Краткие теоретические сведения
Самостоятельная работа студентов по дисциплине
«Возрастная физиология и здоровый образ жизни»
1 семестр 2011-2012 уч. г.
Форма итогового контроля по дисциплине: зачет
Часов на дисциплину по учебному плану:
очное отделение: всего 72, ауд. 28, на СРС- 40
заочное отделение: всего 72, ауд 6 на СРС - 66
Пояснительная записка
Планирование самостоятельной работы студентов составлена в соответствии рабочей программы по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения.
Выполнение студентами пакета самостоятельных заданий является обязательным условием процесса обучения и допуском к зачету (экзамену).
Задания по самостоятельной работе включают изучение отдельных разделов и тем учебной дисциплины и предусматривает:
§ уровень сложности учебных заданий – частично-поисковой, творческий (поиск новых источников литературы, составление схем, таблиц);
§ форма выполнения индивидуальная (доклад, реферат, презентации – клипов, мини сообщения на практических занятиях, задания по составлению схем и рисунков, таблиц, решение контрольных ситуационных заданий);
§ форма отчетности: пакет заданий разного уровня сложности по темам, отведенных на самостоятельную работу;
§ форма контроля выполнения: сдача практических заданий в установленный срок;
§ результат выполнения самостоятельной работы: овладение базовым материалом дисциплины, правильное употребление и понимание основных понятий, терминов и умение их применять в практической деятельности, ориентироваться в выбранных источниках информации и отбирать необходимую информацию во время индивидуального собеседования.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
РАЗДЕЛ I. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Тема: «Возрастная периодизация онтогенеза человека»
Общая трудоемкость – 6 часов
Цель: Изучить особенности строения и функционирования организма человека на различных этапах онтогенеза;
Вопросы для самоподготовки:
1. Периодизация развития человека. Возрастная периодизация, принципы периодизации.
2. Биологический и паспортный возраст.
3. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.
4. Понятие о филогенезе, онтогенезе, генотипе и фенотипе. Специфическая роль социальной среды в развитии и формировании человека.
5.Развитие человека в эмбриогенезе. Фазы эмбрионального развития: оплодотворение, дробление, гаструляция, гистогенез и закладка тканей.
6.Понятие ткани. Основные группы тканей, их функции в организме. Понятие орган и система органов. Физиологические системы организма человека.
7.Понятие об адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Понятие о стрессе, фазы стрессовой реакции.
8. Критические и сенситивные периоды развития организма
9. Акселерация и ретардация развития организма
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Онтогенез – это период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки и до естественного окончания индивидуальной жизни.
Для периодов онтогенеза характерно ряд общих закономерностей, таких как целостность и фазность процесса, стабильность и гетерохронность, единство наследственности и изменчивости. Своеобразными узловыми точками онтогенеза являются критические периоды индивидуального развития, особенностью которых - высокая чувствительность организма к различным раздражителям внешней среды.
Критические периоды – этапы неустойчивого равновесия развивающихся функциональных систем, когда старые механизмы регуляции не обеспечивают поддержание целостности организма, а механизмы соответствующие новому уровню дифференцировки элементов систем, еще не достигли той зрелости, который способен обеспечивать взаимодействие систем организма и противодействовать неблагоприятным факторам внешней среды.
Возрастная периодизация онтогенеза - это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психологическим признакам, а сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза, называются возрастными периодами.
Возрастная периодизация была утверждена на симпозиуме физиологов в 1965 году и основывается на физиологических, морфофункциональных, биохимических, биофизических критериях. Согласно классификации возрастной периодизации выделяют следующие периоды:
I. Пренатальный период (внутриутробное развитие):
1. Эмбриональный период – от зачатия до 3 мес.
2. Плодный период – от 3 до 9мес (до рождения)
II. Постнатальный период:
1. Перинатальный период – 28-ая неделя пренатального развития и первые
10 дней постнатального периода
2. Период новорожденности - первый месяц жизни
3. Грудной возраст - от 1 мес. до 1 года
4. Раннее детство - 1 - 3 лет
5. Первое детство - 4 - 7 лет
6. Второе детство - 8 - 11 лет (девочки)
8 - 12 лет (мальчики)
7. Подростковый (пубертатный) период - 12-15 лет (девочки)
13- 16 лет (мальчики)
8. Юношеский возраст - 16-20 лет (девушки)
17 - 21 год (юноши)
9. Зрелый возраст: 1 период - 21 - 35 лет (женщины)
22 - 35 лет (мужчины)
2 период - 36 - 55 лет (женщины)
36 - 60 лет (мужчины)
10. Пожилой возраст - 56 - 74 года (женщины)
61 - 74 года (мужчины)
11. Старческий возраст - 75 - 90 лет
12. Долгожители - 90 лет и выше
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Тема: «Возрастные особенности развития организма»
Цель занятия:Изучить особенности развития организма в онтогенезе, выявить особенности и критические периоды на каждом этапе развития.
Работа 1. Составить таблицу возрастной периодизации организма.
Задание:записать в таблицу анатомо-физиологические особенности развития организма для каждого возрастного периода, выделить критические периоды в развитии физиологических систем.
Таблица