Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся
СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Лекция
Рязань 2011
ББК 75.51 Я 7
М 69
Рецензенты:
О.А. Плаксина, кандидат педагогических наук, доцент (Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина);
В.М. Ериков, кандидат медицинских наук (Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина);
М 69 | Михалев В.Н.Социально-биологические основы физической культуры : Лекция. – Рязань : Академия ФСИН России, 2011. – 52 с. Лекция разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсуждена и одобрена на заседании кафедры физической подготовки и спорта 14 апреля 2011 г., протокол № 11. |
Начальник обеспечивающей кафедры Д.А. Донсков
Учебно-методическое издание МИХАЛЕВ Василий Николаевич ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Лекция | |
Технический редактор___________ Подписано в печать_________ Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. ____ Тираж____экз. Заказ № ____. | Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 |
ББК 75.51 Я 7 © Михалев В.Н., 2011 © Академия ФСИН России, 2011 |
План
Введение
1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма.
2. Костная система и ее функции.
3. Мышечная система и ее функции (строение, физиология и биохимия мышечных сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры).
4. Физиологические системы организма.
5. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности.
Заключение
Литература
Введение
Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творит историю, изменяет живой и неживой мир, созидает и разрушает, устанавливает мировые и олимпийские рекорды не организм, а человек, человеческая личность. Таким образом, социально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.
Естественнонаучные основы физической культуры – комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но и развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека лежит принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой.
Организм – слаженная единая саморегулируящаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на взаимодействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).
Без знаний о строении человеческого тела, закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.
Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся