В) Действие с обратным вектором
Этот принцип операций с пространством очень широко представлен в обряде: с обратным вектором производится изготовление снаряжения (строгают, шьют от себя — иногда также левой рукой); одевание (в обратную сторону заворачивают онучи—влад. [Завойко 1914,93}); опрокидывают горшки: оборачивают оглобли после захоронения, переворачивают вверх полозьями дровни на могиле (волог. [Зеленин 1914-1916,20]) и др. В случае особых похорон эта обратность еще удваивается: колдуна несут вперед головой (тул. [Шейн 1898,179]), то же при эпидемиях (нижегор. [Доброзраков 1853,51]). Обращение к действиям с обратным вектором известно во многих других обрядах (например, при проводах «някрута» в доме переворачивают иконы, стол, скамьи, ухваты, помело, жернов [Никифоровский 1897,87]); при «встречах с нечистой силой» (например, если заблудишься) в нечистых, урочных местах и др. На основании таких «обратных» действий и других случаев «обратности» (например, времени дня и ночи: солнце светит живым, а месяц мертвым) или признака женский-мужской (опоясывание парня женским поясом в гробу [Червяк 1927, 147]) Б. А. Успенский делает вывод об обратной ориентации «иного мира», его зеркальности здешнему.
Но считать единственной характеристикой загробного пространства его обратность было бы упрощением. Сама обратность (очень непоследовательно проведенная в обряде) может быть понята как простейшая, нагляднейшая иллюстрация «инакости».
Загробное пространство «иное», а не обратное, не перевертыш «этого»: оно не обладает протяженностью, постоянством масштабов и отношений, свойственных «этому», оно моментально, как формы, которые принимают «души». Эта абсурдность пространственных законов «иного» мира с точки зрения «здешнего» помогает понять сосуществование его взаимоисключающих представлений. Кроме зеркального представления двух пространств, обряд использует и другие принципы их противопоставления. Так, календарь мертвых может обгонять календарь живых (например, «Четверг страстной — старый Великдень», т. е. Пасха для умерших [Календарь 1894-1895, III, 264]; в церковь они ходят с пятницы на субботу[60]; календарные поминки справляются накануне праздников — это относится к осенне-зимним поминкам), но может и отставать от него (для весенне-летних поминок характерно запаздывание на неделю «Пасхи мертвых», «Троицы мертвых»; но Пасха также может называться «Троицей для мертвых»).
Кроме того, время мертвых может относиться ко времени живых В масштабе «день» = «год» — см. терминологию белорусских календарных поминок в течение года: вторник Фоминой недели — Снедане на радзицелях, Троицкая суббота — обед на радзицелях; поминки перед мясопустной неделей — палудзинъ на радзицелях; Дмитриевская суббота — вечеря на радзицелях [Демидович 1896,212]. Наш тезис о том, что обратность не является исчерпывающей характеристикой «иного мира», подтверждает и тот факт, что ходячую нечисть отличает не столько обратность, сколько «нецельность» ее облика: копыто вместо ноги, полосатые (волосатые) ноги летуна (влад., зап. автора).
г) Подбрасывание вверх в меньшей степени характерно для похорон. Здесь можно привести только ворошение и подбрасывание зерна три раза при выносе (закарп. [Богатырев 1971, 268]), подбрасывание тела ходячего покойника осовым колком (бреет. [Седакова 1983,254]).
д)Разбивание, разрывание (в противоположность разрезанию). Разрыванию взамен разрезания подвергаются на похоронах и поминках (в том числе календарных) хлеб и ткань. В обоих случаях можно видеть следствие общего запрета на железо для реалий погребального обряда (для гроба, для обуви). Ткань может не только разрываться, но и пережигаться огнем (при шитье савана, при делении полотна), что отражено в блг. прегорялка 'саван* (в отличие от русского, он одевается под одежду). Вероятно, польск. zglo 'саван' имеет то же происхождение, а не является, как обычно думают, реликтом древнейшего трупосожжения. Можно предположить, что за действиями разрывания стоит не только известное в славянской архаике избегание железа (железо в виде топора, колуна, вил, иглы и др. присутствует в погребальном обряде в сфере катартики и профилактики), но, как и за широко распространенным разбиванием горшков (на могиле, у порога, на дороге), — определенная мифологическая мотивировка: уподобление действию самой смерти (ср. поверья о том, что нечистики разрывают в клочки человека или сброшенную им одежду — полес., гом. [Седакова 1983,260]).
