Методы формирования грамматических понятий.
Понятие «грамматика» употребляется в трех основных значениях: - система правил, т.е. способы изменения и сочетания языковых единиц - строй языка, т.е. строение слова, предложения - грамматический навык, т.е. способность оперировать грамматическими явлениями. Роль правил в обучении иностранному языку не отрицается. Но им придается вспомогательное значение. Подход к грамматике как строю языка характерен для структурного направления в методике. В рамках этой концепции обычно выделяются такие понятия как: - Грамматическая структура – обобщенное обозначение инвариантных (самых общих) свойств грамматического явления (S P O; Vs; Ved) - Грамматическая модель- формализованное изображение единиц языка и речи.to be + PI; to have + PII. - Речевой образец (Speech Pattern) интерпретация структуры и модели на конкретном языковом материале. Минимальная единица речи, представляющая собой единство лексики, грамматики и фонетики и имеющая определенную коммуникативную функцию. Это образец для подражания в интонационном, грамматическом и лексическом планах. He has a book. He is a student. Подход к грамматике как навыку, выделяет речевой грамматический навык или способность стабильно правильного, автоматизированного, коммуникативно- мотивированного использования грамматических явлений в устную речи; и языковой грамматический навык или способность оперировать грамматическим материалом вне условий речевой коммуникации. Каждое грамматическое явление характеризуется коммуникативной функцией (особенности употребления), значением (семантика) и формой.
ЛИНГВИСТИКА КАК БАЗА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методики обучения грамоте и правописанию; грамматические теории (о частях речи, словосочетании, предложении) являются базой для методики обучения грамматике; на лексику, теорию текста и другие дисциплины, изучающие речь, опирается методика развития речи. Все вместе они составляют лингвистические основы методики обучения русскому языку.
Хорошо известно, что примерно до середины XIX века учили читать буквослагательным методом: заучивали буквы, слоги (склады) и с большим трудом приходили к чтению слов — вспомним, как учился читать Алеша Пешков. Постепенно по мере постижения сущности русского языка стал меняться способ обучения. Если первичен звук, а буква — лишь условный значок, его обозначающий, то и в обучении правильнее идти от звука к букве. Так в методику пришел звуковой аналитико-синтетический метод, который действует и по сегодняшний день.
В русском языке нет однозначного соответствия между звуками и буквами. Так, твердый и мягкий согласные звуки обозначаются одной и той же буквой, но на их качество, твердость-мягкость, указывает последующая буква (мол-моль-мёл). Следовательно, слоговой принцип русской графики (или, как сегодня его иногда называют, позиционный) требует, чтобы первоначальной единицей чтения был слог.
Слогообразующим элементом является гласный звук, значит, знакомство с буквами должно начинаться с изучения букв гласных. При этом, чтобы обеспечить полноценное усвоение принятого в русском языке обозначения твердости-мягкости согласных, в число первых изучаемых гласных должны попасть не только а, о, у, ы, э, но и е, ё, ю, и, я. Этот вопрос авторами разных букварей решается по-разному. Правда, в науке о языке на многие вопросы существуют различные точки зрения, и методика, руководствуясь конкретными задачами обучения, в соответствии с их пониманием на данном этапе должна выбрать ту из них, которая в большей мере соответствует этим задачам. Например, в синтаксической науке предложение может характеризоваться по-разному: по составу входящих в него членов, по выражаемому значению, по участию в организации текста и т. д. Из всех названных подходов наиболее устоявшийся в лингвистике — первый, поэтому он и был уже давно выбран методикой. В соответствии с ним большое внимание в начальных классах оказывается вопросу о главных и второстепенных членах предложения (наряду с вопросом о грамотном оформлении предложения при письме).
Смена лингвистической концепции обязательно сказывается на всей организации обучения: на его содержании, на используемых приемах работы, на видах упражнений. Убедительным примером тому может служить постепенно происходящее обновление системы обучения орфографии.
Сегодня, методика развития речи поднимается на совершенно новый уровень — с сугубо практического на научный. Одним из важнейших источников, питающих этот процесс, служит лингвистика. В последние десятилетия в ней стали активно развиваться такие направления, как функциональная стилистика, культура речи, теория текста. На границе двух наук — лингвистики и психологии — возникла даже новая область знания, исследующая процессы порождения и восприятия речи,— психолингвистика.
В В этот вопрос входят также наглядный метод и игра как метод.