Знакомство с понятиями «гласные» и «согласные» звуки.

Проводим анализ слова «аист». Выделяем первый звук [а].

-Возьмите зеркало и три раза протяжно произнесите первый звук слова. Как выходит воздух при произнесении звука – свободно или с преградой? Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, без преград, называют гласными.Они произносятся с помощью голоса, поэтому называются гласными. На схеме гласный звук обозначается красным квадратиком. Давайте произнесём последний звук слова. Возьмите зеркало и три раза протяжно произнесите звук слова. Как выходит воздух при произнесении звука – свободно или с преградой? Звуки, при произнесении которых воздух проходит, встречая преграду, называют согласными.Они произносятся при помощи голоса и шума. На схеме согласный звук будем обозначать синим или зелёным квадратиком.

Упражнения в определении звуков: гласный или согласный звук?

Обобщение: что узнали о звуках? Как отличить гласный звук от согласного?

Знакомство с понятием «алфавит»с 22-23.

-Перед вами буквы русского алфавита. Какие из этих букв вы знаете?

Чтение стихов об алфавите, буквах (материал из книг Волиной «Занимательное азбуковедение», «Учимся, играя»).

- Алфавит –это определённый порядок букв русского языка. У меня в журнале в алфавитном порядке написаны все ваши фамилии. Алфавитный порядок необходим в библиотеке, чтобы быстро найти нужную книгу.

Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. Первая буква греческого алфавита называлась «альфа». Отсюда и название. В древнерусском языке первая буква называлась «аз», вторая – «буки». Отсюда и название нашей книги – «Азбука». Славянскую азбуку нам подарили Кирилл и Мефодий (показ памятника на странице 2, 215). На странице 210 – старославянский алфавит (показ). Далее стихи и загадки о буквах, картинки.

Обобщение: Что значит «алфавит»? Для чего он нам нужен?

Изучение методики проведения первого урока письма.

Правила посадки:

В классной комнате перед детьми должен висеть плакат «Сиди правильно при письме».

1. Сейчас дети, я вас научу правильно сидеть за партой. Посмотрите на плакат (пауза). Девочка на плакате правильно сидит за партой. Сейчас я вам покажу и расскажу, как же надо правильно сидеть.

- При письме сидят прямо.

- Стопы ног стоят на полу или на специальной подставке,

- Между грудью и краем парты должен проходить кулачок.

- Спина касается спинки стула.

- При письме, расстояние от глаз до парты должнг? равняться расстоянию руки, поставленной на локоток.

- При письме локти могут немного заходить за край парты.

- При письме голову можно склонять чуть влево тем, кто пишет правой рукой.

А теперь, дети, сядьте все правильно, а я пойду и посмотрю, как вы научились правильно сидеть.

Работа с ручкой.

Учитель уточняет, дифференцируют ли дети левую и правую руки. С этой целью он предлагает им поднять поочередно то левую, то правую руки. Он поясняет, что правая рука рабочая ~ ею мы берем ложку, чтобы есть; нож, чтобы резать; ножницы, чтобы вырезать; кисть, карандаш, чтобы рисовать; ручку, чтобы писать. Левая рука является помощницей правой.

Затем учитель повторяет с детьми, как называются все пальцы на руке (большой? средний, безымянный, мизинец), и предлагает им отгадать, о каком пальце говорится в следующем стихотворении:

Маша варежку надела:

2. Ой» куда я пальчик дела?

Нету пальчика. Пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сияла:

3. Ой, глядите-ка, нашла!

После этой работы целесообразно объяснить маленьким школьникам правила пользования ручкой.

4. А теперь мы с вами научимся правильно держать ручку. Будем писать ручкой школьного образца, При письме колпачок с ручки снимают и кладут в пенал или в желобок на парте. Писать будем правой рукой, левой - леворукие. Писать будем при помощи 3-х пальцев: большого, среднего и указательного. (Стать к классу боком).

Работа с прописью.

Это - рабочая пропись (показ на уровне груди). В ней мы будем учиться красиво писать буквы, слова, предложения, Возьмите пропись и тихо за правый верхний уголок откройте ее. Рассмотрите. Эго - левая рабочая страница прописи, это - правая рабочая страница прописи. На партах найдите разметку, по которой вы будете располагать свои прописи. Если вы пишите на левой рабочей странице, то пропись располагается вот так:

Если будете писать на правой рабочей странице, то пропись располагается так:

По мере заполнения прописи» она будет подниматься вверх по разметке.

- А теперь дети, расположите пропись так, если бы вы, писали так (на левой стороне, правой» вверху, внизу страницы).

Наши рекомендации