Древнеиндийская (ведийская) мифологическая система
План занятия:
- Космогоническая модель мира: основные сюжеты и их варианты.
- Типология персонажей: выделение иерархической структуры, роли и функции персонажей.
- Своеобразие хронотопа мифологической системы. Структура времени и пространства.
- Специфика ведийской поэзии.
Задание:
Необходимо изучить литературу и подобрать примеры по вопросам плана занятия.
Источники:
Пересказы по списку для чтения и конспектирования.
Да услышат меня земля и небо. Из ведийской поэзии. М., 1984, С.31-128.
Литература:
Мифы народов мира. Статьи: Ведийская мифология. А также статьи, посвящённые персонажам ведийской мифосистемы (Варуна, Индра, Пуруши и т.д.).
Поэзия и проза Древнего Востока. М.,1973.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М., 1980.
Кейлер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М.,1986. С.28-37.
Практическое занятие №4-5 (4 часа).
Германо-скандинавская и славянская мифологические системы
(типологический анализ)
План занятия:
- Космогоническая и эсхатологическая модель мира. Система бинарных оппозиций.
- Пантеон богов и их функции.
- Древо мира: горизонтальная и вертикальная проекция.
- Германо-скандинавский героический эпос: проблема соотношения мифа и эпоса. Трансформация мифа в фольклор в славянской культуре.
Задание:
Самостоятельно подобрать (обязательно представить список и конспекты) и изучить литературу к практическому занятию (помимо статей в МНМ). Использовать методы сравнительной мифологии и типологического анализа при ответах на вопросы плана занятия.
Источники:
Пересказы по списку для чтения и конспектирования.
Практическое занятие №6.
Современное мифотворчество: мифологическая интерпретация советского
образа мира 20-40-х гг. ХХ века (официальная советская версия того времени)
План занятия:
- Персонажи.
- Космогония.
- Хронотоп.
- Логика мифологического мышления.
Задание: Проведите систематизацию советских реалий 20-40-х гг. по общей логике строения мифосистем и теорий мифомышления. Подберите примеры из жизни и искусства. Постарайтесь учесть, что вам нужно излагать не собственное мнение, а воссоздать официальную советскую версию того времени.
Источники: знания о культуре советской эпохи. Возможно использовать тексты из списка мифов ХХ века.
Литература:
Ермолин Е.А. Материализация призрака. Ярославль, 1996.
Кассирер Э. Техника политических мифов //Октябрь. 1993. №7. С.153-164.
Почепцов Г. Тоталитарный человек. Очерк тоталитарного символизма и мифологии. Киев, 1994.
Дополнительная литература:
Барт Р. Мифологии. М.,1996.
Гуревич П. Мифология наших дней //Свободная мысль. 1992. №11.
Полосин В.С. Миф. Религия. Государство. Исследование политической мифологии. М.,1999.
Юнг К.Г. О современных мифах. М.,1994.
Практическое занятие №7-8.
Библия. Новый завет.
План занятия:
- Кто такой Иисус Христос? ( Лк. 3.22, 9.35, 18.35-42; Ио. 14.8-9, 19.34).
- Зачем Он пришёл? (Лк. 15.4-7, 19.1-10; Мф. 5.17).
- Искушения Христа (Мф. 4.1-11; Лк. 4.1-14).
- Суд над Иисусом: сговор (Ио. 11.47-53), суд синедриона (Мф. 26.57-66; Лк. 22.66-71), суд Пилата (Ио. 18-19; Лк. 23.1-25). Логика синедриона, Пилата, Иисуса. Саддукеи, фарисеи и римляне в судебном процессе, их роль.
- Динарий кесаря (Мф. 22.15).
- Богатый юноша (Мф. 19.16-30).
- Почему Иисус умер? Как и зачем воскрес?
- Каковы условия спасения? (Мф. 5-7; Лк. 6.20-49).
Задание:
Прочитать Евангелие от Луки целиком. Изучить текст Нового Завета (Евангелия от Матфея и Иоанна) в соответствии с вопросами плана. Дать объяснение происходящего, вскрыть логику событий, поступков и фраз.
Источник:
Новый завет. Евангелия от Матфея (Мф.), Луки (Лк.), Иоанна (Ио.).
Литература:
Толковая Библия. Том III.
Аверинцев С.С. Иисус Христос //Мифы народов мира. Т.1.
Мень А. Сын Человеческий. М.,1991.
Г.Чистяков. Над строками Нового Завета. М.,2000.
Дополнительная литература:
А.Дидон. Иисус Христос. М. (любое издание).
Э.Ренан. Жизнь Иисуса. Апостолы. М. (любое издание).
Д. Штраус. Жизнь Иисуса. М.,1992.
З.Косидовский. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М. (любое издание).
Честертон Г. Вечный человек. М.,1991; СПб., 2000
Браунригг Р. Кто есть кто в Новом Завете. М.,1998
Гладков Б. Толкование Евангелия. СПб.,1907; М.,1991
Практическое занятие № 9