В) Действие с обратным вектором

Этот принцип операций с пространством очень широко представлен в обряде: с обратным вектором производится изготовление снаряжения (строгают, шьют от себя — иногда также левой рукой); одевание (в обратную сторону заворачивают онучи—влад. [Завойко 1914,93}); опрокидывают горшки: оборачивают оглобли после захоронения, переворачивают вверх полозьями дровни на могиле (волог. [Зеленин 1914-1916,20]) и др. В случае особых похорон эта обратность еще удваивается: колдуна несут вперед головой (тул. [Шейн 1898,179]), то же при эпидемиях (нижегор. [Доброзраков 1853,51]). Обращение к действиям с обратным вектором известно во многих других обрядах (например, при проводах «някрута» в доме переворачивают иконы, стол, скамьи, ухваты, помело, жернов [Никифоровский 1897,87]); при «встречах с нечистой силой» (например, если заблудишься) в нечистых, урочных местах и др. На основании таких «обратных» действий и других случаев «обратности» (например, времени дня и ночи: солнце светит живым, а месяц мертвым) или признака женский-мужской (опоясывание парня женским поясом в гробу [Червяк 1927, 147]) Б. А. Успенский делает вывод об обратной ориентации «иного мира», его зеркальности здешнему.

Но считать единственной характеристикой загробного пространства его обратность было бы упрощением. Сама обратность (очень непоследовательно проведенная в обряде) может быть понята как простейшая, нагляднейшая иллюстрация «инакости».

Загробное пространство «иное», а не обратное, не перевертыш «этого»: оно не обладает протяженностью, постоянством масштабов и отношений, свойственных «этому», оно моментально, как формы, которые принимают «души». Эта абсурдность пространственных законов «иного» мира с точки зрения «здешнего» помогает понять сосуществование его взаимоисключающих представлений. Кроме зеркального представления двух пространств, обряд использует и другие принципы их противопоставления. Так, календарь мертвых может обгонять календарь живых (например, «Четверг страстной — старый Великдень», т. е. Пасха для умерших [Календарь 1894-1895, III, 264]; в церковь они ходят с пятницы на субботу[60]; календарные поминки справляются накануне праздников — это относится к осенне-зимним поминкам), но может и отставать от него (для весенне-летних поминок характерно запаздывание на неделю «Пасхи мертвых», «Троицы мертвых»; но Пасха также может называться «Троицей для мертвых»).

Кроме того, время мертвых может относиться ко времени живых В масштабе «день» = «год» — см. терминологию белорусских календарных поминок в течение года: вторник Фоминой недели — Снедане на радзицелях, Троицкая суббота — обед на радзицелях; поминки перед мясопустной неделей — палудзинъ на радзицелях; Дмитриевская суббота — вечеря на радзицелях [Демидович 1896,212]. Наш тезис о том, что обратность не является исчерпывающей характеристикой «иного мира», подтверждает и тот факт, что ходячую нечисть отличает не столько обратность, сколько «нецельность» ее облика: копыто вместо ноги, полосатые (волосатые) ноги летуна (влад., зап. автора).

г) Подбрасывание вверх в меньшей степени характерно для похорон. Здесь можно привести только ворошение и подбрасывание зерна три раза при выносе (закарп. [Богатырев 1971, 268]), подбрасывание тела ходячего покойника осовым колком (бреет. [Седакова 1983,254]).

д)Разбивание, разрывание (в противоположность разрезанию). Разрыванию взамен разрезания подвергаются на похоронах и поминках (в том числе календарных) хлеб и ткань. В обоих случаях можно видеть следствие общего запрета на железо для реалий погребального обряда (для гроба, для обуви). Ткань может не только разрываться, но и пережигаться огнем (при шитье савана, при делении полотна), что отражено в блг. прегорялка 'саван* (в отличие от русского, он одевается под одежду). Вероятно, польск. zglo 'саван' имеет то же происхождение, а не является, как обычно думают, реликтом древнейшего трупосожжения. Можно предположить, что за действиями разрывания стоит не только известное в славянской архаике избегание железа (железо в виде топора, колуна, вил, иглы и др. присутствует в погребальном обряде в сфере катартики и профилактики), но, как и за широко распространенным разбиванием горшков (на могиле, у порога, на дороге), — определенная мифологическая мотивировка: уподобление действию самой смерти (ср. поверья о том, что нечистики разрывают в клочки человека или сброшенную им одежду — полес., гом. [Седакова 1983,260]).

