Список учебно-методической литературы

Основная

1. Короновский Н.В. Общая геология. – М.: КДУ, 2006. – 528с.

2. Короновский Н.В. Общая геология. – М.: МГУ, 2002. – 447с.

3. Короновский Н.В., Ясаманов И.А. Геология. - М.: Недра, 2005. – 208с.

4. Рапацкая Л.А. Общая геология. – М.: «Высшая школа», 2005. – 448 с.

Дополнительная

1. Гущин А.И. Практическое руководство по общей геологии. – М.: «Академия», 2004. – 56с.

2. Павлинов В.Н., Кизевальтер Д.С., Лин Н.Г. Основы геологии.- М.: Недра, 1991. – 270с.

Варианты контрольной работы

Вариант № 1

1. Геология как наука. Основные методы исследования.

2. Периоды палеозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3. Нарисовать ледник с движущейся мореной.

4. Характеристика минералов класса силикатов. Понятие об особенностях образования (генезиса) горных пород.

5. Метаморфизм, его типы.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (прил. 3).

Вариант № 2

1. Науки геологического цикла и связь изучаемой науки с другими геологическими науками.

2. Состав и строение земной коры.

3. Нарисовать схему рельефа дна Мирового океана.

4. Характеристика минералов класса фосфатов. Метаморфические горные породы.

5. Эффузивный магматизм. Типы изменения магмы.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (прил. 4).

Вариант № 3

1. Методы определения относительного возраста горных пород.

2. Нарисовать виды складок по положению осевой плоскости.

3. Геологическая деятельность озер и болот.

4. Характеристика минералов класса сульфатов. Эффузивные магматические горные породы.

5. Геосинклинали.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (прил. 5).

Вариант № 4

1. Основные виды геологической деятельности на Земле.

2. Нарисовать виды складок по соотношению замков и крыльев.

3. Сила интенсивности землетрясений.

4. Характеристика минералов класса карбонатов. Интрузивные магматические породы.

5. Карст. Оползни.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (прил. 6).

Вариант № 5

1. Экзогенные и эндогенные процессы на Земле.

2. Периоды мезозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3. Нарисовать барханы и дюны.

4. Характеристика минералов класса окислов. Карбонатные и кремнистые осадочные породы.

5. Землетрясения, их типы. Сейсмические волны, сейсмографы и сейсмограммы.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (прил. 7).

Вариант № 6

1. Краткая характеристика оболочек Земли.

2. Периоды кайнозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3. Нарисовать диапировую складку.

4. Характеристика минералов класса галоидов. Глинистые осадочные породы.

5. Типы и виды интрузии (описать и нарисовать).

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 3).

Вариант № 7

1. Магнитное поле Земли.

2. Нарисовать сброс со всеми элементами.

3. Выветривание, его виды и продукты.

4. Характеристика минералов класса сульфидов. Сульфатные и галоидные осадочные породы.

5. Платформы.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 4).

Вариант № 8

1. Тепловое поле Земли.

2. Нарисовать полную складку со всеми элементами.

3. Образование и типы ледников.

4. Характеристика минералов класса самородных минералов. Обломочные осадочные породы.

5. Поствулканические процессы.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 5).

Вариант № 9

1. Гравитационное поле Земли.

2. Нарисовать поперечный разрез речной долины с различными видами террас.

3. Колебательные движения земной коры.

4. Физические свойства минералов и их использование в качестве диагностических признаков. Понятие о горной породе и принципы их классификации.

5. Охрана природы при разработке месторождений полезных ископаемых.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 6).

Вариант № 10

1. Влияние горного производства на окружающую среду.

2. Нарисовать виды разрывных дислокаций растяжения и сжатия.

3. Седиментация, диагенез, катагенез.

4. Понятие о минерале и принципы их классификации. Понятие о структуре и текстуре горных пород.

5. Морские отложения и связанные с ними полезные ископаемые.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 7).

Вариант № 11

1. Характеристика минералов класса силикатов. Понятие об особенностях образования (генезиса) горных пород.

2.Метаморфизм, его типы.

3.Влияние горного производства на окружающую среду.

4.Нарисовать виды разрывных дислокаций растяжения и сжатия.

5.Седиментация, диагенез, катагенез.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 3).