Обобщенная схема основных обрядовых актов (похороны, частные поминки, календарные поминки)
В таблицах 1, 2 суммирован состав действий погребального обряда и частных поминок (табл. 1) и календарных поминок (табл. 2). Это — схема-максимум обряда, не представленная реально ни в одном из локальных вариантов.
Во втором столбце таблиц приводится терминология этих актов. Бедность этой терминологии становится очевидной в сопоставлении с дробностью членения обряда.
Закрашенность последнего столбца означает отмеченность данного акта в большинстве известных нам описаний. Таким образом, по закрашенным клеткам можно представить схему-минимум обряда
В таблице 2 представлены два типа поминальных обрядов: домашние (приуроченные обыкновенно к зиме и осени) и весенне-летнее поминовение на кладбище. Действия кануна поминального дня (во многом общие для двух типов) приводятся в разделе А. Схема собственно поминального дня дана в двух вариантах: домашние поминки — в разделе В1, поминки на кладбище — В2.
Таблица 1.
Обобщенная схема погребального обряда (восточно- и южнославянский материал)
Обрядовые акты | Термины | Территориальное распространение | |
ПРИГОТОВЛЕНИЕ К СМЕРТИ (у стариков) | Глядéць ў дуб блр., по-глядáць до дому блр., собираться замуж блр. | ||
Приготовление одежды | |||
Заготовление гроба (или досок) | |||
Особые ритуалы с гробом: стоят перед ним без шапки; наполняют зерном и раздают его | |||
Отправление поминок по себе (подобные поминкам годовым, сороковым) | Помана с.-зап. Болгария | ||
ПОХОРОНЫ | Похороны рус, хаўтýры (хоўтýры) блр., комашня укр., правёж курск., хутить с.-рус, честить костр., ховать укр., поховаты блр., зéмлю пáрить смол. | ||
ДО МОМЕНТА КОНЧИНЫ | |||
Прощание умирающего с землей (вынос на поле, на двор) | |||
Прощание умирающего с соседями, близкими; прощение долгов | |||
Последняя исповедь, причащение умирающего, соборование. Гадание о конце при этом | соборование ц,-слав., «отправити» ц.-слав.вити полес., причащение ц.-слав. | ||
Профилактические действия семьи при исповеди (уход из дома, нож настоле) | |||
Омовение, обряжение | обрядить костр., срядить рус, сдóбить (здобить) новг., укутать влад., справить блр., вупурiдúти укр. явор., збор укр. снят., послúдний вирд укр. снят., купанэ укр. чернов. | ||
АГОНИЯ | конáть сев., брод полес., трудиться, трудная постель с.-рус, тóрги великие с.-рус, «душу урывáюць» полес., коробрéц ходит, ангел с чертом спорит полес., е на пътя блг., душа пътýва блг. | ||
Действия, призванные облегчить агонию | |||
Свеча влагается в руку умирающему и зажигается | громнúчная свеча, щастлива рука, грамнúца блр., четверговая свеча | ||
Вход для смерти: открытие двери, окон, печной заслонки | пропустить смерть костр. | ||
Переложение «конающего» на особое место (на пол), особая подстилка для умирающего, сено, веник и т. п. | трудная смерть | ||
Проделывание отверстий: в стене, в потолке, действия с крышей: снять тесину, вбить вилы, разобрать потолок, вбить в него кол | трудная смерть | ||
Накрыть умирающего: белым полотном, венчальной скатертью, пасхальной скатертью | |||
ПОСЛЕ КОНЧИНЫ | |||
Проверка «выхода души» (зеркало подносится ко рту) | |||
«Омовение души»: чашка с водой в головах покойного | душа купается костр. | ||
Особые действия с телом: прижигание, подпаливание | лекýване блг. | ||
Закрывание глаз: монеты на веки, тянуть за палец | вочи заслипúць блр. | ||
Оповещение смерти. Вывешивание снаружи дома особого знака траура | дать на позвýнное блр. (деньги на колокольный звон), йти за светом укр. (за свечами и кадилом в церковь), вестовые пешеходы рус. сев. (дети или родные, оповещающие село) | ||
