Требования к выполнению доклада
При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты готовят 2 доклады по изучаемой теме. Доклад предполагает проработку рекомендованных источников по теме, составление тезисной логической структуры доклада, подборку конкретных примеров для иллюстрации темы, оформление доклада в виде презентации (20 слайдов) в программе PPT на основе базовых требований к презентации в рамках курса информатики. В докладе должна быть четко раскрыта суть проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклад должны быть доступными для понимания всеми студентами учебной группы. Докладчик должен быть готов четко ответить на вопросы преподавателя и студентов.
Критерии оценки доклада
Докладчик получает оценку «зачтено», если уверенно и свободно излагает материал, правильно и уверенно отвечает на вопросы студентов по материалу доклада.
Докладчик получает оценку «незачтено», если материал излагается неуверенно. С ошибками, а сам докладчик не может ответить на поставленные ему вопросы по содержанию доклада.
Курсовая работа (проект)
Курсовые работы по дисциплине «Логика» не предусмотрены.
5. Эссепо дисциплине «Логика» не предусмотрены.
Расчетно-графическая работа
Выполнение расчетно-графических работ по дисциплине «Логика» не предусмотрено.
Творческое задание
7.1. Примерные задания
Творческие задания по курсу «Логика» базируются на материале занимательных задач Гетмановой А.Д. Логика.-М.: Академический проект , 2009, с.487-562..
Требования к выполнению творческого задания
Творческое задание выполняется письменно или используется отсканированный графический материал пр и наличии визуальных составляющих.
7.3. Критерии оценки творческого задания
Творческое здание получает оценку «зачтено», если задание выполнено. В противном случае работа студента оценки не получает.
Тестирование
8.1. Примерные задания
Перед Вами серия вопросов из пройденного курса. Каждая тема содержит по десять вопросов.
Вариант 1- содержит первые вопросы из каждой темы. Вариант 2 –вторые вопросы и т.д. Всего 10 вариантов. Выполнение того или иного варианта определяется преподавателем.
На ряд вопросов предложено несколько вариантов ответа с соответствующими номерами. В этом случае обведите кружком номер того из предложенных вариантов ответов, который кажется Вам правильным.. Ряд вопросов требует написания своего варианта ответа.
ТЕМА 1: ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ
Вопрос 1.
Логика – наука, изучающая:
а) процессы и закономерности развития природной и социальной реальности;
б) формы рационального познания и отношения между ними;
в) связь мышления и языка;
г) законы и правила построения мысли.
Вопрос 2.
Что входит в предмет логики?
а) изучение мышления человека;
б) изучение понятий, суждений и умозаключений со стороны их структуры и взаимоотношений;
в) изучение диалектического и метафизического методов познания;
г) изучение логических основ теории аргументации.
Вопрос 3.
Какие из перечисленных форм мышления изучает логика?
а) ощущение;
б) понятие;
в) восприятие;
г) суждение;
д) представление;
е) умозаключение.
Вопрос 4.
В чём заключается смысл высказываний: «истинность мысли» и «формальная правильность рассуждения»?
а) это мысль, соответствующая природной и социальной действительности;
б) истинная, то есть правильная мысль;
в) рассуждение, сделанное в соответствии с формами мышления;
г) рассуждение, соответствующее правилам и законам логики.
Вопрос 5.
Что такое структура мысли?
а) элементы, из которых мысль состоит;
б) предметы, о которых идёт речь;
в) признаки, свойства предмета мысли;
г) предмет мысли (S), признак предмета мысли (Р) и связка между ними.
Вопрос 6.
Какие методы мышления изучает логика?
а) метафизический;
б) дедуктивный;
в) диалектический;
г) индуктивный.
Вопрос 7.
Опираясь на интуитивную логику, решите, какие из данных умозаключений правильные:
а) Если бы не было Солнца, пришлось бы постоянно сидеть при свечах.
Мы не сидим при свечах.
Следовательно, Солнце существует.
б) Все деревья не являются травами.
Всякая трава – растение.
Следовательно, все деревья не являются растениями.
в) Авокадо лучше груши, поэтому груша хуже авокадо.
Вопрос 8.
Опираясь на интуитивное представление о логическом следовании, укажите, какие из приведенных умозаключений являются дедуктивными, а какие индуктивными:
а) Все математики – музыканты, значит, некоторые музыканты – математики.
б) Все шахматисты – спортсмены. Все лыжники – спортсмены. Значит, некоторые шахматисты – лыжники.
в) Все растения дышат. Микробы не дышат. Значит, микробы - не растения.
г) Для того чтобы хорошо сдать экзамен, надо иметь учебник или конспект. Но ни учебника, ни конспекта нет. Значит, экзамен не будет сдан хорошо.
Вопрос 9.
Правильно ли данное определение понятия «форма мышления»?
Форма мышления – это способ отражения природной и социальной действительности в сознании человека, отражение отношений между её предметами, явлениями и их свойствами.
Вопрос 10.
Что такое чувственное познание и рациональное познание? Назовите формы чувственного и рационального познания.
ТЕМА 2: ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
Вопрос 1.
Какое из приведенных определений понятия правильное?
