Место промысловой ихтиологии в системе рыбохозяйственных дисциплин
В современном понимании целью рыбохозяйственных исследований можно считать информационное обеспечение управления водными биоресурсами. В связи с этим предметом таких исследований не может быть только экосистема водоема в ее биоэкологическом понимании. Изучению должно подвергаться нечто большее, а именно система, образованная тремя элементами — абиотической и биотической средой обитания промысловых гидробионтов, промысловым запасом и промыслом.
Такую систему можно назвать «рыбохозяйственной системой» [64]. В этом случае промысел рассматривается как один из элементов, который оказывается в тесной связи со многими другими компонентами. В общем виде такие связи могут быть представлены следующим образом:
• морфологические особенности, гидрологический и гидрохимический режим водоема определяют условия существования промысловых гидробионтов, их кормовой базы и в целом обусловливают формирование биологической продуктивности;
• морфология водоема (изрезанность береговой линии, рельеф, грунты, глубины) и гидрологический режим (скорость течения, волнение, характер ледостава) определяют возможность применения тех или иных орудий лова (активных, пассивных и т. д.), флота
(определенного водоизмещения и типа движителя) и, в конечном итоге, интенсивность и селективность промысла;
• видовой состав ихтиофауны и пространственно-временное распределение рыб обусловливают выбор определенных типов орудий с точки зрения их селективности по отношению к определенным видам, характер организации, дислокацию и сезонность промысла;
• в свою очередь, промысел оказывает обратное влияние на систему. За счет применения определенных типов орудий лова подавляются одни виды рыб и приобретают преимущества другие; активные орудия (донные тралы и невода) воздействуют на грунт и изменяют условия существования бентофауны, они же формируют иной тип водной растительности в районе промысла, в мелководных водоемах предотвращают излишнее развитие высшей водной растительности, и, наконец, изымая часть особей, промысел вступает в «конкуренцию» с хищниками.
В результате характер связей между элементами рыбохозяйственной системы, в которой промысел присутствует как регулярный и в достаточной степени мощный фактор, будет существенно отличаться от таковой, характерной для естественной экосистемы.
Реальность существования такой системы подтверждается наличием описанных выше системообразующих связей, а способность ее существования во времени и устойчивость — наличием обратной связи и возможностью саморегуляции. Так, слишком высокая интенсивность промысла влечет за собой снижение запасов и падение экономической эффективности промысла. В результате за счет экономических или правовых механизмов осуществляется снижение активности рыболовства и восстановление эксплуатируемых популяций; применение мелкоячеистых орудий приводит к формированию ихтиофауны, представленной преимущественно короткоцикловыми видами, и наоборот, использование крупноячеистых и в особенности пассивных орудий способствует доминированию в фауне преимущественно ценных видов. В таком состоянии система будет существовать до тех пор, пока не произойдет изменение селективности промысла, формирование новой структуры запаса и в последующем соответствующего ему нового рыбодобывающего комплекса.
Определив предмет рыбохозяйственных исследований, мы получаем возможность очертить круг дисциплин, которые занимаются изучением
рыбохозяйственной системы, и установить место промысловой ихтиологии в этой системе (рис. 2).
Комплекс рыбохозяйственных дисциплин включат в себя изучение абиотической среды обитания рыб (гидрология, гидрохимия), исследование кормовой базы рыб (гидробиология), определение условий формирования зон повышенной продуктивности (океанология, морская экология), разработку средств ведения промысловой эксплуатации гидробионтов (промышленное рыболовства), изучение биологии объектов промысла (общая и частная ихтиология).
Промысловая ихтиология рассматривает два элемента системы в их взаимосвязи — промысел и водные биоресурсы, но в то же время является в значительной мере синтетической наукой и использует знания ряда смежных областей:
1. общей и частной ихтиологии при исследовании популяционных параметров, закономерностей динамики численности и биомассы популяций, учете морфологических и поведенческих особенностей рыб в связи с их взаимодействием с орудиями рыболовства;
Рис. 2. Место промысловой ихтиологии в системе рыбохозяйственных наук.
2. океанологии, когда исследуется воздействие внешних абиотичес-ких и биотических факторов на формирование запасов промысловых рыб, их продуктивность, динамику во времени и осуществляется прогнозирование уловов;
3. промышленного рыболовства при изучении характера промыслового воздействия на эксплуатируемые запасы, оценке эффективности ведения промысла.
В более широком смысле можно говорить, что промысловая ихтиология имеет связь и с гидрологией, т. к. условия ведения промысла во многом зависят от геоморфологический и гидрологической характеристик водоема.
Широко применяющееся понятие «теория динамики стада рыб» близко к содержанию предмета «промысловая ихтиология», но, скорее всего, не является его синонимом. Теория динамики стада рыб изучает преимущественно закономерности динамики популяций, обусловленные воздействием комплекса естественных причин.