От составителя
Второй раздел сборника рабочих программ по русскому языку для 5-11 классов средней (полной) школы (базовый уровень) отведен для 10 и 11 класса. Он представляет собо> общую для этих двух классов пояснительную записку, тематическое планирование, конспекты уроков и контрольно-измерительные материалы по каждому классу. В связи с тем что ни одна из действующих программ по русскому языку в 10-11-х класса» (А. И. Власенкова; А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой; Н. Г. Гольцовой) не обеспечивает реализацию Федерального компонента государственного стандарта общего образования достаточно полно, при составлении рабочей программы для 10 класса мы опирались на содержание, предъявленное в Примерной программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), при составлении рабочей программы для 11 класса сопоставляли содержание авторской программы «Программа по русскому языю для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений» (автор программы А.И.Власенков с Примерной программой и вносили в авторскую программу необходимые для изучений дидактические единицы.
Содержание курса русского языка средней (полной) школы (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентирь старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Особенностью курса для 10-11-х классов является его направленность на усвоение элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка.
Основное внимание в старшей школе уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Центральным разделом лингвистики становится культура речи, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями и* употребления.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассники получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебны» умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих результативное общение.
Основные идеи Госстандарта, Примерной программы и их содержание нельзя реализовать только одним учебником, организующим процесс обучения. Необходимо обеспечит» изучение русского языка в 10-11-х классах всеми существующими на сегодняшний день учебниками (ведущим может быть один, обеспечивающий ту авторскую программу, которую выберет учитель в качестве основной), различными пособиями, позволяющими учителю получить информацию, которой не достает в учебниках, справочниками и словарями, рабочими тетрадями, раздаточным и дидактическим материалом. В связи с этим в рабочей программе приводятся задания из нескольких учебников по русскому языку: Бабайцевой В. В-, Власенкова А. И., Дейкиной А. Д. и Пахновой Т. М.
На уроках русского языка в 10-11-х классах возможны разные формы и виды контроля знаний, умений и навыков (практическая и лабораторная работа, диктант с языковым анализом текста, осложненное списывание с творческим заданием, лингвистический анализ тек-
ста, тест, дифференцированный зачет, изложение с творческим заданием, сочинение по исходному тексту и др.)
Учителю следует понимать, что лабораторная работа отличается от практической тем, что в большей мере нацелена на проверку умений самостоятельно приобретать научную информацию; такая форма работы, как осложненное списывание с творческим заданием успешно решает вопросы отработки навыков правописания и формирования умений составлять собственные высказывания и т. д. Таким образом, вид самостоятельной работы и форму контроля необходимо выбирать адекватно содержанию языкового и речевого материала, который изучается, закрепляется, обобщается на уроках.
Рекомендуется рассматривать тематическое планирование как ориентировочное, оно предполагает творческое использование в отношении распределения учебного ма--ериала и времени на изучение отдельных тем, последовательности их рассмотрения, выбора видов самостоятельной деятельности учащихся, характера домашнего задания при условии обеспечения обязательного минимума содержания образования по русскому языку.
Г. М. Вялкова