Понятие – это:
а) форма мышления;
б) форма рационального познания, выражающая существенные и наиболее общие признаки предмета мысли;
в) форма мышления, обозначающая какой-либо предмет.
Вопрос 2.
Что такое объём понятия?
Объём понятия – это:
а) величина предмета мысли;
б) предметы мысли, к которым применимо данное понятие;
в) признаки предмета.
Вопрос 3.
Что такое содержание понятия?
Содержание понятия – это:
а) совокупность существенных признаков предмета мысли;
б) признаки, благодаря которым данный предмет отличается от других;
в) совокупность предметов, обобщаемых данным понятием.
Вопрос 4.
Определите, какие из перечисленных понятий являются единичными, общими, нулевыми («пустыми»):
а) студент;
б) дед Мороз;
в) Петров – гражданин России.
Вопрос 5.
В каком отношении находятся понятия?
Петр I – император России, основатель Санкт-Петербурга
а) в отношении равнозначности (тождества);
б) в отношении пересечения (перекрещивания);
в) в отношении подчинения.
Вопрос 6.
Какие из приведенных понятий относятся к положительным?
а) алчный;
б) негодяй;
в) добросовестный;
г) неграмотный;
д) ненастье;
е) бездуховный.
Вопрос 7.
Определите вид отношений между понятиями:
1) Государственная Дума и Жириновский – депутат Государственной Думы;
2) судья – прокурор – адвокат – юрист;
3) законный – незаконный;
4) щедрый – скупой;
5) Арбитражный суд – Верховный суд.
Это отношения:
а) пересечения;
б) противоположности;
в) соподчинения;
г) противоречия;
д) подчинения.
Вопрос 8.
Какие из приведенных понятий относятся к общим, а какие к собирательным?
а) студенчество;
б) политолог;
в) бригада морской пехоты;
г) созвездие;
д) юрист;
е) библиотека.
Вопрос 9.
Определите, в каком случае обобщение и ограничение понятий сделано правильно:
а) Москва – столица – мегаполис – населённый пункт;
б) секунда – минута – час – сутки;
в) военнослужащий – солдат – офицер – маршал;
г) студент – студент Университета – студент юридического факультета Университета – студент Любомудров А.П.
Вопрос 10.
Какие из приведенных понятий являются конкретными, а какие абстрактными?
а) водород;
б) законность;
в) белый, круглый, светящийся предмет;
г) белизна;
д) оркестр Большого театра;
е) конкретность;
ж) студент;
з) нежность.
ТЕМА 3: СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
Вопрос 1.
В чём сущность суждения как формы мышления?
Суждение - это:
а) разъяснение какой-либо мысли о предмете;
б) форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли;
в) способ выражения мысли в устной или письменной форме.
Вопрос 2.
Какие из перечисленных предложений являются суждениями?
а) Кто сегодня дежурит?
б) Ни один предложенный документ не является доказательным.
в) Следуйте за мной!
Вопрос 3.
Какие из перечисленных суждений являются суждениями с отношениями?
а) Москва – столица России.
б) Существует обширная литература по логике.
в) Иван – брат Петра.
г) Мышление связано с языком.
д) Некоторые города расположены между Санкт-Петербургом и Казанью.
Вопрос 4.
Какое высказывание относится к атрибутивному суждению?
а) Киев южнее Москвы.
б) В России состоялись выборы в Государственную Думу.
в) Некоторые люди хорошо знают английский язык.
Вопрос 5.
Какие из приведенных суждений являются суждениями существования?
а) Троллейбус является видом общественного транспорта.
б) Комната матери и ребенка существует при каждом железнодорожном вокзале.
в) Существует семь чудес света.
г) В некоторых странах существует расовая дискриминация населения.
Вопрос 6.
Какие из приведенных общих суждений относятся к выделяющим, исключающим, непредуказанным?
а) Студенты – любознательный народ.
б) Все свидетели, и только свидетели, являются в суд по повестке.
в) Некоторые журналисты, и не только они, не имеют специального высшего образования.
Вопрос 7.
Какие из приведенных частных суждений относятся к определенным, а какие к неопределенным?
а) Только некоторые студенты - отличники.
б) Когда-то на этом месте стоял дом.
в) Некоторые студенты - спортсмены.
г) Я обещаю подумать над вашим предложением.
д) Сухая и теплая погода гораздо лучше сырой и холодной.
Вопрос 8.
Укажите тип суждения по качеству и количеству по объединенной классификации (A, E, I, O)?
а) Всякий студент должен полностью выполнить учебный план.
б) Парней так много холостых на улицах Саратова.
в) Ни одна кошка не дружит с мышами.
г) Не все то золото, что блестит.
д) Не все книги содержат полезную информацию.
Вопрос 9.
Выразите логическую форму суждений?
а) Некоторые студенты не являются спортсменами.
б) Часть депутатов Государственной Думы - женщины.
в) Все граждане России должны платить налоги.
г) Ни один лев не является травоядным животным.
Вопрос 10.
Определите, где имеет место суждение, а где понятие?
а) Государственная Дума.
б) Государственная Дума заседает.
в) Заседание Государственной Думы.