Обобщенная схема основных обрядовых актов (похороны, частные поминки, календарные поминки)

В таблицах 1, 2 суммирован состав действий погребального обряда и частных поминок (табл. 1) и календарных поминок (табл. 2). Это — схема-максимум обряда, не представленная реально ни в одном из локальных вариантов.

Во втором столбце таблиц приводится терминология этих актов. Бедность этой терминологии становится очевидной в сопоставлении с дробностью членения обряда.

Закрашенность последнего столбца означает отмеченность данного акта в большинстве известных нам описаний. Таким образом, по закрашенным клеткам можно представить схему-минимум обряда

В таблице 2 представлены два типа поминальных обрядов: домашние (приуроченные обыкновенно к зиме и осени) и весенне-летнее поминовение на кладбище. Действия кануна поминального дня (во многом общие для двух типов) приводятся в разделе А. Схема собственно поминального дня дана в двух вариантах: домашние поминки — в разделе В1, поминки на кладбище — В2.

Таблица 1.

Обобщенная схема погребального обряда (восточно- и южнославянский материал)

  Обрядовые акты Термины Территориальное распространение
  ПРИГОТОВЛЕНИЕ К СМЕРТИ (у стариков) Глядéць ў дуб блр., по-глядáць до дому блр., собираться замуж блр.  
Приготовление одежды  
Заготовление гроба (или досок)    
Особые ритуалы с гробом: стоят перед ним без шапки; наполняют зерном и раздают его    
Отправление поминок по себе (подобные поминкам годовым, сороковым) Помана с.-зап. Болгария  
  ПОХОРОНЫ Похороны рус, хаўтýры (хоўтýры) блр., комашня укр., правёж курск., хутить с.-рус, честить костр., ховать укр., поховаты блр., зéмлю пáрить смол.  
  ДО МОМЕНТА КОНЧИНЫ    
Прощание умирающего с землей (вынос на поле, на двор)    
Прощание умирающего с соседями, близкими; прощение долгов    
Последняя исповедь, причащение умирающего, соборование. Гадание о конце при этом соборование ц,-слав., «отправити» ц.-слав.вити полес., причащение ц.-слав.  
Профилактические действия семьи при исповеди (уход из дома, нож настоле)    
Омовение, обряжение обрядить костр., срядить рус, сдóбить (здобить) новг., укутать влад., справить блр., вупурiдúти укр. явор., збор укр. снят., послúдний вирд укр. снят., купанэ укр. чернов.  
  АГОНИЯ конáть сев., брод полес., трудиться, трудная постель с.-рус, тóрги великие с.-рус, «душу урывáюць» полес., коробрéц ходит, ангел с чертом спорит полес., е на пътя блг., душа пътýва блг.  
  Действия, призванные облегчить агонию    
Свеча влагается в руку умирающему и зажигается громнúчная свеча, щастлива рука, грамнúца блр., четверговая свеча  
Вход для смерти: открытие двери, окон, печной заслонки пропустить смерть костр.  
Переложение «конающего» на особое место (на пол), особая подстилка для умирающего, сено, веник и т. п. трудная смерть  
Проделывание отверстий: в стене, в потолке, действия с крышей: снять тесину, вбить вилы, разобрать потолок, вбить в него кол трудная смерть  
Накрыть умирающего: белым полотном, венчальной скатертью, пасхальной скатертью    
  ПОСЛЕ КОНЧИНЫ    
Проверка «выхода души» (зеркало подносится ко рту)    
«Омовение души»: чашка с водой в головах покойного душа купается костр.  
Особые действия с телом: прижигание, подпаливание лекýване блг.  
Закрывание глаз: монеты на веки, тянуть за палец вочи заслипúць блр.  
Оповещение смерти. Вывешивание снаружи дома особого знака траура дать на позвýнное блр. (деньги на колокольный звон), йти за светом укр. (за свечами и кадилом в церковь), вестовые пешеходы рус. сев. (дети или родные, оповещающие село)  
  ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГРОБА И ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ нову хату збудовати укр.  
Приглашение мастера (особые формулы) мiру брать укр.  
Снятие мерки (ниткой, кием)    
Особый способ строгания: от себя; грубая, плохая работа    
Уничтожение щепок (или в другое время)    
  Шитье савана, погребальной одежды ушити на мéрца блр.  
Разрывание или пережигание ткани (запрет резать)    
