Акцентологические нормы - это нормы, связанные с постановкой ударения в словах
Например, правильно шоф`ёр (а не ш`офер).
3.Интонационные нормы - это нормы, связанные с интонированием в процессе произнесения словосочетаний и предложений.Так, при вопросе интонация в конце предложения повышается, если предложение с восклицательным знаком, тогда используется особая, приподнятая интонация.
Например:
Глубоко здесь. Глубоко здесь? Ух, и глубоко же здесь!
Я вас люблю. Я васлюблю. Я вас люблю. Я вас люблю? Я вас люблю!
Нормы, относящиеся только к письменной речи:
1.Орфографические нормы - это нормы, связанные с написанием слов и словосочетаний.
Например, правильнокорова (а не карова).
2.Пунктуационные нормы – это нормы, связанные с расстановкой знаков препинания в предложениях.
Например, правильно:
Человек – существо социальное (тире ставится между подлежащимЧеловек исказуемым существо,так как они выражены именем существительным в именительном падеже).
Неправильно:
Человек существо социальное;
3.Графические нормы – это нормы, связанные с начертанием букв, расположением абзаца и т.д.
Нормы, относящиеся как к устной, так и к письменной речи:
1.Морфологические нормы – это нормы образования форм различных частей речи.Нередко мы слышим неправильно образованные формы родительного падежа числительного (пятиста вместо пятисот), формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных (договор`а вместо догов`оры, сапогов вместо сапог), формы сравнительной и превосходной степени прилагательных (более тверже вместо тверже или более твердый), формы непродуктивных глаголов с чередованием в корне (ляжь вместо ляг, стерем вместо сотрем) и т.п.
2.Лексические и лексико-стилистические нормы – это нормы, связанные со словоупотреблением, употреблением языковых средств, уместных в определенных ситуациях.
Например:
На ней было красивое эффектное (а не эффективное) платье.
Опять (а не обратно) пошел дождь.
3.Фразеологические нормы – это нормы, связанные с употреблением устойчивых выражений.
Например:
Кот наплакал (а не Кошка наплакала).
4.Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний, простых предложений, сложных предложений различных видов. Синтаксические ошибки – самый распространенный вид ошибок и в устной, и, особенно, в письменной речи. К ним относятся:
1)нарушение управления и согласования в словосочетании(например, показать об этомвместопоказать это; с семьюстами пассажироввместо с семьюстами пассажирами),
2)нарушение норм согласования (координации) между подлежащим и сказуемым(Стаяголубей кружилисьнад домомвместо… кружилась…), 3)неправильное построение предложений с однородными членами(интересовался и уделялмного времениспортувместоинтересовался спортом и уделял ему много времени).
4)нарушение в сложном предложениичасто допускается в выборе союзов, союзных слов, связывающих главное и придаточное предложения (Я считаю то, чтовы не правывместо:Ясчитаю, чтовы не правы),
5)нарушение в согласовании сказуемого с подлежащим, выраженным относительным местоимением и выступающим в роли союзного слова(Все, кто сдалиэкзамен,получат стипендиювместо:Все, кто сдал…) и т.д.
К основным источникам установления языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной лексики, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.
Практика
Упражнение 1
Определите, в каких словах нарушена акцентологическая норма; исправьте ошибку (в случае сомнения обращайтесь к Приложению №3). Произнесите эти слова в соответствии с акцентологической нормой. Запомните постановку ударения в этих словах.
1.До΄говор, некроло΄г, фарфо΄р, ква΄ртал, а΄лкоголь, ката΄лог, э΄ксперт.
2. Бол`езнь, соболезнова΄ние, ход`атай, ходата΄йство, ср`едство, средства΄, дремо΄та, зево΄та, ломо΄та, тошнота΄,обесп`ечить, обесп`еченный, обеспече΄ние, жизнеобеспече΄ние.
3.Запломби΄ровать, ба΄ловать, бал`ованный, запломби΄рованный, гов`орит, зво΄нит, пригл`асит, позв`онят, г`оспиталь, госпита΄льный, приглас`ить, обле΄гчить, крас`ивый, красив`ее.
Упражнение 2
1.Данные слова поставьте в им. п. мн. ч. Куда падает ударение во мн. ч.? Подумайте, какие нормы могут быть нарушены в этих словах?
Бухгалтер, инженер, торт, лектор, госпиталь, договор, редактор, слесарь, директор, прожектор, свитер, тренер, профессор, фельдшер, шприц, доктор.
2.Данные слова поставьте в род.п. мн.ч.:
Граммы, плечи, рельсы, манжеты, джинсы, мандарины, носки, чулки, сапоги, макароны, вафли, турки, якуты, гланды, вольты, чипсы, шорты, ясли.
Упражнение3
Определите, какие нормы нарушены в данных предложениях. Предложите варианты исправления.
1.По песку ступали ступни её ног.
2.мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
3.Все дружно подняли тост.
4.МГУ изменило правила приема абитуриентов на следующий год.
5.Мы наблюдали за солнечным затмением.
6.Путешествуя на велосипеде, у меня сломалась фара.
7.Одинокий дом стоял у дороги.
8.На концерте превалировали вокальные номера.
9.Недавно у нас случился неприятный случай.
10.Он заранее предчувствовал грозящую ему опасность.
Проверь себя
Самостоятельная работа