Современный русский литературный язык сформировался
а) во времена князя Владимира
б) во времена М.В. Ломоносова
в) во времена А.С. Пушкина
г) специальным декретом в 1917 году
25. Соответствие между единицами языка и их определениями:
1: Фонема
2: Морфема
3: Слово
4: Словосочетание
5: Предложение
А: Единица языка, непосредственно соотнесенная с каким-либо явлением действительности (предметом, качеством, действием, процессом)
Б: Наименьшая значимая часть слова, выделяемая на основе сопоставления слов друг с другом
В: Грамматически и интонационно целостная единица языка, являющаяся главным средством формирования и выражения мысли о действительности
Г: Единица языка, лишенная самостоятельного значения, создающая чувственно воспринимаемую языковую форму и служащая для различения слов и морфем
Д: Соединение двух знаменательных слов (вместе с относящимися к ним служебными словами, чаще всего предлогами), служащее для выражения единого, но расчлененного понятия
26. Соответствие между уровнями языка и их единицами:
1: лексический
2: фонетический
3: словообразовательный
4: морфологический
5: синтаксический
6: семантический
А: морфема
Б: словосочетание
В: слово
Г: часть речи
Д: фонема
Е: сема
27. Соответствие между лингвистической наукой и предметом ее изучения:
1: лексикология
2: фонетика
3: словообразование
4: морфология
А: звуки, слоги, речевые такты, ударение, интонация
Б: законы образования новых слов
В: словарный состав языка, значения слов
Г: части речи
28. Соответствие между лингвистической наукой и предметом ее изучения:
1: синтаксис
2: семасиология
3: стилистика
4: лексикография
А: разновидности языка и речи (стили):
Б: смысловая сторона (языковое значение) слов, предложений
В: теория и практика составления словарей
Г: синтаксические связи между словами, предложениями
Производство конкретных высказываний в конкретной ситуации (речевое действие); само высказывание; средства общения в действии.
30. Термины «речь» и «язык» обозначают понятия
а) взаимоисключающие
б) взаимосвязанные
в) разные
г) одинаковые
Неверной трактовкой культуры речи является
а) осознанная речевая деятельность по созданию целенаправленной, целесообразной, этически корректной, эффективной речи в тех или иных условиях общения
б) совокупность свойств и качеств речи, говорящих о ее коммуникативном совершенстве
в) дисциплина, задачей которой является обучение убеждающей речи
г) наука, занимающаяся проблемами речи и разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком
32. Дисциплина «Русский язык и культура речи» не связана с учебным курсом
а) «История Отечества»
б) «Риторика»
в) «Психология»
г) «Физическая культура»
33. Родоначальник современного литературного языка –
а) М.В. Ломоносов
б) А.С. Пушкин
в) Л.Н. Толстой
г) Д.Э. Розенталь
34. Автор теории «трех штилей» –
б) М.В. Ломоносов
К компонентам культуры речи не относится
а) этический
б) коммуникативный
в) функциональный
г) нормативный
36. Соответствие между аспектами культуры речи и их основными понятиями:
1: коммуникативный аспект
2: нормативный аспект
3: регулятивный аспект
4:
А: правильность речи
Б: убедительность речи
В: правила речевого поведения
Г: целесообразность речи
37. Нормативность – это важнейший признак
а) устной речи
б) письменной речи
в) литературного языка
г) функционального стиля
Правило использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, которое основывается на закономерностях языковой системы и подтверждается регулярным употреблением в обществе и литературе.
а) речевое общение
б) речевой этикет
в) литературно-языковая норма
г) речевая практика
39. Норма – это явление
а) угаданное
б) динамическое
в) статическое
г) непредсказуемое
Литературно-языковой нормой не является
а) орфографическая
б) грамматическая
в) этическая
г) лексическая