Особый способ шитья: от себя, на жи­вую нитку, 6ез узлов    
  ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОГИЛЫ    
Приглашение могильщиков    
Подготовка «грабарей»: вино и еда перед работой, опоясывание    
Подготовка земли перед рытьем: осыпание дерном, поливание вином, водой    
  ОБРЯДОВЫЕ АКТЫ В ДОМЕ ДО ВЫНОСА ГРОБА    
Испечение хлеба (блинов) хлеб на дорогу рус, пътнина блг.  
Помещение его на окно, на лавку, в гроб    
Омовение тела    
Уничтожение воды, мыла, горшка (или в другое время)    
Расплата с обмывальщиками    
Одевание умершего; завязывание всех узлов — или наоборот    
Перевязывание рук и ног покойного красными (белыми) нитками    
Внесение гроба в дом    
Кропление его святой водой, осыпание зерном    
Переложение покойного в гроб    
Расплата с переносившими бере за головуукр.  
Помещение в гроб трав, вина, хлеба: обуви. платья: иглы и т.п. утехи с забавушками с-рус  
Вбивание в гроб осинового колка: осыпание маком    
Обрядовые акты с местом, где лежал покойный (хлеб, топор и т. п. на место) заховаць смерть блр.  
Запреты на работу для домашних, сугубый траур до погребения (запрет здороваться)    
Обереги для родных и скотины (не ходить босиком и т. п.)    
Приход гостей, обрядово оформленный. Особый вход в дом (со свечой, зерном и т. п.) Свободный доступ к телу iти зi свичкоў укр. снят.  
Плач (продолжается все время до погребения днем: ночью можно только приговаривать; усиливается во время процессии; во время предания земле; затем прекращается). Возобновляется на 2,3-й день и особенно на поминках 40-го дня учитывать полес, вопить с-рус, голосить с-рус причитать с-рус, выть с-рус, приказовать укр. гуц, тужить укр, причитать укр-, заводить укр  
  БДЕНИЕ ПРИ ПОКОЙНОМ ночевать брест, свитицца гом.  
Чтение Псалтыри, жжение свеч отчитывать рус  
Беседа стариков; загадывание загадок стерегти душу укр. подол, сокотити душу укр снят, посiжiнэ укр, посвiтiни укр, привiдi укр, мóвiти пáцip укр.  
Угощение «беседников»    
Игры молодежи при покойном комашня укр., свiчiня укр, лубок укр. закарп.. забави укр.  
Насмешки над телом жарты з трупом укр. явор.  
«Угощение» покойного (хлеб и соль у гроба на ночь)    
Вторая ночь бдения (подобно первой)    
Умывание тела каждым вечером промывать глаза  
  ДЕНЬ ПОГРЕБЕНИЯ комашня укр. носов.  
Панихида с причтом вынос с подъемом с-рус.  
Развязывание всех узлов на покойном    
Развязывание рук и ног; деление этих лоскутков    
Жертва через гроб. Осыпание гроба зерном дáват дáрове пряз умрялото блг.  
Обход гроба (или под гробом) проходить под гробом блр.  
Прощание родных с покойным последнее целование рус.  
Касание ног, пяток    
Отворение всех окон, дверей, дома и хлева    
  ВЫНОС ГРОБА вынос рус.  
Особые действия родных при выносе (глядеть в окно, держать хлеб и т. п.)    
Родные не отдают гроба    
Стук (или 3 стука) гробом о порог    
Прощание с домом за умершего    
Панихида во дворе править укр., панихида ц.-слав., погриб укр.  
Угощение после панихиды горячие поминки укр., горячий стол казан. блр., горячий блр., горячка блр., жалóбный стол укр.  
Запирание дома    
Очищение дома    
Расплата с теми, кто мыл    
  ПОГРЕБАЛЬНАЯ ПРОЦЕССИЯ    
Особый порядок следования участников пóхiд укр., обпроважувáнэ укр.  
Особый транспорт    
Жертва первому встречному (хлеб, полотно, свечки, деньги) перва встреча влад., подорожна влад., стрешник влад., первая стреча новг., помана укр.  
Жертва участникам подавать через гробив лад.  
Жертва носильщикам, кучеру    
Обрядовые действия, связанные с дорогой стелить поману укр.  
Остановки на пути процессии (возм. с уничтожением вещей покойного)    
Отпевание в церкви отпевание црк.  
Посыпание гроба (груди покойного) землей печатание киев., печатать гроб блр.  
Заколачивание гроба    
Уничтожение следа погребальной процессии заливать след олон.  
Жертва через вырытую могилу (курица, деньги, баран) дать за голову укр. за-карп.  
  ПОГРЕБЕНИЕ    
Бросание монет (слезных платков) в могилу для дидько укр., пiдмогорúчить стражу укр. место выкупить влад. «для перевоза», чтоб земля не билась в ним блг. «откупиться от грехов»  
