Аспектирование и атрибутирование
Произведенное нами различие аспектов и атрибутов в метасемиозисе ТВ было сделано с точки зрения дирекционально-позиционно-структурных установлений. Мы выразили их различие как контрафлексивное: аспекты суть (сопоставленные атрибутам) структурные элементы актуальности, атрибуты суть (сопоставленные аспектам) структурные элементы виртуальности. Однако за атрибутированием и аспектированием стоят две совершенно разные традиции: аспектирование связано с онтологической позицией истолкования, а атрибутирование связано с онтологической позицией конструирования.
Однако там, где мы теряем границы вещи или где «исчезают» вещи как таковые — в микромире («атом»), в макромире («галактика»), в сложных искусственных объектах («машина», «страна») — там обнаруживает себя совершенно иной подход к пониманию структуры. Там мы обнаруживаем особые представления о структурной связности (теория паттернов), о структурной дирекциональности (теория графов, теория категорий) и о структурном подобии (теория фракталов), то есть инаковость «структурного видения».
Если бросить общий взгляд на эти четыре теории, то мы увидим, что теория паттернов пытается интерпретировать структурные связи как объекты разного структурного уровня, теория фракталов пытается интерпретировать пространственные в геометрии и непространственные представления подобия в алгебре и стохастике через объекты, а теории графов и категорий пытаются интерпретировать заданные объекты через системы отношений между ними и сами направленные отношения. Тем самым на фундаментальном уровне в математических представлениях существующие теории уже вплотную подходят к поиску фундаментальных оснований структурного конструирования.
Конструирование не является специфической инновацией ТВ самой по себе. СМД-методология описывает конструирование как конструирование объекта: мы кладем некоторое пустое пространство для содержания и начинаем вводить его рамки — объемлющую и предельную онтологию. Причем эти рамки суть проекции объектностей более высокого порядка. В ТВ мы онтологически меняем подход — мы аспектируем и атрибутируем «задолго» до объектного структурирования реальности, то есть мы конструируем на дообъектном уровне. Таким образом инновацией в ТВ является то, что аспектирование-атрибутирование происходит на онтологическом дообъектном уровне: как в позиции конструирования, так и в позиции конструктивного истолкования.
Аспектирование суть дообъектное структурирование из позиции истолкования. Атрибутирование суть дообъектное структурирование из позиции конструирования. Атрибутирование-аспектирование суть структурирование из контрафлексивно связанных позиций: конструирования в виртуальности и конструктивного истолкования в актуальности. Совокупность аспектов через посредство их виртуального контрафлексивного объединения порождает виртуальный объект. От виртуального объекта отвлекаются атрибуты, которые контрафлексивно сопоставляются аспектам, а виртуальный объект контрафлексивно порождает актуальный объект.
Аспектирование-атрибутирование позволяет нам приблизиться к полевому пониманию структурного различия. Для этого мы должны выйти за пределы пространственно-временных форм восприятия и предположить структурную произвольность аспектирования-атрибутирования.
В аспектировании-атрибутировании мы устанавливаем структурную дирекцию — направленность в некоторую произвольно выбранную часть структуры, где произвольным является не только позиция уровня в размерности структуры, но произвольным также является объединение между различными уровнями структуры в измерении разноструктурных элементов. Эти произвольные структурные связи в позиции конструирования допустимы к произвольному объединению в нечеткие, незавершенные виртуальные совокупности, которые в позиции истолкования будут противостоять четким и/или завершенным актуальным совокупностям. Это собственно и есть онтологическая суть аспектирования и атрибутирования.
Нам важно это понять, поскольку далее в технологических процессах апперцепции мы будем мыслить уже на онтическом уровне понимания, где будут условно положены пространственно-временны́е отношения, условные последовательно-связные различия и условная целостность — условные в том смысле, что мы будем показывать, как это преодолевается в ходе самой апперцепции. Однако онтологическое содержание аспектирования-атрибутирования мы видим именно в преодолении структурного предстояния как произвольность: внепространственность-вневременность, связно-непоследовательное различие и нецелостность. Далее в технологических процессах апперцепции мы покажем внутреннюю морфологию или организованность материала (структур) шаг за шагом. Сейчас же мы должны произвести очень важное контрафлексивное сопоставление аспектирования и атрибутирования.
Аспектирование связано со структурированием в пространственно-временно́й, последовательно-связной, целостно-вещной реальности. Переход из актуальности в виртуальность означает выпадение из структурного предстояния актуальности в произвольное «структурное видение» виртуальности. Так аспекты контрафлексивно становятся атрибутами, «освобождаясь» от «оков» структурного предстояния актуальности. Атрибутирование суть произвольное комбинирование аспектов в виртуальности как структур не связанных ни пространственно-временно́й, ни последовательно-связной, ни целостностной зависимостью. Различие аспектирования и атрибутирования не предполагает наличия сознания в этом процессе — такое различие происходит везде в мире, где есть процессы структурных изменений. Актуальные аспекты структуры преобразуются, изменяются, усложняются только как виртуальные атрибуты, вне пространства-времени, вне последовательной связности структуры, вне целостностей.
Атрибутирование-аспектирование происходит из позиции конструктивного истолкования через виртуально-актуальное различие как онтологически, так и онтически — в процессе апперцепции. Описанные шаги процессов апперцепции происходят контрафлексивно — как сопоставленные в структурном нормировании. Мы аспектируем в устойчивой структуре через выделение подобия-неподобия в истолковании. Затем мы переходим к конструированию и позиционно выделяем виртуальную (изменчивую) структуру, в которой осуществляем атрибутирование для некоторых нечетких целостностей, где мы не можем провести границу, но где мы можем задать принцип структуры. При переходе из актуальности в виртуальность, то есть из позиции истолкования к конструированию, мы осуществляем контрафлексивный перевод аспектов в атрибуты так, что мы говорим об аспектно-атрибутивной паре. Однако эта аспектно-атрибутивная пара является суть только контрафлексивно различенной, то есть аспект есть тот же атрибут, но в позиции истолкования актуальности, а атрибут есть тот же аспект, но в позиции конструирования виртуальности.
Так мы взаимно нормируем структурное различие из двух разных, но релевантно споставляемых позиций — истолкования актуальности и конструирования виртуальности, сопоставляя их в дальнейшем через дирекциональное реферирование. Таким образом, мы предполагаем, что релевантность и референтность должна быть теоретически осмыслена в теории паттернов. Более того, само объективное нормирование структуры должно быть задано как позиционно различное: из позиций конструирования и из позиции истолкования.
Так отказываясь от нормирования сущего через «системы», отказываясь от нормирования сущего через «объекты», мы идем к истокам структурного различия, совершенствуя способ мышления до контрафлексивного как в то же время и способ развития теории паттернов. Таким образом, мы должны подвергнуть пересмотру собственно саму апперцепцию объектов.