумрудную крону, ух.дящую в синее небо. Кажется, что в ств..лах запрятано солнце. См..ла, что выступает на деревьях, прозрачна и з..л..тиста.
По Т. Горовой
III. Физкультминутка
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 186 (с. 98).
— Прочитайте текст.
— Понравился ли он вам? Почему этот текст вызывает улыбку?
— А как бы вы ответили на вопрос Ослика?
— Что вы можете сказать о выделенных словах? Они однокоренные? Обоснуйте.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
2. Работа со словами из словаря
— Составьте из букв слова. РОПИГ, СЕШОС (Пирог, шоссе.)
— Объясните лексическое значение этих слов.
— Найдите эти слова в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами пирог и шоссе, запишите.
— Запомните написание этих слов.
3. Работа по учебнику Упр. 187 (с. 98).
(Работа в парах. Проверка.)
V. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Назовите правила, которые мы повторили на уроке.
Домашнее задание
Упр. 189 (с. 98-99).
Урок 50. Обучающее изложение
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания. Назовите неизменяемые слова.
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.
Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждёт. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. (Скворец.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с текстом Упр. 191 (с. 99).
— Вам понравился текст? Что показалось особенно интересным?
— О ком говорится в этом тексте?
— Как вы понимаете выражение сиротливо качается?
— Почему птицы прилетели?
— Как можно озаглавить текст?
— Назовите тему текста. (Скворцы.)
— Назовите главную мысль текста. (Птицы прощались с родным домиком.)
— Разделите текст на три части.
2. Орфографическая работа
(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Пересказ текста по плану. Текст по очереди пересказывают два-три ученика. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. На доске записаны опорные слова.) Сиротливо, скользнула. (Самопроверка.)
VII. Подведение итогов урока
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Домашнее задание
Упр. 190 (с. 99).
Урок 51. Проект «Семья слов»
Цель: формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Сегодня на уроке мы поговорим о том, сколько слов можно образовать от одного корня.
— Рассмотрите рисунок на с. 101 учебника и прочитайте слова. (Далее работа по учебнику.)
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
(Защита проектов.)
V. Рефлексия
— Оцените работу своих одноклассников.
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Чьи проекты вам больше всего понравились? (Учитель собирает проекты и оформляет их в общей папке.)
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографическим словарём; оценивать результаты выполненного задания.
Урок 52. В каких значимых частях слова есть орфограммы?
Цель: формировать умение находить орфограммы в словах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
В жарком лете я стою, Шапкой зиму достаю. (Гора.) В морях и реках обитает, Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода.)
За тобою он плетётся, Хоть на месте остаётся. (След.)
Рос сперва на воле в поле. Летом цвёл и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна — в муку и тесто, В магазине занял место. (Хлеб.)
— Назовите орфограммы в словах-отгадках.
— В какой части слова находятся орфограммы? (В корне.)
— А как вы думаете, только ли в корне могут быть орфограммы?
— Сегодня на уроке нам предстоит в этом разобраться. Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 192 (с. 102).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте слова с орфограммами.
— Назовите части слова, в которых выделены буквы.
— Почему надо проверять написание выделенных букв?
— Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание.
— В какой части слова может быть буква, обозначающая безударный гласный?
Упр. 193 (с. 102).
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Спишите пословицы.
— Прочитайте слова с орфограммами.
— Назовите части слова, в которых выделены буквы.
— Почему надо проверять написание выделенных букв?
— Прочитайте на с. 103, на что надо обратить внимание.
— В какой части слова может быть буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук?
2. Работа со словом из словаря
— Назовите четвёртый день недели.
— Найдите слово четверг в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте со словом четверг предложение, запишите.
— Запомните написание этого слова.
3. Работа по учебнику
— Рассмотрите таблицу на с. 103.
— В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?
— Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить их написание.)
— Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? (Подобрать проверочное слово.)
— А если это непроверяемая орфограмма? (Проверить по словарю.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 194 (с. 104).
— Прочитайте слова. В какой части слова выделены буквы?
— Почему написание этих слов нужно проверять?