Опущение гроба (на полотне, поясах, полотенцах)    
Бросание горсти земли (с формулой)    
Закапывание гроба погребение рус, norpi6 укр.  
Вывешивание веревок (полотенец) на деревья    
Разбивание горшков на могиле    
«Припадание», «обмирание» плакальщиц    
Натирание груди землей, земля с собой    
Угощение на могиле (в келье при кладбище)    
Кормление птиц на могиле птичье поминовение новг.  
Оставление обрядового транспорта на могиле (с переворачиванием)    
  ВОЗВРАЩЕНИЕ С КЛАДБИЩА    
Возвращение с кладбища другой дорогой    
Возвращение через воду    
Переход через огонь, разожженный в воротах    
Особые действия с конем, везущим покойного; с телегой    
Очищение участников погребальной процессии (о печь, о хлеб, о камень, водой, могильной землей) «чтоб забыть», «чтоб не бояться», «чтоб душа чистой была» погрибавники чистютци укр.  
  ПОМИНКИ (ОБЕД ДОМА) править стол блр., горячий стол., самар., горячина укр., задушне укр., помана укр., обiд укр., комашня укр.  
Молитва или ритуальные формулы перед трапезой. Молчание.    
  Прибор для умершего за столом    
Обрядовое блюдо, открывающее трапезу, особый способ ее употребления (отлить на стол и т. п.) блины (млины): канун, кóлыво, кутья (кутьця); сытá  
Потчевание умершего    
Большое количество вина    
Последнее блюдо; особые акты, связанные с ним (пение, молчание и т. п.) каша-разгоняша; кисель; сыта  
Оговоренное число блюд (чет, нечет; 3:12 и т. п.)    
Уничтожение остатков поминальной трапезы    
Переход в другой дом (ближайших родственников) и трапеза там душу водить полес.  
Приготовление на ночь постели для покойного в течение 3 или 40 дней    
  2-й И 3-й ДЕНЬ ПОСЛЕ ПОГРЕБЕНИЯ    
Утреннее голошение на могиле побужáць нябóщика блр.  
Плачи родных на могиле по утрам и вечерам в течение трех дней проговорить зóрю калуж.  
Поливание могилы водой и вином на 2-й день прьéлиф блг.  
Стирка вещей покойного на 3-й день мертвому вочи промываць блр.  
  ДЕЙСТВИЯ В ТЕЧЕНИЕ 40 ДНЕЙ    
Раздача жертв (хлеб, деньги, полотно) в течение 40 дней тайная милостынька влад.  
Вывешивание полотенца, выставление хлеба, воды на окно (в покут) в течение 40 дней    
Сугубый траур в течение 40 дней в семье: запрет мыться, стричься и др. жаль, жалóба, смутковати блр., жáлене, т´ьжене блг.  
Раздача полотен и др. знаков траура исполнителям обряда пътнина блг.  
Поминальная трапеза в 3-й день третины блр. рус, блг. опалване блг.  
Поминальная трапеза в 9-й день девятины блр., рус помана блг.__  
Поминальная трапеза в 20-й день полусороквины  
  СОРОКОВОЙ ДЕНЬ отпустить покойника олон., отпускать душонку влад., останьё блр. минск., навьи проводы орл., стол, отправа столов блр., сорочины рус, шестины блр., представление црк., обiд укр., равнене гроба блг.  
Приготовление бани и постели с вечера лазнё с.-рус.  
«Приглашение» покойного на обед    
Двойная трапеза    
Общая трапеза в честь покойного    
Мистерия с «заместителем» умершего: приходит с кладбища, сидит за столом, рассказывает «новости»    
«Проводы души» до крыльца (ворот, погоста) с плачем провожать душу сарат., проводы душки влал.  
Уничтожение остатков поминальной еды    
Оформление могилы (временное) прикладзúны, прúклад блр.  
  ДЕЙСТВИЯ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА    
Годовой траур семьи: исключается красное из одежды; вдова (вдовец) не вступает в брак; дети также; не колядуют в доме; не танцуют, не поют жаль сев., жалоба блр.  
Годовые поминки, справляемые подобно 40-му дню приклад блр, прикладины блр, угодки блр., рик-обiд укр.  
Окончательное оформление могилы (водружение креста, надгробий разных видов, положение колоды)  
  ДЕЙСТВИЯ ЧЕРЕЗ 3 (5,7) ЛЕТ    
Раскапывание могилы разкопаване, розкопальки блг., двоуструко сах-раньиванье серб  
Перемывание костей водой (вином) с гаданием о «праведности» умершего розбуд блг.  
Заворачивание костей в полотно    
Панихида над костями    
Помещение костей в «костницу»    

