Я ступень (20 часов) (Н.В. Балабанова)
Участие в программе позволяет совершенствовать свой личный терапевтический стиль и расширить возможности профессионального роста.
Структура программы:
1. Образовательный блок — 80 часов (8 учебных дней).
2. Супервизия и интервизия — 24 часа (вечерние тренировочные занятия по будням).
3. Личная терапия (реконструкция семейной истории) — в структуре учебных дней и тренировочных вечеров..
Формы работы:мини-лекции; практические упражнения; анализ топологической и динамической моделей системы; разбор клиентских случаев; терапевтические сессии; отработка навыков в парах и группах; супервизия практики.
Содержание программы: программа включает в себя 4 ступени.
Я ступень (20 часов) (Бричкин А.М.)
- Обзор школ и направлений в системном семейном подходе в психотерапии.
- Методологические основы системно-феноменологического подхода:
- общая теория систем Людвига фон Берталанфи;
- теория морфических полей Руперта Шелдрейка;
- феноменологический метод познания.
- Психоаналитическая и системная диагностика. Диагностика клиентского случая. Структурные уровни личности.
- Организационные, методические и этические вопросы системной терапии.
- Терапевтическая позиция:
- базовые навыки системного терапевта;
- формирование терапевтических отношений.
- Работа с семейными системами, системами малых групп и организаций (по клиентским запросам и запросам участников группы).
- Краткосрочная модель системной психотерапии Берта Хеллингера (работа со статическими и динамическими моделями систем).
- Подходы в работе с семейными системами:
- "Порядки любви";
- Границы совести: вина и невиновность;
- Отношения между родителями и детьми;
- Межпоколенные связи и отношения;
- Отношения в паре.
Результат:
- Участники освоят:
1. Методологические основы системно-феноменологического подхода.
2. Системную и психоаналитическую диагностику.
3. Психотерапевтические стратегии, базовые техники и приёмы работы.
- Получат опыт участия в системно-семейных констелляциях в качестве заместителей.
- Познакомятся с принципами работы психотерапевта в проведении системно-семейных констелляций.
Я ступень (20 часов) (Бричкин А.М.)
- Теория и практика системной работы.
- Точки воздействия для изменения поведения системы:
- балансирующие циклы (контуры) обратной связи;
- усиливающие циклы (контуры) обратной связи;
- информационные потоки;
- механизмы самоорганизации;
- системные структуры;
- назначение и функции подсистем.
- Тематическая работа с семейными системами:
- не рождённые и рано умершие дети, замещающие дети;
- повторение чужой судьбы, идентификация;
- парентификация;
- ависимости как симптом;
- другие темы по запросам участников.
- Особенности работы с организационными системами и в коучинге:
- причины и способы выхода из кризиса;
- личная эффективность руководителя;
- формирование команды.
- Вариативность применения метода. Связь с другими направлениями психотерапии и консультирования (гештальт-подход, телесноориентированные практики; эриксоновский гипноз, юнгианский анализ и др.).
- Особенности использования метода системных констелляций в рамках других подходов.
- Констелляции семей, малых групп и организаций (по клиентским запросам и запросам участников группы).
Результат:
- участники освоят методологические основы и базовые техники системно-феноменологического подхода Берта Хеллингера;
- получат опыт участия в системных констелляциях в качестве заместителей;
- приобретут навыки работы с организационными системами в коучинге;
- получат представления о вариативности применения метода, связи с другими направлениями психотерапии и консультирования.
я ступень (20 часов) (Н.В. Балабанова)
- Жизненный цикл семьи:
- стадии;
- кризисы перехода от стадии к стадии;
- типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла.
- Функциональная и дисфункциональная семейные системы:
- методы симптоматического поведения в семейной системе;
- интерпретация симптома с психоаналитической и системной точек зрения;
- типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла.
- Системный анализ семейной истории:
- параметры;
- совпадения;
- повторение семейных тем в новых поколениях;
- сложные темы в отношениях между родителями и детьми (инцест, абьюз, алкоголизм, наркомания).
- Особенности работы с психосоматическими расстройствами.
- Тренировка практических навыков системного семейного терапевта.
- Констелляции семей (по клиентским запросам и запросам участников группы).
- Групповая супервизия терапевтических констелляций из психотерапевтической практики участников.
Результат: