Логика Возрождения и Нового времени
Характерной особенностью эпохи Возрождения является все более возрастающее значение науки. Это время научных и географических открытий и увеличения влияния математики. Для логики этого времени характерно усиление эмпирических тенденций.
Одним из ученых, работающих в эпоху Возрождения, был Френсис Бэкон(1561-1626), которого принято считать родоначальником английского материализма. Он внес значительный вклад в разработку материалистического логического подхода. Ф. Бэкон считал, что единственно правильным подходом к изучению предмета является не только сбор информации, но и ее интеллектуальная переработка и создание, таким образом, научных теорий. Главным достижением Ф. Бэкона считается его работа "Новый Органон",которая была призвана заменить собой "Органон" (средство познания), написанный древнегреческим философом Аристотелем. В работе Ф. Бэкона рассматриваются вопросы индукции, методы определения причинной связи между предметами и явлениями (сходства и различия сопутствующих изменений, остатков и объединенный метод сходства и различия).
Необходимо отметить, что Ф. Бэкон изучал работы Аристотеля в переводах и переработках средневековых ученых, вследствие чего был несправедлив к его "Органону".
Вопросами логики в эпоху Возрождения занимались и другие ученые, среди которых особо известен французский философ Рене Декарт(1596-1650). Он сформулировал четыре правила правильного подхода к научным исследованиям. Р. Декартом была создана научная работа "Логика, или искусство мыслить",главной мыслью которой было освобождение логики Аристотеля от изменений, внесенных средневековыми учеными.
Логика Нового времени
Иммануил Кант (1724-1804), известный ученый периода Нового времени, предлагал деление логики на два типа - формальную и трансцендентальную. Обычная логика занимается изучением понятий, суждений и умозаключений. Трансцендентальная логика исследует формы мышления, а знание рассматривает как предшествующее опыту и независимое от него. Априорное (a priori - "из предшествующего") знание,таким образом, - это условие опытного знания, которое придает ему оформленный, всеобщий и необходимый характер. Априорные формы логических знаний, по мнению И. Канта, призваны упорядочивать хаос ощущений и предоставлять полную и достоверную информацию.
И. Кант отличал логические причины и следствия от реальных причин и следствий, что является важным вкладом в теорию науки.
Выражением знания И. Кант считал суждение и делил последнее на два вида: аналитическое и синтетическое. Аналитическиесуждения не создают нового знания, а лишь дают определение уже существующему. Синтетическиесуждения могут быть апостериорные (a posteriori - "из последующего"),которые ставятся в прямую зависимость от опыта, происходящие из него, иаприорные,от опыта независимые и, более того, даже предшествующие ему. Отсюда видно, что данные два вида противоположны один другому. Необходимо отметить, что и на сегодняшний день в среде логиков и философов нет единства мнения относительно априорных суждений И. Канта.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831) считается самым известным немецким философом классической школы. Он, опираясь на объективно-идеалистическую основу, разработал систематическую теорию диалектики. Основным понятием этой теории является развитие, под которым понимается характеристика деятельности мирового духа (абсолюта). Абсолют характеризуется сверхвременным движением в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, качество, количество, мера и т. д.).
"Наука логики" начинается с учения о бытии. Категорию "бытие" Гегель трактует как существование вообще вечной идеи в непосредственной элементарной форме.
Философская система Гегеля имеет три составляющих ее части: первая - "Логика", которая выступает как тезис, вторая - "Философия природы" - как антитезис, третья - "Философия духа" - как синтез. В свою очередь каждая из трех составных частей имеет три раздела. "Логика" состоит из учения (1) о бытии, (2) о сущности, (3) о понятии. "Философия природы" имеет три раздела: (1) механизм, (2) химизм, (3) организм. Аналогично "Философия духа" подразделяется на субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Содержание первых разделов каждой из частей системы имеет в ней значение тезиса, вторых разделов - антитезиса, третьих - синтеза. Следует особо отметить, что третий раздел третьей части системы - учение об абсолютном духе - есть не просто один из многих синтезов триадичных категорий, а высший синтез субъективного и объективного духа, в результате которого обретена "абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея". Таким высшим синтезом, в котором абсолютная идея постигла сама себя, Гегель считал свою философию.
Вторая триада системных категорий первой части "Науки логики" выведена Гегелем из категории "наличного бытия", которое обладает внутренней определенностью, т.е. качеством. Качество у Гегеля тождественно с бытием, ибо нечто перестает быть тем, что оно есть, как только утрачивает качество. В единстве с качеством выявляется и внешняя определенность наличного, бытия - количество.
Сформулировав в общезначимой форме закон взаимного превращения количества в качество, Гегель тем самым глубоко раскрыл одну из существенных сторон процесса развития - его механизм, как совершается возникновение нового качества.
Вопросы для самоконтроля
1. Логика Аристотеля.
2. Лейбниц Г.В. и математическая (символическая) логика.
3. Диалектическая логика.
4. Развитие символической логики в середине XIX – начале XX веков.
5. Результаты современных логических исследований
Контрольный тест
1. Кто из мыслителей открыл закон противоречия и сформулировал его сущность?
1. Аристотель
2. Лейбниц
3. Гегель
4. Кант
2. Какое первоначальное название имела логика – наука, специально изучающая внутреннюю структуру человеческого мышления?
1. топика
2. умословие
3. аналитика
4. логистика
3. Обоснованность мышления – это свойство правильного мышления :
1. воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость
2. отражать объективные причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира
3. избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности
4. воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать “логике вещей и событий”
4. Основателем логики следует считать:
1. Эвклида
2. Цицерона
3. Аристотеля
4. Конфуция
5. В каком веке сформировалась логика в качестве самостоятельной науки?
1. II в. до н. э.
2. IV в. до н. э.
3. V в. до н. э.
4. III в. до н. э.
6. Явление, вызывающее к жизни другое явление, – это:
1. различие
2. следствие
3. причина
4. сходство
7. Кто из мыслителей открыл закон достаточного основания и сформулировал его сущность?
1. Фихте
2. Аристотель
3. Демокрит
4. Лейбниц
8. Научный метод, разработанный английским мыслителем XVII в. Ф. Бэконом, называется эмпиризм. Какая логическая форма умозаключения лежит в его основе?
1. дедукция
2. аналогия
3. индукция
4. анализ
9. Формальная логика появилась:
1. в Средние века;
2. в Античности;
3.в Новое время;
4.в эпоху Возрождения.
10. Математическая или символическая логика появилась:
1. тогда же, когда и традиционная логика;
2. в XVII в.;
3. в XIX в.;
4. в середине XX.