Таблица 2.

Схема восточнославянского поминального обряда. Общие (календарные) поминки

Чле-нение обряда Акт обряда Термины Территориальное распространение
А КАНУН ПОМИНАЛЬНОГО ДНЯ баб´ы блр. могил., полес, том., бабý (дед) блг.  
Приготовления в бане, дойная баня (первая — для «предков») лази´я блр.  
Мытье дома (потолка, стен и т. п.) лази´я блр.  
Приготовление с вечера постели для «души»    
Закалывание скота завúченные с.-рус.  
Накрытый на ночь стол    
В1 ДЕНЬ ПОМИНОК (ДОМА)    
Приготовление с утра поминальных кушаний    
Пост семьи (члена семьи) до обеда    
Приглашение «душечек» (с погоста, с крыльца)    
Трапеза с «душечками»    
Инсценированное общение с покойными; гадание о их присутствии    
Проводы души (через окно по полотенцу, всеми пирующими до ворот) проводы душек калуж., олон.  
Продолжение трапезы с усиленным оргиастическим моментом    
Церковная панихида по «помным и непомным»    
Уничтожение остатков «обеда»    
В2 ДЕНЬ ПОМИНОК (НА МОГИЛЕ)    
Инсценированная «баня» на могиле опахивать могилу блр., парить стариков блр.  
Разведение костров на могиле    
Зажигание свеч    
Кормление могилы    
Угощение на кладбище    
Раздача милостыни на кладбище    
Драки, игры, пьянство    
Обливание водой (киселем) Киселёв день новг.  
Диалог с покойными (причеты, жалобы, исповедь на могиле)    
Праздность, запрет на определенные виды работ в поминальные дни    
Закидывание могил ветками, камнями; украшение надгробий полотенцами, фартуками приклад блр., прикладзины блр.  

