Раздел: ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Раздел: ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ.

Задача № 1.

При электрическом раздражении седалищного нерва лягушки находят минимальную силу раздражения, вызывающую сокращение иннервируемой мышцы. Если же раздражающие электроды наложить прямо на мышцу этого же нервно-мышечного препарата и подать со стимулятора такую же силу раздражения, которая только что при раздражении нерва вызывала ответ, сокращения мышцы не будет. Почему?

Вопросы:

1. Что такое возбудимость?

2. Что такое возбудимая ткань?

3. Что такое порог раздражения?

4. Что такое «прямое раздражение»?

5. Что такое «непрямое» раздражение?

Ответы:

1. Способность специализированных (возбудимых) тканей в ответ на действие раздражителя приходить в состояние возбуждения.

2. Ткань, отвечающая на действие раздражителя специализированной реакцией—возбуждением.

3. Наименьшая сила раздражителя, необходимая и достаточная для вызова возбуждения.

4. Прямым раздражением называют раздражение, действие которого направлено непосредственно на мышцу.

5. Непрямым раздражением называется раздражение, которое действует опосредованно через нерв.

Задача № 2.

При раздражении скелетной мышцы раздражителем нарастающей силы наблюдается постепенное увеличение амплитуды сокращений скелетной мышцы до достижения максимальных значений, при раздражении же сердечной мышцы пороговое раздражение сразу же вызывает максимальную реакцию. Почему?

Вопросы:

1. Как формулируется закон Силы?

2. Что такое закон «все или ничего»?

3. Почему скелетная мышца подчиняется закону Силы?

4. Почему сердечная мышца подчиняется закону «всё или ничего»?

5. Когда на сердце можно наносить раздражения нарастающей силы от стимулятора, ведь изолированное сердце обладает автоматией и сокращается с частотой 60-80 в минуту?

Ответы:

1. С увеличением силы раздражителя наблюдается постепенное увеличение амплитуды сокращений скелетной мышцы до достижения максимума.

2. Это закон, согласно которому пороговая сила раздражителя сразу же вызывает максимальную реакцию («всё»), а подпороговые значения раздражителя остаются без ответа («ничего»).

3. Скелетная мышца состоит из волокон различной возбудимости, имеющих разный порог раздражения.

4. Сердечная мышца представляет собой « функциональный синцитий».

5. После наложения I лигатуры Станниуса, во время преавтоматической паузы.

Задача № 3.

В 1840 году Маттеучи показал, что тетаническое непрямое раздражение одного нервно—мышечного препарата лягушки вызывает тетаническое сокращение мышцы второго нервно-мышечного препарата, если нерв второго препарата набросить на сокращающуюся мышцу первого. Почему?

Вопросы:

1. Что такое мембранный потенциал?

2. Что такое потенциал действия?

3. Дать представление о локальном и распространяющемся возбуждениях, их биоэлектрическом проявлении?

4. Как изменяется возбудимость в различные фазы одиночного цикла возбуждения?

5. Что такое тетанус?

Ответы:

1. Мембранный потенциал покоя—разность потенциалов между внутренней и внешней поверхностями наружной мембраны клетки, находящиеся в состоянии покоя.

2. Колебание мембранного потенциала, возникающее в ответ на действие раздражителя пороговой или сверхпороговой силы.

3. Под влиянием раздражителя подпороговой силы изменения мембранного потенциала имеют местный (локальный) характер. При действии раздражителя пороговой силы и уменьшении мембранного потенциала до критического уровня деполяризации возникает распространяющийся потенциал действия.

4. В период развития препотенциала возбудимость повышается ( фазы первичной экзальтации или латентного дополнения), в период развития спайкового потенциала наблюдается абсолютная невозбудимость (фаза абсолютной рефрактерности), в период уменьшения спайкового потенциала возбудимость постепенно восстанавливается ( фаза относительной рефрактерности) и периоду отрицательного следового потенциала соответствует фаза вторичной экзальтации. В период развития положительного следового потенциала возбудимость ткани понижается—фаза вторичной рефрактерности.

5. Сокращение, возникающее в ответ на многократное действие раздражителя

Задача № 4.

Эрлангер и Гассер в 1937 году при раздражении целого нервного ствола обнаружили, что при увеличении расстояния между раздражающими и отводящими электродами суммарный потенциал действия начинает расчленяться на несколько отдельных колебаний, которые становятся наиболее выраженными при удалении отводящих электродов на 10-15 см от места раздражения. В чем причина расчленения суммарного потенциала действия целого нервного ствола на компоненты.

Вопросы:

1. Какие виды нервных волокон вам известны?

2. В соответствии с какими законами проводится возбуждение по нервным волокнам?

3. Как распространяется возбуждение по безмиелиновым волокнам?

4. Как распространяется возбуждение по миелиновым волокнам?

5. Какие типы нервных волокон известны?

Ответы:

1. Нервное волокно—отросток нервной клетки по морфологическому принципу делятся ни миелиновые (покрытые миелиновой оболочкой) и безмиелиновые. В состав нерва входят миелиновые и безмиелиновые волокна.

