Урок 9. Функции знаков препинания

Цели урока: 1) повторить, углубить и обобщить сведения об основных функциях знаков препинания; 2) тренировать в пунктуационном оформлении сложного предложения; 3) закреплять представление о значении орфографии.

I. Слитное и раздельное написание слов. Значение орфографии (проверка домашнего задания, упр. 67).

II. Функции знаков препинания (вопросы на с. 28, текст на с. 31 – 32, упр. 68, вопросы на с. 29, задание учителя)

III. Сочинение-миниатюра (упр. 70)

Предложим одному из учеников составить схемы предложений из упр. 70, в то время как остальные учащиеся работают с заданием 1 упражнения. В результате работы на доске появится следующая запись.

[_ = ]. [_= ]. [ _ то=, то=].[ _=], (чтобы = ту), (когда _ = и =). [ _ = и=], (как = _,=,= и =, -.- и -.-)… [ _ =, =,], [/≈/, _ =, =].

Попросим восьмиклассников внимательно проверить свою работу, подчеркнув грамматические основы и члены предложений, осложняющих их структуру и семантику, и сверить пунктуационное оформление предложений с записью на доске.

После работы с толковым словариком (задание 1) учащиеся выразительно читают текст и называют использованные автором средства выразительности (задание 3), а затем составляют и записывают два-три предложения, описывая кленовые листья (задание 4).

Д.з.: 1) пересказать текст на с. 31 – 32; 2) повторить средства связи частей сложного предложения (см. таблицу в тетради), составить и записать три предложения, используя в качестве средства связи сочинительный союз, подчинительный союз или союзное слово; 2) упр. 71; 3) индивид. задания – упр. 74, 76; 3) по желанию – упр. 67.

Урок 10. Функции знаков препинания(продолжение)

Цели урока: 1) закрепить сведения об основных функциях знаков препинания; 2) повторить и обобщить сведения о расстановке знаков препинания в простом осложнённом предложении и тренировать учащихся в их применении; 3) тренировать в пунктуационном оформлении диалога.

I. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (проверка домашнего задания, упр. 75, 77)

II. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (упр. 72, текст на с. 31, упр. 73, проверка домашнего задания – упр. 74, 76 (индивидуальное домашнее задание))

III. Оформление диалога (упр. 78)

IV. Функции знаков препинания (обобщение – повторение текста на с. 31, упр. 79)

Д. з.: упр. 80.

Урок 11. Контрольная работа № 1 (диктант с языковым анализом текста по итогам повторения)

Цели урока: проверить умения учащихся по итогам повторения изученного в 5 – 7 классах.

Высокий уровень подготовки

Диктант

Приближение бури

Буря неотвратимо надвигалась. Солнце медленно садилось, постепенно исчезая за линией горизонта, закат разгорался пурпуром, и его жидкое пламя разливалось по серому небу. Ветер усиливался, и синева моря становилась всё глубже и холоднее. Тёмную поверхность его прорéзали белые гребни пенных валов, и сразу стало казаться, что таинственная и зловещая глубь океана настойчиво пытается выглянуть наружу.

На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскалённой печи.

Отдалённый берег давно утонул в густом тумане, брызгах и сумер­ках приближающегося вечера. Море ревело глубоко и протяж­но, и мощные угрюмые валы катились к озарённому заходящим солнцем горизонту.

112 слов

(По В. Короленко)

Языковой анализ

Задания

1. Проведите фонетический разбор слов исчезая (I вариант) и жидкое (II вариант) из второго предложения текста.

2. Из последнего предложения первого абзаца выпишите все наречия. Укажите их морфемный состав.

3. Составьте схемы последнего предложения первого абзаца (I вариант) и последнего предложения второго абзаца (II вариант).

4. Из предложения На небе тоже водворялась торопливая тревога выпишите союз и проведите его морфологический разбор.

5. Выпишите последнее предложение текста и проведите его синтаксический разбор.

6. Проведите лексический разбор слов мощный (I вариант) и угрюмый (II вариант) из последнего предложения текста.

Наши рекомендации