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГРОБА И ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ | нову хату збудовати укр. | ||
Приглашение мастера (особые формулы) | мiру брать укр. | ||
Снятие мерки (ниткой, кием) | |||
Особый способ строгания: от себя; грубая, плохая работа | |||
Уничтожение щепок (или в другое время) | |||
Шитье савана, погребальной одежды | ушити на мéрца блр. | ||
Разрывание или пережигание ткани (запрет резать) | |||
Особый способ шитья: от себя, на живую нитку, 6ез узлов | |||
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОГИЛЫ | |||
Приглашение могильщиков | |||
Подготовка «грабарей»: вино и еда перед работой, опоясывание | |||
Подготовка земли перед рытьем: осыпание дерном, поливание вином, водой | |||
ОБРЯДОВЫЕ АКТЫ В ДОМЕ ДО ВЫНОСА ГРОБА | |||
Испечение хлеба (блинов) | хлеб на дорогу рус, пътнина блг. | ||
Помещение его на окно, на лавку, в гроб | |||
Омовение тела | |||
Уничтожение воды, мыла, горшка (или в другое время) | |||
Расплата с обмывальщиками | |||
Одевание умершего; завязывание всех узлов — или наоборот | |||
Перевязывание рук и ног покойного красными (белыми) нитками | |||
Внесение гроба в дом | |||
Кропление его святой водой, осыпание зерном | |||
Переложение покойного в гроб | |||
Расплата с переносившими | бере за головуукр. | ||
Помещение в гроб трав, вина, хлеба: обуви. платья: иглы и т.п. | утехи с забавушками с-рус | ||
Вбивание в гроб осинового колка: осыпание маком | |||
Обрядовые акты с местом, где лежал покойный (хлеб, топор и т. п. на место) | заховаць смерть блр. | ||
Запреты на работу для домашних, сугубый траур до погребения (запрет здороваться) | |||
Обереги для родных и скотины (не ходить босиком и т. п.) | |||
Приход гостей, обрядово оформленный. Особый вход в дом (со свечой, зерном и т. п.) Свободный доступ к телу | iти зi свичкоў укр. снят. | ||
Плач (продолжается все время до погребения днем: ночью можно только приговаривать; усиливается во время процессии; во время предания земле; затем прекращается). Возобновляется на 2,3-й день и особенно на поминках 40-го дня | учитывать полес, вопить с-рус, голосить с-рус причитать с-рус, выть с-рус, приказовать укр. гуц, тужить укр, причитать укр-, заводить укр | ||
БДЕНИЕ ПРИ ПОКОЙНОМ | ночевать брест, свитицца гом. | ||
Чтение Псалтыри, жжение свеч | отчитывать рус | ||
Беседа стариков; загадывание загадок | стерегти душу укр. подол, сокотити душу укр снят, посiжiнэ укр, посвiтiни укр, привiдi укр, мóвiти пáцip укр. | ||
Угощение «беседников» | |||
Игры молодежи при покойном | комашня укр., свiчiня укр, лубок укр. закарп.. забави укр. | ||
Насмешки над телом | жарты з трупом укр. явор. | ||
«Угощение» покойного (хлеб и соль у гроба на ночь) | |||
Вторая ночь бдения (подобно первой) | |||
Умывание тела каждым вечером | промывать глаза | ||
ДЕНЬ ПОГРЕБЕНИЯ | комашня укр. носов. | ||
Панихида с причтом | вынос с подъемом с-рус. | ||
Развязывание всех узлов на покойном | |||
Развязывание рук и ног; деление этих лоскутков | |||
Жертва через гроб. Осыпание гроба зерном | дáват дáрове пряз умрялото блг. | ||
Обход гроба (или под гробом) | проходить под гробом блр. | ||
Прощание родных с покойным | последнее целование рус. | ||
Касание ног, пяток | |||
Отворение всех окон, дверей, дома и хлева | |||
ВЫНОС ГРОБА | вынос рус. | ||
Особые действия родных при выносе (глядеть в окно, держать хлеб и т. п.) | |||
Родные не отдают гроба | |||
Стук (или 3 стука) гробом о порог | |||
Прощание с домом за умершего | |||
Панихида во дворе | править укр., панихида ц.-слав., погриб укр. | ||