Вариант № 12

1.Нарисовать виды разрывных дислокаций растяжения и сжатия.

2.Седиментация, диагенез, катагенез.

3.Понятие о минерале и принципы их классификации. Понятие о структуре и текстуре горных пород.

4.Морские отложения и связанные с ними полезные ископаемые.

5.Поствулканические процессы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 5).

Вариант № 13

1.Основные виды геологической деятельности на Земле.

2.Нарисовать виды складок по соотношению замков и крыльев.

3.Сила интенсивности землетрясений.

4.Характеристика минералов класса карбонатов. Интрузивные

5.Седиментация, диагенез, катагенез.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил.4).

Вариант № 14

1.Периоды палеозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

2.Нарисовать ледник с движущейся мореной.

3.Седиментация, диагенез, катагенез.

4.Понятие о минерале и принципы их классификации. Понятие о структуре и текстуре горных пород.

5. Поствулканические процессы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 5).

Вариант № 15

1.Методы определения относительного возраста горных пород.

2.Нарисовать виды складок по положению осевой плоскости.

3.Понятие о минерале и принципы их классификации. Понятие о структуре и текстуре горных пород.

4. Периоды палеозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

5.Нарисовать ледник с движущейся мореной.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 3).

Вариант № 16

1.Геология как наука. Основные методы исследования.

2.Периоды палеозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3.Нарисовать ледник с движущейся мореной.

4.Характеристика минералов класса фосфатов. Метаморфические горные породы.

5.Метаморфизм, его типы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см.прил. 4).

Вариант №17

1.Науки геологического цикла.

2.Состав и строение земной коры.

3.Нарисовать схему рельефа дна Мирового океана.

4.Характеристика минералов класса фосфатов. Метаморфические горные породы.

5.Эффузивный магматизм. Типы изменения магмы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (прил. 5).

Вариант № 18

1.Методы определения относительного возраста горных пород.

2.Нарисовать виды складок по положению осевой плоскости.

3.Геологическая деятельность озер и болот.

4.Характеристика минералов класса сульфатов. Эффузивные магматические горные породы.

5.Геосинклинали.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см.прил. 6).

Вариант №19

1.Основные виды геологической деятельности на Земле.

2.Нарисовать виды складок по соотношению замков и крыльев.

3.Сила интенсивности землетрясений.

4.Характеристика минералов класса карбонатов. Интрузивные магматические породы.

5.Карст. Оползни.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см.прил. 7).

Вариант № 20

1.Экзогенные и эндогенные процессы на Земле.

2.Периоды мезозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3.Нарисовать барханы и дюны.

4.Характеристика минералов класса окислов. Карбонатные и кремнистые осадочные породы.

5.Землетрясения, их типы. Сейсмические волны, сейсмографы и сейсмограммы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см.прил. 3).

Вариант № 21

1.Краткая характеристика оболочек Земли.

2.Периоды кайнозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3.Нарисовать диапировую складку.

4.Характеристика минералов класса галоидов. Глинистые осадочные породы.

5.Типы и виды интрузии (описать и нарисовать).

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 4).

Вариант № 22

1.Магнитное поле Земли.

2.Нарисовать сброс со всеми элементами.

3.Выветривание, его виды и продукты.

4.Характеристика минералов класса сульфидов. Сульфатные и галоидные осадочные породы.

5.Платформы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил.5).

Вариант № 23

1.Тепловое поле Земли.

2.Нарисовать полную складку со всеми элементами.

3.Образование и типы ледников.

4.Характеристика минералов класса самородных минералов. Обломочные осадочные породы.

5.Поствулканические процессы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 6).

Вариант № 24

1.Гравитационное поле Земли.

2.Нарисовать поперечный разрез речной долины с различными видами террас.

3.Колебательные движения земной коры.

4.Физические свойства минералов и их использование в качестве диагностических признаков.

5.Понятие о горной породе и принципы их классификации.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 7).

Вариант № 25

1.Влияние горного производства на окружающую среду.

2.Нарисовать виды разрывных дислокаций растяжения и сжатия.

3.Седиментация, диагенез, катагенез.

4.Понятие о минерале и принципы их классификации. Понятие о структуре и текстуре горных пород.

5. Морские отложения и связанные с ними полезные ископаемые.

6. Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил.3).

Вариант № 26

1.Краткая характеристика оболочек Земли.

2.Периоды кайнозойской эры, их продолжительность и краткая характеристика.

3.Нарисовать диапировую складку.

4.Характеристика минералов класса галоидов. Глинистые осадочные породы.

5.Типы и виды интрузии (описать и нарисовать).

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 7).

Вариант № 27

1.Магнитное поле Земли.

2.Нарисовать сброс со всеми элементами.

3.Выветривание, его виды и продукты.

4.Характеристика минералов класса сульфидов. Сульфатные и галоидные осадочные породы.

5.Геосинклинали.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил.4).

Вариант № 28

1.Тепловое поле Земли.

2.Нарисовать полную складку со всеми элементами.

3.Образование и типы ледников.

4.Характеристика минералов класса самородных минералов. Обломочные осадочные породы.

5.Поствулканические процессы.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил.5).

Вариант № 29

1.Гравитационное поле Земли.

2.Нарисовать поперечный разрез речной долины с различными видами террас.

3.Колебательные движения земной коры.

4. Понятие о горной породе и принципы их классификации.

5.Охрана природы при разработке месторождений полезных ископаемых.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил. 6).

Вариант № 30

1.Влияние горного производства на окружающую среду.

2.Нарисовать виды разрывных дислокаций растяжения и сжатия.

3.Седиментация, диагенез, катагенез.

4.Понятие о минерале и принципы их классификации. Понятие о структуре и текстуре горных пород.

5.Морские отложения и связанные с ними полезные ископаемые.

6.Начертить и раскрасить геохронологическую шкалу. По приведенным профилям составить геологические разрезы (см. прил.7).

Вопросы к экзамену по курсу «Геология и литология»

1. Общие понятия о геологии и литологии.

2. Методы изучения в геологии и литологии.

3. Научное и практическое значение геологии и литологии.

4. Земля в космическом пространстве. Общие сведения о Солнечной системе.

5. Космогонические гипотезы образования Земли и Солнечной системы.

6. Форма Земли и средний химический состав земной коры.

7. Тепловое поле Земли.

8. Магнитное поле Земли.

9. Внешние и внутренние оболочки Земли.

10. Гидросфера. Химический состав вод Мирового океана. Морские течения.

11. Биосфера, ее связь и взаимодействие с другими оболочками (геосферами).

12. Внутренние оболочки Земли и поверхности раздела.

13. Температура, давление и состояние вещества внутренних геосфер Земли.

14. Эндогенные и экзогенные геологические процессы, их связь и взаимодействие.

15. Общее понятие о выветривании, примеры. Продукты выветривания.

16. Физическое выветривание. Химическое выветривание.

17. Разрушительная работа ветра. Дефляция и корразия.

18. Эоловые формы рельефа. Лесс и его образование.

19. Общее понятие о реках и временных потоках.

20. Типы террас и их элементы.

21. Профиль равновесия и виды речной эрозии.

22. Эрозионная и аккумулятивная деятельность рек.

23. Устьевые части рек: дельты и эстуарии.

24. Аллювиальные отложения и связанные с ними полезные ископаемые. Народнохозяйственное значение рек.

25. Общее понятие об озерах. Происхождение и типы озерных котловин.

26. Озерные отложения и связанные с ними полезные ископаемые.

27. Болота, их образование, связанные с ними полезные ископаемые.

28. Общее понятие о подземных водах, источниках, коллекторах и водоупорах.

29. Состояние и виды воды в горных породах.

30. Подразделение подземных вод по происхождению и условию залегания.

31. Карст и его формы. Суффозия.

32. Оползни. Грязевые вулканы.

33. Виды льда. Глетчерный лед.

34. Общее понятие о ледниках и снеговой линии.

35. Транспортирующая и аккумулятивная деятельность ледников. Формы ледниковых отложений.

36. Оледенения в истории Земли и их причины.

37. Распределение воды и суши на Земле. Гипсографическая кривая.

38. Области моря и морского дна.

39. Морские осадки и связанные с ними полезные ископаемые.

40. Общее понятие о горных породах и их подразделение.

41. Подразделение осадочных горных пород по происхождению и стадии их образования.