— Что нужно сделать, если орфограммы находятся в корне слова? (Подобрать проверочные слова.)
— Выполните задание.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с безударными гласными и называют проверочные слова.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как проверить безударный гласный в корне?
— Как обозначаются гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов?
— Выучите правило.
Упр. 195 (первая часть) (с. 105). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
VI. Рефлексия
Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный встал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!
— В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?
— Как проверить безударный гласный в корне?
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
— Что показалось трудным?
Домашнее задание
Упр. 195 (вторая часть) (с. 105).
Урок 5 3. Правописание слов с безударными гласными в корне
Цели: формировать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне; развивать творческое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова, называют пропущенные буквы и проверочные слова.)
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
—Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. В последнем предложении подчеркните буквы, которые обозначают твёрдость согласных.
Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы вес.ло щ..бечут. Блестит м..л..дая травка. Алый свет зари ск..льзит по веткам и ств..лам деревьев.
—Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова.
На л..сной п..лянке кланяются лиловые к..локольчики, вьётся цепкий горошек, к..чаются одуванчики и б..леют высокие ромашки. Проп..лзают по былинкам жучки-коровки, выб..гают на дорожку шустрые мур..вьи, порхают над цв..тами бабочки. Д..ловито звенит над п..ляной пч..ла.
2. Орфографическая минутка
(Запись под диктовку.)
Вершина, бежать, низина, замерзать, держал, далёкий, голодать, полезный, резьба, помогать, кленовый, тяжёлый.
(Проверка.) Запомните!
Проверяйте по словарю | Проверяйте ударением |
вестибюль | долина — дол |
ветеран | далекии — даль |
ателье | примирить (друзей) — мир |
фойе | примерять (платье) — примерка |
помндор | посвятить — свято |
горизонт | посветить — свет |
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
Гн..здо, к..рмушка, с..бака, л..нивец, плодный.
— Чем похожи все слова? (Слова с безударными гласными в корне.)
— Какое слово лишнее? Почему? (Собака — слово с непроверяемой орфограммой.)
— К остальным словам подберите проверочные слова.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 196 (с. 105).
— Прочитайте предложения. Рассмотрите рисунки.
— Найдите в каждом предложении слова, которые произносятся одинаково.
— Объясните написание этих слов.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
Упр. 197 (с. 106).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Объясните написание слов с орфограммами.
— Назовите антонимы.
2. Устный диктант
(Учитель называет слова, учащиеся поднимают сигнальную карточку с той буквой, которая обозначает безударный гласный.) Село, глядеть, косилка, подарил, снегирь, зима и др.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 198 (с. 106).
— Прочитайте. Как вы понимаете эти выражения?
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.) Упр. 199 (с. 106).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
VIII. Рефлексия
1. Игра «Самый внимательный»
— Прочитайте. Найдите в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Объясните написание этих слов.
Мама простыни стирала И на речке полоскала. К дочке кошка подбежала, Дочка кошку поласкала.
Гири брат мой поднимает, Свою силу развивает. А на крыше мой флажок Развевает ветерок. К старости наш дедушка Очень поседел. Он в саду на брёвнышко Сел и посидел.
2. Шарады
С е торопят, если знают, Что недолго уж до срока. Си — учительница часто Говорит в конце урока. (Спеши — спиши.)
Делать с и спокойно нужно,
Если слушаешь урок.
Будешь с е ещё не скоро,
Не пришёл ещё твой срок. (Сидеть — седеть.)
С и недолго сделать кошке,
Если есть сметана в плошке.
С е же делать нелегко,
Коль забрался высоко. (Слизать — слезать.)
С буквой е ты делай в хоре
И таланта не таи.
Принял горькое лекарство —
Делай быстро с буквой и. (Запевай - запивай.)
С буквой а с грибами сделай,
Ешь, не бойся ничего.
Не открыть малышке двери —
Помоги-ка с буквой о. (Отвари — отвори.)
С и нам долго находиться Можно в городе, в селе. При еде, чтоб не давиться,
Надо сделать с буквой е. (Проживать — прожевать.)
— Как проверить безударный гласный в корне слова?
— Оцените свою работу на уроке.