Актуализация имеющихся знаний и навыков.
Вначале повторяется правило о том, что слова состоят из слогов, затем выполняется упражнение: Учитель произносит в обычном темпе слова (или показывает карточки с изображением животных), дети по очереди произносят слова по слогам и определяют, сколько слогов в слове: утка, сокол, кукушка, бабочка, гусеница.
Письмо: Разделить слова на слоги в «Прописях» №1 на с.11-12 (работа в парах, затем кто-то один из пары произносит по слогам и называет количество слогов).
Чтение: Соотнесение предметных рисунков на с.10 «Азбуки» со слоговыми схемами (тренировка логических УУ).
Чтение: Изучение материала об ударенииможно начать с проблемной ситуации. Учитель задает вопросы: «Что вы представляете, когда слышите слово «зáмок»? А что означает «замóк»? А почему такая разница в значениях, если эти слова состоят из одних и тех же звуков? (Произносится по слогам без акцентирования ударения «за – мок»). А как вы думаете, что такое ударение?» После ответов учащихся учитель обобщает: «Ударение – это выделение голосом одного из слогов». В сильном классе эту формулировку можно выработать вместе с детьми. Затем можно сообщить, что выделять голосом один из слогов человек учится с раннего детства, слушая речь взрослых, и обычно ошибок не делает, говоря на родном языке. Но для нерусского человека, изучающего русский язык, это представляет трудность.
Закрепляется материал вначале устно на материале предметных картинок на с.11 «Азбуки». Вначале дети называют предметы и подбирают обобщающее слово «посуда» (тренировка УУД обобщения и подведения под понятие), затем, глядя на слоговые схемы, произносят названия предметов, акцентируя ударный слог, и говорят, на какой из слогов падает ударение, и в заключение подбирают пример названия предмета посуды для схемы в центре рисунка (лóжка, вúлка, нóжик, поднóс). Затем нужно показать, как обозначается ударение на письме (знак «акцент») рядом с рисунками на с.13-14 «Прописей» №1, и сообщить, что в словах, состоящих из одного слога, ударение ставить не принято. Завершается закрепление делением слова на слоги в прямоугольнике на с.15 и постановкой ударения, если схема обозначает «ворота», рисованием рядом слого-ударных схем слов репа, забор, помидор, лук. По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Письмо: Завершается урок обводкой рисунков и написанием прямых наклонных линий с закруглением внизу на нижней строке «Прописей» на с.16. Учитель показывает выполнение на интерактивной доске. На слого-звуковых схемах не следует акцентировать внимание, т.к. они пригодятся потом.
Если останется время, то надо обратить внимание детей на то, что нужно прочитать с родителями «Сказку о мертвой царевне» и выучить наизусть ответы на вопросы «Азбуки».
Итоги урока.
Беседа:
1. Какую тему мы сегодня обсуждали? Какие вопросы сделали?
2. Какую тему по русскому языку изучали?
Этап рефлексии: дети вспоминают, какова была учебная задача урока, и делают вывод, выполнена ли она, и оценивают свои достижения (ставят себе оценку на верхней части с.16 «Прописей»).
Рекомендации для работы в семье. Прочитать вместе с детьми «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», выучить с ними с голоса наизусть отрывок, соответствующий рисунку на с.11 «Азбуки». В иноязычных семьях или семьях коренных жителей автономий подобрать и перевести на русский язык о ладе в семье. Потренировать детей в «Прописях» №1 на с.17.
Уроки 6 (чтение) и 7 (письмо)
Темы уроков: Чтение: Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире (с.12-13).
Письмо: Письмо элементов букв.
Целевые установки уроков:
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:
Предметные результаты: учащийся познакомится со звуками в окружающем мире, научится моделировать предложения и тексты на заданную тему, воспроизводить элементы букв по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока и составления рассказов по сюжетным картинкам.
Метапредметные результаты:учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает осваивать базовые предметные понятия о звуках в природе и речи; активно использует речевые средства при составлении рассказов по заданиям учебника, учиться слушать собеседника и вести диалог по теме урока, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
Личностные результаты: доброжелательность, эмоциональная отзывчивость, взаимопомощь, умение договариваться.
Оборудование: аудиоаппаратура и запись первого куплета и припева песни «Когда мои друзья со мной» (из к/ф «По секрету всему свету» - муз.В.Шаинского, сл.М.Танича), текст «Сказки о мертвой царевне» А.С.Пушкина.
Ход урока
Целеполагание: дети рассматривают материалы «Азбуки» на с.12-13 и «Прописей» №1 на с.16 и формулируют вместе с учителем учебную задачу урока: «Обсудить тему «Согласие крепче каменных стен», узнать о звуках в природе, тренироваться в написании элементов букв».