Угощение после панихиды | горячие поминки укр., горячий стол казан. блр., горячий блр., горячка блр., жалóбный стол укр. | ||
Запирание дома | |||
Очищение дома | |||
Расплата с теми, кто мыл | |||
ПОГРЕБАЛЬНАЯ ПРОЦЕССИЯ | |||
Особый порядок следования участников | пóхiд укр., обпроважувáнэ укр. | ||
Особый транспорт | |||
Жертва первому встречному (хлеб, полотно, свечки, деньги) | перва встреча влад., подорожна влад., стрешник влад., первая стреча новг., помана укр. | ||
Жертва участникам | подавать через гробив лад. | ||
Жертва носильщикам, кучеру | |||
Обрядовые действия, связанные с дорогой | стелить поману укр. | ||
Остановки на пути процессии (возм. с уничтожением вещей покойного) | |||
Отпевание в церкви | отпевание црк. | ||
Посыпание гроба (груди покойного) землей | печатание киев., печатать гроб блр. | ||
Заколачивание гроба | |||
Уничтожение следа погребальной процессии | заливать след олон. | ||
Жертва через вырытую могилу (курица, деньги, баран) | дать за голову укр. за-карп. | ||
ПОГРЕБЕНИЕ | |||
Бросание монет (слезных платков) в могилу | для дидько укр., пiдмогорúчить стражу укр. место выкупить влад. «для перевоза», чтоб земля не билась в ним блг. «откупиться от грехов» | ||
Опущение гроба (на полотне, поясах, полотенцах) | |||
Бросание горсти земли (с формулой) | |||
Закапывание гроба | погребение рус, norpi6 укр. | ||
Вывешивание веревок (полотенец) на деревья | |||
Разбивание горшков на могиле | |||
«Припадание», «обмирание» плакальщиц | |||
Натирание груди землей, земля с собой | |||
Угощение на могиле (в келье при кладбище) | |||
Кормление птиц на могиле | птичье поминовение новг. | ||
Оставление обрядового транспорта на могиле (с переворачиванием) | |||
ВОЗВРАЩЕНИЕ С КЛАДБИЩА | |||
Возвращение с кладбища другой дорогой | |||
Возвращение через воду | |||
Переход через огонь, разожженный в воротах | |||
Особые действия с конем, везущим покойного; с телегой | |||
Очищение участников погребальной процессии (о печь, о хлеб, о камень, водой, могильной землей) «чтоб забыть», «чтоб не бояться», «чтоб душа чистой была» | погрибавники чистютци укр. | ||
ПОМИНКИ (ОБЕД ДОМА) | править стол блр., горячий стол., самар., горячина укр., задушне укр., помана укр., обiд укр., комашня укр. | ||
Молитва или ритуальные формулы перед трапезой. Молчание. | |||
Прибор для умершего за столом | |||
Обрядовое блюдо, открывающее трапезу, особый способ ее употребления (отлить на стол и т. п.) | блины (млины): канун, кóлыво, кутья (кутьця); сытá | ||
Потчевание умершего | |||
Большое количество вина | |||
Последнее блюдо; особые акты, связанные с ним (пение, молчание и т. п.) | каша-разгоняша; кисель; сыта | ||
Оговоренное число блюд (чет, нечет; 3:12 и т. п.) | |||
Уничтожение остатков поминальной трапезы | |||
Переход в другой дом (ближайших родственников) и трапеза там | душу водить полес. | ||
Приготовление на ночь постели для покойного в течение 3 или 40 дней | |||
2-й И 3-й ДЕНЬ ПОСЛЕ ПОГРЕБЕНИЯ | |||
Утреннее голошение на могиле | побужáць нябóщика блр. | ||
Плачи родных на могиле по утрам и вечерам в течение трех дней | проговорить зóрю калуж. | ||
Поливание могилы водой и вином на 2-й день | прьéлиф блг. | ||
Стирка вещей покойного на 3-й день | мертвому вочи промываць блр. | ||
ДЕЙСТВИЯ В ТЕЧЕНИЕ 40 ДНЕЙ | |||
Раздача жертв (хлеб, деньги, полотно) в течение 40 дней | тайная милостынька влад. | ||
Вывешивание полотенца, выставление хлеба, воды на окно (в покут) в течение 40 дней | |||
Сугубый траур в течение 40 дней в семье: запрет мыться, стричься и др. | жаль, жалóба, смутковати блр., жáлене, т´ьжене блг. | ||
Раздача полотен и др. знаков траура исполнителям обряда | пътнина блг. | ||
