Формирование понятия о спряжении.

У глаголов два спряжения.

1 спр. с окончаниями : 2 спр. с окончаниями:

-ешь -ищь

-ет -ит

-ете -ите

-ут / -ют -ат/-ят

Чтобы узнать к какому спряжению относится глагол, его нужно проспрягать!

По начальной форме (шуметь) и по 1лицу ед.ч. (я думаю, я пищу) определить спряжение нельзя!

Начальную форму с безударным суффиксом надо проверять по словарю!

В 1 лице ед.ч. ( я пою, я пишу) всегда окончания -у или –ю.

Глаголы с приставкой вы- попробуй проспрягать без приставки!

Подставь любое личное местоимение, кроме Я, (ты, вы, он, она, они, мы, вы, они)

Если окончание под ударением (е=ё) –у/-ю – 1спряжение, (и) -а /-я – 2 спряжение

Если ты убедился, что личное окончание безударное, действуй так…

Если перед окончанием гласная (кроме О) пиши е , у/ ю – 1 спр.

Если парная согласная (б-п, в-ф, з-с, д-т, г-к) пиши и, а/я – 2 спр.

Если перед окончанием буквы ( О, Л,М,Н,Р, Ж,Ч, Ш, Щ), т.е. любая шипящая, любая сонорная или О, не меняя вида глагола (что делаешь?, что делал?), (что сделаешь?, что сделал?) поставь глагол в ПРОШЕДШЕЕ время.

Если на слух произошли изменения (кро…е/и..т – крыл),

то это глагол 1спр. (е, у,ю).

Если изменений не услышишь (стро…е/и…т – строил), то это глагол 2спр. (и,а,я)

Если следовать алгоритму, то 99 % трудностей, связанных с окончаниями глаголов, снимаются.

НО ! Надо твёрдо знать самые трудные глаголы.

Надо на эти глаголы СМОТРЕТЬ, крепко их в памяти ДЕРЖАТЬ, отчетливо их СЛЫШАТЬ, ровно ДЫШАТЬ и все сомнения ГНАТЬ прочь, т.к. в этих глаголах при спряжении всегда надо писать (И,А/Я) – они второго спряжения! Приставки и суффикс - СЯ на окончания не влияют.

(Услышит, разгонят, смотрится)

Запомни глагол КЛЕИТЬ (клеишь, клеит, клеим, клеите, клеят) – 2 спр.

Глагол стелить вообще не имеет спряжения, он не спрягается, а только употребляется в начальной форме и в прошедшем времени. Все, что спрягается, образовано от глагола стлать и писать его надо по 1 спр. (стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют) и все глаголы образованные от стлать с помощью приставок (постелете, постелют, перестелете, перестелют). В общем, выучи и успокойся.

Запомни и различай глаголы по смыслу: быть – будешь, будет, будем, будете, будут; будить – будишь, будит, будим, будите, будят. Ехать – едешь, едет, едем, едете, едут (1 спр.); есть – ешь, ест, едим, едите, едят.(особо спрягаемый глагол – спряжения нет)

Сесть - сядешь, сядет, сядем, сядете, сядут (сов. вид); сидеть – сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят(несов. вид.) –окончание ударное, трудности не представляет. Лечь – ляжешь, ляжет, ляжем, ляжете, лягут (сов.в.) ; лежать – лежишь, лежит, лежим, лежите, лежат (несов. вид) – окончание ударное, трудности нет.

Лезть – лезешь лезет, лезем, лезете, лезут; Лазить – лазишь, лазит, лазим, лазите, лазят. Зависит только от смысла и буквы в окончании, придётся запомнить.

Запомни разноспрягаемые глаголы : хотеть, бежать. Особо спрягаемые глаголы : дать, есть.

Крайне редко тебе попадутся глаголы: страждешь, страждет, страждем, страждете, страждут; жаждешь, жаждет, жаждем, жаждете, жаждут.

Глаголы сыпать и щипать – 1 спр., т.е. имеют окончания (е, ю), но в 3 л. мн.ч. могут иметь окончания 2 спр. Сравни щиплют - щипят, сыпплют – сыпят.

Начальную форму глагола проверяй по словарю, если суффикс безударный.

Алгоритм

Убедись, что это личное окончание!( ты, он, (она, оно), мы, вы, они)

Отбрось приставку ВЫ- (вдруг без приставки окончание ударное?)

Убедись, что глагол не является исключением или разноспрягаемым.

Самое главное:

После гласных – вЕрУЮ/цЕлУЮ – 1 спряжение

После парных согласных – мИлАЯ

После О, ж,ч,ш,щ,л, м, н, р ставь в прошедшее время.

