Знакомство с понятиями «гласные» и «согласные» звуки.
Проводим анализ слова «аист». Выделяем первый звук [а].
-Возьмите зеркало и три раза протяжно произнесите первый звук слова. Как выходит воздух при произнесении звука – свободно или с преградой? Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, без преград, называют гласными.Они произносятся с помощью голоса, поэтому называются гласными. На схеме гласный звук обозначается красным квадратиком. Давайте произнесём последний звук слова. Возьмите зеркало и три раза протяжно произнесите звук слова. Как выходит воздух при произнесении звука – свободно или с преградой? Звуки, при произнесении которых воздух проходит, встречая преграду, называют согласными.Они произносятся при помощи голоса и шума. На схеме согласный звук будем обозначать синим или зелёным квадратиком.
Упражнения в определении звуков: гласный или согласный звук?
Обобщение: что узнали о звуках? Как отличить гласный звук от согласного?
Знакомство с понятием «алфавит»с 22-23.
-Перед вами буквы русского алфавита. Какие из этих букв вы знаете?
Чтение стихов об алфавите, буквах (материал из книг Волиной «Занимательное азбуковедение», «Учимся, играя»).
- Алфавит –это определённый порядок букв русского языка. У меня в журнале в алфавитном порядке написаны все ваши фамилии. Алфавитный порядок необходим в библиотеке, чтобы быстро найти нужную книгу.
Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. Первая буква греческого алфавита называлась «альфа». Отсюда и название. В древнерусском языке первая буква называлась «аз», вторая – «буки». Отсюда и название нашей книги – «Азбука». Славянскую азбуку нам подарили Кирилл и Мефодий (показ памятника на странице 2, 215). На странице 210 – старославянский алфавит (показ). Далее стихи и загадки о буквах, картинки.
Обобщение: Что значит «алфавит»? Для чего он нам нужен?
Изучение методики проведения первого урока письма.
Правила посадки:
В классной комнате перед детьми должен висеть плакат «Сиди правильно при письме».
1. Сейчас дети, я вас научу правильно сидеть за партой. Посмотрите на плакат (пауза). Девочка на плакате правильно сидит за партой. Сейчас я вам покажу и расскажу, как же надо правильно сидеть.
- При письме сидят прямо.
- Стопы ног стоят на полу или на специальной подставке,
- Между грудью и краем парты должен проходить кулачок.
- Спина касается спинки стула.
- При письме, расстояние от глаз до парты должнг? равняться расстоянию руки, поставленной на локоток.
- При письме локти могут немного заходить за край парты.
- При письме голову можно склонять чуть влево тем, кто пишет правой рукой.
А теперь, дети, сядьте все правильно, а я пойду и посмотрю, как вы научились правильно сидеть.
Работа с ручкой.
Учитель уточняет, дифференцируют ли дети левую и правую руки. С этой целью он предлагает им поднять поочередно то левую, то правую руки. Он поясняет, что правая рука рабочая ~ ею мы берем ложку, чтобы есть; нож, чтобы резать; ножницы, чтобы вырезать; кисть, карандаш, чтобы рисовать; ручку, чтобы писать. Левая рука является помощницей правой.
Затем учитель повторяет с детьми, как называются все пальцы на руке (большой? средний, безымянный, мизинец), и предлагает им отгадать, о каком пальце говорится в следующем стихотворении:
Маша варежку надела:
2. Ой» куда я пальчик дела?
Нету пальчика. Пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сияла:
3. Ой, глядите-ка, нашла!
После этой работы целесообразно объяснить маленьким школьникам правила пользования ручкой.
4. А теперь мы с вами научимся правильно держать ручку. Будем писать ручкой школьного образца, При письме колпачок с ручки снимают и кладут в пенал или в желобок на парте. Писать будем правой рукой, левой - леворукие. Писать будем при помощи 3-х пальцев: большого, среднего и указательного. (Стать к классу боком).
Работа с прописью.
Это - рабочая пропись (показ на уровне груди). В ней мы будем учиться красиво писать буквы, слова, предложения, Возьмите пропись и тихо за правый верхний уголок откройте ее. Рассмотрите. Эго - левая рабочая страница прописи, это - правая рабочая страница прописи. На партах найдите разметку, по которой вы будете располагать свои прописи. Если вы пишите на левой рабочей странице, то пропись располагается вот так:
Если будете писать на правой рабочей странице, то пропись располагается так:
По мере заполнения прописи» она будет подниматься вверх по разметке.
- А теперь дети, расположите пропись так, если бы вы, писали так (на левой стороне, правой» вверху, внизу страницы).