Поминальная трапеза в 3-й день | третины блр. рус, блг. опалване блг. | ||
Поминальная трапеза в 9-й день | девятины блр., рус помана блг.__ | ||
Поминальная трапеза в 20-й день | полусороквины | ||
СОРОКОВОЙ ДЕНЬ | отпустить покойника олон., отпускать душонку влад., останьё блр. минск., навьи проводы орл., стол, отправа столов блр., сорочины рус, шестины блр., представление црк., обiд укр., равнене гроба блг. | ||
Приготовление бани и постели с вечера | лазнё с.-рус. | ||
«Приглашение» покойного на обед | |||
Двойная трапеза | |||
Общая трапеза в честь покойного | |||
Мистерия с «заместителем» умершего: приходит с кладбища, сидит за столом, рассказывает «новости» | |||
«Проводы души» до крыльца (ворот, погоста) с плачем | провожать душу сарат., проводы душки влал. | ||
Уничтожение остатков поминальной еды | |||
Оформление могилы (временное) | прикладзúны, прúклад блр. | ||
ДЕЙСТВИЯ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА | |||
Годовой траур семьи: исключается красное из одежды; вдова (вдовец) не вступает в брак; дети также; не колядуют в доме; не танцуют, не поют | жаль сев., жалоба блр. | ||
Годовые поминки, справляемые подобно 40-му дню | приклад блр, прикладины блр, угодки блр., рик-обiд укр. | ||
Окончательное оформление могилы (водружение креста, надгробий разных видов, положение колоды) | |||
ДЕЙСТВИЯ ЧЕРЕЗ 3 (5,7) ЛЕТ | |||
Раскапывание могилы | разкопаване, розкопальки блг., двоуструко сах-раньиванье серб | ||
Перемывание костей водой (вином) с гаданием о «праведности» умершего | розбуд блг. | ||
Заворачивание костей в полотно | |||
Панихида над костями | |||
Помещение костей в «костницу» |
Таблица 2.
Схема восточнославянского поминального обряда. Общие (календарные) поминки
Чле-нение обряда | Акт обряда | Термины | Территориальное распространение |
А | КАНУН ПОМИНАЛЬНОГО ДНЯ | баб´ы блр. могил., полес, том., бабý (дед) блг. | |
Приготовления в бане, дойная баня (первая — для «предков») | лази´я блр. | ||
Мытье дома (потолка, стен и т. п.) | лази´я блр. | ||
Приготовление с вечера постели для «души» | |||
Закалывание скота | завúченные с.-рус. | ||
Накрытый на ночь стол | |||
В1 | ДЕНЬ ПОМИНОК (ДОМА) | ||
Приготовление с утра поминальных кушаний | |||
Пост семьи (члена семьи) до обеда | |||
Приглашение «душечек» (с погоста, с крыльца) | |||
Трапеза с «душечками» | |||
Инсценированное общение с покойными; гадание о их присутствии | |||
Проводы души (через окно по полотенцу, всеми пирующими до ворот) | проводы душек калуж., олон. | ||
Продолжение трапезы с усиленным оргиастическим моментом | |||
Церковная панихида по «помным и непомным» | |||
Уничтожение остатков «обеда» | |||
В2 | ДЕНЬ ПОМИНОК (НА МОГИЛЕ) | ||
Инсценированная «баня» на могиле | опахивать могилу блр., парить стариков блр. | ||
Разведение костров на могиле | |||
Зажигание свеч | |||
Кормление могилы | |||
Угощение на кладбище | |||
Раздача милостыни на кладбище | |||
Драки, игры, пьянство | |||
Обливание водой (киселем) | Киселёв день новг. | ||
Диалог с покойными (причеты, жалобы, исповедь на могиле) | |||
Праздность, запрет на определенные виды работ в поминальные дни | |||
Закидывание могил ветками, камнями; украшение надгробий полотенцами, фартуками | приклад блр., прикладзины блр. |
Комментарий к таблицам. Вариации обряда
Локальные варианты
Выше мы попытались связать варьирование действий и предписаний обряда с доминированием той или иной его функции. Конечно, не все вариации и замещения в обрядовой схеме могут быть так просто объяснены. Если распределить обрядовые акты по тематическим группам, окажется, что степень вариативности в каждой из них разная.