мИлА/Я не изменяется (если нет изменений, слышится то же « И») – 2 спряжение;

измена – уже не И, А/Я (изменение хорошо слышно) - 1 спряжение цЕл У/Ю

Спряжения глаголов изучают в начальной школе в конце 4 класса, на изучение этой сложной темы отводится 6 часов. В 5 классе на эту тему отводится 2 часа, в шестом классе – 4 часа, при этом, по многочисленным анализам письменных работ ясно, что это одна из труднейших тем морфологии. Трудности, возникающие при написании личных окончаний глаголов следующие:

- ученики не отличают личную форму глагола, от глаголов начальной формы, прошедшего времени, повелительного и условного наклонений,

- учащиеся допускают ошибки при постановке (преобразовании) глагола из личной формы в начальную, путая вид глагола, и даже образуя новые (однокоренные) глаголы, т.к. часто прибавляют лишние суффиксы и приставки; что влияет на правильный выбор спряжения

- учащиеся плохо помнят глаголы-исключения, зная о них формально, заучив стихотворение: «Гнать, держать, смотреть и видеть, слышать, дышать, обидеть и зависеть и терпеть, ненавидеть и вертеть», они не узнают их в тексте, т.к. 11 глаголов исключений имеют 55 форм с личными окончаниями, сюда же надо присоединить глаголы брить, стелить, разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы, т.е. еще, по меньшей мере, 30 форм

- Усвоив привычку узнавать спряжение по начальной форме, учащиеся глаголы с ударным личным окончанием относят к 1 или 2 спряжению, опираясь на правило: чтобы узнать к какому спряжению относится глагол необходимо поставить его в начальную форму

- Учащиеся заходят в полнейший тупик, когда выполнив все необходимые операции, они не получают никакого ответа на вопрос, какого спряжения глагол, т.к. суффикс в инфинитиве безударный и неизвестно, как его писать (Лаить или лаеть), редко, кто догадывается до формы лаять.

Предлог.

Предлоги – служебные слова, выражающие в словосочетании с косвенными падежами существительных различные отношения между формами имени и другими словами в предложении . Уточняя, дополняя и делая более разнообразными значения косвенных падежей, предлоги не играют в предложении самостоятельной роли и поэтому членами предложения не являются. Значение предлогов выявляются только в сочетании с падежными формами. Современная система русских предлогов сложилась на основе той предложной системы, которая была унаследована древнерусским языком их эпохи общевосточнославянского языкового единства. Русский язык сохранил такие древние предлоги как: в, без, за, из, к, на, над, о, об, от, до, для, по, под, перед, про, при, ради, с, через, у.

Значения предлогов очень разнообразны и сложны и выявляются лишь в сочетании с падежной формой. Они могут выражать: пространственные отношения: отдыхать в Крыму и на Кавказе; временные отношения: работать с утра до ночи; сопроводительные (кимитативные) отношения: гулять с сыном; отношения сопоставления и сравнения: мальчик с пальчик, вроде метеора; причинные и целевые отношения: краснеть от стыда, остановиться для отдыха; объектные отношения: говорить о работе, забывать про сон. Каждый предлог употребляется с каким-нибудь определенным падежом; некоторые предлоги – с двумя и даже с тремя падежами. Наиболее употребительные предлоги :

ПАДЕЖИ: с одним падежом с двумя падежами С тремя падежами. Родительный без, близ, ввиду, возле, в отношении, вокруг, впереди, в продолжение, вследствие, в течение, до, для, из, из-за, из-под, кроме, около, от, подле, по мере, после, прежде, против, между с. Дательный благодаря, вопреки, к, согласно, соответственно по. Винительный несмотря на, про, с, сквозь, через (чрез) в (во), за, на, о, об (обо), под по, с. Творительный в соответствии с, над (надо), перед (пред, предо), согласно с, в связи с между, за, под с Предложный при в, на, о (об, обо) по

По программе по русскому языку в начальных классах работа над предлогами проводится на каждом году обучения. Трудности, возникающие при письме предлогов, объясняются разными причинами. Поэтому при обучении письму необходим дифференцированный подход к отдельным группам написания предлогов. Необходимо предусмотреть следующие случаи употребления предлогов в письменной речи: 1) предлог употреблен с существительным, имеющими конкретное значение (у дома, в парте) и отвлеченное значение (с радостью, без страха). 2) предлог входит в предложение с бесприставочным глаголом (жил в клетке, идет в школу); в предложении имеются глаголы с приставками (вошел во двор, пробежал по улице). 3) графические начертания предлога не расходится с произношением (в лесу, из дерева, с Валей). 4) согласные звуки предлога оглушаются или озвончаются (в траве, к другу, с дуба). 5) существительные, стоящие после предлога, начинаются с гласной буквы (над окном, от Оли). 6) согласный звук предлога и согласный, с которого начинается существительные, одинаковы (с Соней, в воде, к костру).

Наши рекомендации