2. Возбуждение по нервному волокну распространяется в обе стороны от места его возникновения (закон двустороннего проведения возбуждения), проведение возбуждения по нервному волокну возможно лишь в случае сохранения его физиологической и анатомической целостности, в составе нерва возбуждение по нервным волокнам распространяется изолированно, то есть не переходя с одного волокна на другое.

3. Последовательно или непрерывно, местные электрические токи между возбужденным участком и невозбужденным вызывают деполяризацию мембраны до критического уровня деполяризации с последующей генерализацией потенциала действия.

4. Сальвоторно или прерывисто, местные электрические токи возникают между соседними перехватами Ранвье, возбуждение как бы «перепрыгивает» от одного перехвата Ранвье к другому.

5. Нервные волокна по их диаметру и скорости проведения возбуждения принято подразделять на три типа: A, В, С. Волокна типа А делятся на подтипы: А-альфа, А-бета, А-гамма, А-дельта.

Раздел: ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Задача № 1.

В неврологическое отделение больницы доставлен мужчина с травмой позвоночника. Врач установил у него исчезновение коленного, ахиллова и подошвенного рефлексов.

Вопросы:

1. Какие отделы спинного мозга подверглись травме?

2. Вспомнив классификацию рефлексов, ответьте: какими, с разных точек зрения, являются перечисленные выше рефлексы.

3. Сохранится ли болевая чувствительность в нижних конечностях после такой травмы?

4. Сохранится ли способность к произвольным движениям нижних конечностей после такой травмы?

5. Какое клиническое значение имеет определение данных рефлексов?

Ответы:

1. Коленный рефлекс - L –III, ахиллов – S-I, подошвенный – L-III – S-I.

2. Коленный, ахиллов – моносинаптические, соматические, сухожильные; подошвенный – полисинаптический, соматический, кожный.

3. Не сохранится.

4. Не сохранится.

5. Определение функциональной целостности спинного мозга.

Задача № 2.

На уроке в первом классе изучение нового материала давалось в игровой форме. Все дети были включены в игру и принимали в ней активное участие. Когда в коридоре возник шум, никто из детей не прореагировал.

Вопросы:

1. Какой принцип координационной деятельности ЦНС отражает эта ситуация?

2. Что характерно для деятельности ЦНС согласно этому принципу?

3. Какими свойствами обладает доминантный очаг?

4. Каков физиологический смысл данного принципа?

5. Какие еще принципы координационной деятельности ЦНС вы знаете?

Ответы:

1. Принцип доминанты.

2. Наличие доминантных очагов возбуждения, которые определяют направленность и характер функций организма в данный период времени.

3. Повышенная возбудимость, стойкость, способность к суммации возбуждений, способность тормозить возбуждение в субдоминантных нервных центрах.

4. Позволяет организму сосредоточиться на выполнении жизненно важной функции.

5. Переключения, реципрокности, облегчения, окклюзии, обратной связи, проторения пути, общего конечного пути.

Задача № 6.

В одном из рассказов Д. Лондона герой решает отравить своего знакомого стрихнином. В результате погибают оба после возникновения генерализованных судорог. Известно, что стрихнин блокирует тормозные синапсы в ЦНС.

Вопросы:

1. Какой вид центрального торможения выключается при действии стрихнина?

2. Что лежит в основе некоординированной реакции на раздражение при действии стрихнина?

3. Какие еще виды центрального торможения по признаку нейрональной организации, кроме латерального, вы знаете?

4. Что такое торможение?

5. Каковы функции торможения?

Ответы:

1. Латеральное.

2. Диффузная иррадиация возбуждения при выключении латерального торможения.

3. Поступательное, возвратное, реципрокное.

4. Активный биологический процесс, направленный на ослабление, прекращение или предотвращение возникновения процесса возбуждения.

5. Координирующая и охранительная.

Задача № 7.

Проверка у больного коленного рефлекса выявила слабое напряжение бедренной мышцы. Повторное исследование с применением приема отвлечения обследованного (сцепление-расцепление пальцев рук) выявило не только напряжение бедренной мышцы, но и разгибание голени.

Вопросы:

1. Укажите причину слабой выраженности рефлекса при первом исследовании.

2. Какова причина использования приема сцепления-расцепления пальцев рук обследуемого при проверке коленного рефлекса?

3. Опишите правильное положение больного при исследовании коленного рефлекса.

4. Каково физиологическое значение сухожильных рефлексов?

5. Где находится сенсорный нейрон рефлекторной дуги данного рефлекса?

Ответы:

1. Повышенная активность дополнительных тормозных входов.

2. Оценка характера и качества нисходящих влияний в ЦНС.

3. Сидя на стуле, положив ногу на ногу.

4. Они являются одним из механизмов регуляции и поддержания тонуса мышц.

5. В спинальном ганглии.

Задача № 9.

У животного провели перерезку между продолговатым и средним мозгом.

Вопросы:

1. Что произойдет с тонусом животного?

2. Как называется такой вид тонуса?

3. Объясните причину его возникновения.