Комментарий к таблицам. Вариации обряда

Локальные варианты

Выше мы попытались связать варьирование дейст­вий и предписаний обряда с доминированием той или иной его функции. Конечно, не все вариации и замещения в обрядовой схеме могут быть так просто объяснены. Если распределить обрядовые акты по тематическим группам, окажется, что степень вариативности в каждой из них разная.

Акты обрядового труда (таблица 1, № 21—34). Здесь варьируются только типы действий (замыкание, размыкание), присутствие же самих актов обязательно во всех вариантах.

Катартические (очистительные) акты (таблица 1, № 23,32,58,70,82, 96-99,107,127). Число их значительно варьируется. Катартические акты непременно совершаются над лавкой, домом, участниками шествия. Относительно дороги и поминальной еды очищение не обязательно во всех вариантах. Известен, например, запрет мыть дом в течение трех дней по погребении: «смоешь другого» (пинеж. [Симина 1981,110]).

Профилактические акты (в отличие от предыдущей группы, здесь имеются в виду активные, наступательные действия). Здесь вариативность самая большая. В болгарских и некоторых украинских традициях каждый покойник хоронится как «нечистый» для великорусского обряда (таблица 1,№ 17,41). К этой группе примыкают смеховые элементы обряда (таблица 1, Me 50,51), характерные для украинско-карпатского ареала. К ним относятся не внесенные в схему срамные голосiння и смех во время причитания: «Те шо найгiрше приказуют над тiлом, нараз и зарегочют си на цiлий рот, ек хтос из мушин учне доброго фiгля. Нараз з велiкого жэлю перемiнюе си у велику радiсть» (гуц. [Свенцицкий 1912,27])[61]. К профилактическим актам относятся не отмеченные в схеме (поскольку они не являются частью «нормального» обряда) «вторые похороны» «ходячих» мертвецов: разрывание их могил, проверка тела, порча его, вбивание кола, осыпание (маком, льном) могилы и дороги. «Вторые похороны» совершаются в случае засухи с утопленниками, с опойцами и др. Но это отдельный обряд, требующий специального рассмотрения.

Жертвы, гиластические акты. Они везде представлены широко, но богаче всего — в севернорусской традиции, где в «жертву» душе входит не только «угощение», но и баня, и приготовление постели перед поминками.

Особенно многочисленны жертвы разного рода на похоронах детей, девушек, холостых (раздача приданого). Элементы «свадьбы в похоронах» представлены разной степенью полноты в локальных традициях: общими моментами являются раздача приданого и особые носильщики гроба — «дружки». Некоторые варианты имитируют свадьбу очень полно: вплоть до обмена венчальным перстнем с живым, свадебного шествия вместо погребального, венчального деревца перед процессией. Эта имитация отражена в заимствовании терминологии участников из свадебного обряда; укр. карп, дружби (носильщики гроба девушки), полес. книгиня (умершая девушка) и т. п. Связь похорон со свадьбой вообще много шире, чем включение фрагментов свадебной реальности в похоронную для незамужних (неженатых). Нам не раз приходилось указывать на черты типологического родства двух обрядов (см. также ниже, главу 3). Метафора смерть - свадьба относится к содержательному уровню обряда, перекликаясь с фольклорными мотивами (см.: [Соколова 1977]) и отражаясь в терминологических фразеологизмах типа полес. замуж собирацца (о древней старухе). Независимо от семейного состояния умершего, в любом похоронном обряде участвуют реалии свадьбы: венчальная свеча (ее зажигают при кончине, как и страстную, четверговую), венчальная скатерть (как и пасхальной, ею накрывают в случае трудной смерти), венчальный наряд (кладется в гроб каждой женщине).

Наши рекомендации