42. Структуры и текстуры осадочных горных пород. Типы цемента.

43. Классификация обломочных горных пород.

44. Органогенные и хемогенные горные породы.

45. Каустобиолиты и смешанные горные породы.

46. Общее понятие об эндогенных процессах и их подразделение.

47. Формы залегания интрузивных тел.

48. Общее понятие о дифференциации магмы и процессах ассимиляции.

49. Общее понятие об эффузивном магматизме. Подразделение вулканов и распределение на земном шаре. Строение и типы вулканов.

50. Продукты вулканических извержений. Поствулканические явления.

51. Структуры и текстуры магматических горных пород.

52. Классификация магматических горных пород.

53. Общие понятия о факторах метаморфизма. Виды метаморфизма.

54. Структуры и текстуры метаморфических горных пород.

55. Общее понятие о тектонических нарушениях и их подразделении.

56. Складчатые нарушения. Элементы складки. Типы складок.

57. Элементы разрывного нарушения. Типы разрывных нарушений.

58. Строение сейсмического очага и подразделение землетрясений по глубине гипоцентра. Моретрясение и цунами.

59. Измерение силы землетрясений и методы их изучения.

60. Общие понятия о кристаллографии и минералогии.

61. Элементы кристалла и понятие о кристаллической решетке.

62. Основные физические свойства минералов.

63. Понятие о полиморфизме, изоморфизме и псевдоморфизме.

64. Подразделение минералов на классы. Примеры.

65. Время в геологии. Понятие об абсолютном и относительном геологическом времени. Геохронологические и стратиграфические единицы.

66. Основные элементы слоя (пласта) осадочных горных пород и понятие об элементах залегания.

67. Порядок работы с горным компасом при выполнении геологических маршрутов и измерении элементов залегания.

68. Общие понятия о геологической карте, стратиграфической колонке и геологическом разрезе.

Приложение 1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Кафедра геологии нефти и газа

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ГЕОЛОГИИ И ЛИТОЛОГИИ

Выполнил студент

заочного отделения

гр.______________

Проверил доцент

кафедры ГНГ

Пермь, 2012

Приложение 2

ГЕОХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКАЛА

Эра Период Эпоха Индекс
  Кайнозойская   Kz   Четвертичный Q  
  Неогеновый N Поздняя N2
Ранняя N1
  Палеогеновый Р Поздняя Р 3
Средняя Р 2
Ранняя Р 1
  Мезозойская   Mz Меловой K Поздняя K2
Ранняя K1
  Юрский J Поздняя J3
Средняя J2
Ранняя J1
  Триасовый T Поздняя T3
Средняя T2
Ранняя T1
    Палеозойская     Pz   Пермский P Поздняя P3
Средняя P2
Ранняя P1
  Каменноугольный C Поздняя C3
Средняя C2
Ранняя C1
  Девонский D Поздняя D3
Средняя D2
Ранняя D1
  Силурийский S Поздняя S2
Ранняя S1
  Ордовикский О Поздняя О3
Средняя О2
Ранняя О1
  Кембрийский Є Поздняя Є3
Средняя Є2
Ранняя Є1
Протерозой PR  
Архей AR  
         

Приложение 3 Список учебно-методической литературы - student2.ru

Приложение 4

Список учебно-методической литературы - student2.ru

Приложение 5

Список учебно-методической литературы - student2.ru

Приложение 6

Список учебно-методической литературы - student2.ru

Приложение 7 Список учебно-методической литературы - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа ……………………………………………………………...3

Методические указания к подготовке теоретического курса и к

лабораторным занятиям …………………………………………...………..7

Краткое описание минералов ……………………………………………… ...14

Краткое описание горных пород ……………………………………………..29

Правила выполнения и оформления контрольной работы …………………46

Список учебно-методической литературы ………………………………….50

Варианты контрольной работы ……………………………………………...51

Вопросы к экзамену по курсу «Геология и литология»…...………………..59

Приложение 1 …………………………………………………………………62

Приложение 2 …………………………………………………………………63

Приложение 3 …………………………………………………………………65

Приложение 4 …………………………………………………………………66

Приложение 5 …………………………………………………………………67

Приложение 6 …………………………………………………………………68

Приложение 7 …………………………………………………………………69

Наши рекомендации