4. Какова роль красных ядер в регуляции мышечного тонуса?

5. Какие еще виды тонуса вы знаете?

Ответы:

1. Резкое разгибание конечностей и шеи, туловище выгнется дугой.

2. Контрактильный.

3. Разобщение красных ядер и ядер Дейтерса.

4. Тормозное действие на ядра Дейтерса, повышение тонуса мышц-сгибателей.

5. Спинальный, корковый, пластический

Задача № 11.

При возникновении экстремальной ситуации на флоте звучит команда «свистать всех наверх!», что требует боевой готовности.

Вопросы:

1. При возбуждении какого отдела автономной нервной системы возникает состояние, аналогичное тому, которое требует эта команда?

2. В чем заключается состояние «боевой готовности» при возбуждении симпатического отдела автономной нервной системы?

3. Где находятся центры симпатической нервной системы?

4. Какие еще отделы, кроме симпатического выделяют в автономной нервной системе?

5. Имеется ли связь между автономной и соматической нервной системой?

Ответы:

1. Симпатического.

2. В общей мобилизации ресурсов организма.

3. В спинном мозге.

4. Парасимпатический, метасимпатический.

5. Да, они функционируют содружественно.

Задача № 12.

Участок кишки лягушки, помещенный в чашку Петри с раствором Рингера, продолжает сокращаться.

Вопросы:

1. Чем объясняется такая функциональная автоматия?

2. Что включает в себя понятие метасимпатическая нервная система?

3. Что является морфологической основой процессов, реализуемых с помощью метасимпатической нервной системы?

4. Какова роль экстраорганных влияний (симпатических и парасимпатических) на метасимпатическую нервную систему?

5. Перечислите признаки метасимпатического отдела, отличающие его от других отделов автономной нервной системы.

Ответы:

1. Наличием в стенке кишечника ганглиев метасимпатической нервной системы.

2. Комплекс полых висцеральных органов, обладающих автоматией.

3. тетрада - афферентный, вставочный, эфферентный нейроны, осциллятор, располагающиеся в стенке органа.

4. Модулирующая.

5. Иннервирует внутренние органы, обладающие автоматией; не имеет выхода в ЦНС; имеет собственное сенсорное звено; имеет собственное медиаторное звено; обладает большей независимостью от ЦНС, чем симпатический и парасимпатический отделы.

Задача № 14.

При поперечной перерезке ствола мозга у экспериментального жи­вотного наблюдается состояние децеребрационной ригидности.

Вопросы:

1. В чем это состояние проявляется?

2. Между какими структурами нужно сделать перерезку для по­лучения указанного состояния?

3. Какие механизмы лежат в основе децеребрационной ригидно­сти?

4. На каком уровне целесообразно проводить перерезку спинного мозга в хроническом эксперименте на "спинальном" животном?

5. Чем определяется эта целесообразность исследования спинного мозга на «спинальном животном»?

Ответы:

1. Состояние децеребрационной ригидности проявляется повы­шением тонуса мышц-разгибателей туловища и конечностей.

2. Состояние децеребрационной ригидности достигается попереч­ным разрезом мозга ниже красных ядер.

3. Перерезка приводит к устранению тормозного влияния красных ядер на сегментарный аппарат спинного мозга.

4. На уровне ниже 5-го шейного сегмента спинного мозга. Известно, что на уровне 2 - 4 шейных сегментов расположены мотонейроны, иннервирующие диафрагму – главную дыхательную мышцу.

5. Сохранение связи этих мотонейронов с дыхательным центром продолговатого мозга обеспечит возможность самостоятельного дыхания животного, что важно при проведении хронического эксперимента

Задача № 15.

После отборочного тура к международному конкурсу бальных тан­цев были допущены стажеры и танцевальные пары, имевшие опыт выступления на престижных конкурсах. Перед выступлением в обе­их группах возрос уровень адреналина, у некоторых из стажеров в 10 раз.

Вопросы:

1. Какое физиологическое и метаболическое действие оказывает адреналин на органы-мишени?

2. Как изменяется уровень глюкозы в крови при повышении кон­центрации адреналина в крови?

3. Какой процесс протекает в печени при действии адреналина?

4. Как происходит обеспечение энергией сердечной мышцы при сильном эмоциональном стрессе?

5. Как влияет адреналин на сосуды?

Ответы:

1. Энергомобилизирующее, адаптационно-трофическое. Стимули­рует гликолиз, липолиз, вызывает перераспределение кровотока к скелетной мускулатуре, активирует дыхание.

2. Повышается.

3. Распад гликогена, высвобождение глюкозы из печени в кровь.

4. За счет запасов гликогена в миокарде, высвобождения глюкозы при его распаде под влиянием адреналина через возбуждение бета1 - адренорецепторов миокарда.

5. Адреналин вызывает сужение большинства сосудов, усиливает сокращения сердца, повышает артериальное давление. На частоту сердцебиений адреналин оказывает прямое стимулирующее и рефлекторное тормозящее влияние (из-за повышения артериального давления). В результате сердечная деятельность может замедляться.

Наши рекомендации