Акты обрядового труда (таблица 1, № 21—34). Здесь варьируются только типы действий (замыкание, размыкание), присутствие же самих актов обязательно во всех вариантах.
Катартические (очистительные) акты (таблица 1, № 23,32,58,70,82, 96-99,107,127). Число их значительно варьируется. Катартические акты непременно совершаются над лавкой, домом, участниками шествия. Относительно дороги и поминальной еды очищение не обязательно во всех вариантах. Известен, например, запрет мыть дом в течение трех дней по погребении: «смоешь другого» (пинеж. [Симина 1981,110]).
Профилактические акты (в отличие от предыдущей группы, здесь имеются в виду активные, наступательные действия). Здесь вариативность самая большая. В болгарских и некоторых украинских традициях каждый покойник хоронится как «нечистый» для великорусского обряда (таблица 1,№ 17,41). К этой группе примыкают смеховые элементы обряда (таблица 1, Me 50,51), характерные для украинско-карпатского ареала. К ним относятся не внесенные в схему срамные голосiння и смех во время причитания: «Те шо найгiрше приказуют над тiлом, нараз и зарегочют си на цiлий рот, ек хтос из мушин учне доброго фiгля. Нараз з велiкого жэлю перемiнюе си у велику радiсть» (гуц. [Свенцицкий 1912,27])[61]. К профилактическим актам относятся не отмеченные в схеме (поскольку они не являются частью «нормального» обряда) «вторые похороны» «ходячих» мертвецов: разрывание их могил, проверка тела, порча его, вбивание кола, осыпание (маком, льном) могилы и дороги. «Вторые похороны» совершаются в случае засухи с утопленниками, с опойцами и др. Но это отдельный обряд, требующий специального рассмотрения.
Жертвы, гиластические акты. Они везде представлены широко, но богаче всего — в севернорусской традиции, где в «жертву» душе входит не только «угощение», но и баня, и приготовление постели перед поминками.
Особенно многочисленны жертвы разного рода на похоронах детей, девушек, холостых (раздача приданого). Элементы «свадьбы в похоронах» представлены разной степенью полноты в локальных традициях: общими моментами являются раздача приданого и особые носильщики гроба — «дружки». Некоторые варианты имитируют свадьбу очень полно: вплоть до обмена венчальным перстнем с живым, свадебного шествия вместо погребального, венчального деревца перед процессией. Эта имитация отражена в заимствовании терминологии участников из свадебного обряда; укр. карп, дружби (носильщики гроба девушки), полес. книгиня (умершая девушка) и т. п. Связь похорон со свадьбой вообще много шире, чем включение фрагментов свадебной реальности в похоронную для незамужних (неженатых). Нам не раз приходилось указывать на черты типологического родства двух обрядов (см. также ниже, главу 3). Метафора смерть - свадьба относится к содержательному уровню обряда, перекликаясь с фольклорными мотивами (см.: [Соколова 1977]) и отражаясь в терминологических фразеологизмах типа полес. замуж собирацца (о древней старухе). Независимо от семейного состояния умершего, в любом похоронном обряде участвуют реалии свадьбы: венчальная свеча (ее зажигают при кончине, как и страстную, четверговую), венчальная скатерть (как и пасхальной, ею накрывают в случае трудной смерти), венчальный наряд (кладется в гроб каждой женщине).