Историческая периодизация Первобытной эпохи. Социокультурные феномены
Художественная культура первобытного общества.
Особенности изучения Художественной культуры первобытного общества.
Период 2,5 мил. лет - 5 тыс. лет до нашей эры
+ культура народов Австралии, Африки
ПРОБЛЕМА интерпретации источников
«Чем дольше живет человечество, тем лучше оно изучает прошлое»
19 в. происходит «открытие» первобытной культуры
возникновение и развитие археологии и антропологии
этнографии (трад. к. аборигенов Австралии, Африки, Америки, Сибири и др.)
усовершенствование технических средств
Ян Линдблан – «погрузившись в пучину времени, не рассчитывайте на хорошую видимость».
Плох сохранились растительные волокна и другие органические вещества
! первобытная культура не знает письменности !
→ Безвозвратно утрачена информация о языке, духовной культуре, временных и пространственно-временных видах искусств
▬► вопрос об интерпретации остается дискуссионным.
Мы можем только выстраивать гипотезы, проводить реконструкцию
Итак, изучая первобытную культуру мы обращаемся к двум типам источников:
1 археологические и антропологические источники – материальные источники времен палеолита, мезолита, неолита;
2 этнографические источники – изучение быта, художественной культуры, мифологических традиций народов находящихся на стадии первобытного общества.
Историческая периодизация Первобытной эпохи. Социокультурные феномены
Археологические периоды и эпохи | Социальные феномены | ХК |
Нижний (древний) ПАЛЕОЛИТ 2.5 млн. лет – 40 тыс. лет | Антропосоциогенез Анхантропы: Homo habilis (человек умелый) Homo erectus (человек прямоходящий) Стоянки: Сангирон (Ява), Олдувай (Южная Африка), Чжоукоудянь (Китай), Гейдельберг (Германия). | Эпоха каменных орудий (обитые гальки и др.) Кремневые пластины с ретушированными краями, костяные шилья. Феномен «натурального творчества»: экспонирование символических частей зверя (медведя) – головы, конечностей, шкуры. |
Средний ПАЛЕОЛИТ Переходная эпоха мустье 40 тыс. лет – 35 тыс. л. | Палеонтроп – «неандертальский человек». Стоянки: Ла Фераси, Ла-Шапель-о-Се (Франция), Шанидар (Ирак), Брокен-Хилл (Вост. Африка), Тешик-Таш (Узбекистан), Пещера Схуул (Израиль) и др. Вид деятельности: собирательство и охота. Захоронение умерших. Становление «первобытного стада». | «Знаковое творчество»: геометрическая орнаментация орудий * насечки на камнях, гравировка параллельных линий на кости, * крестообразные начертания, следы красочных пятен на плитках известняка, * камни с чашечными углублениями. Феномен «натурального макета» (основа + шкура = медведь): 1) прообраз нат. макета (использование естественной фигурной основы–камня, скалы); 2) основа составлена из нескольких камней; 3) основа вылеплена из глины в виде холмика и шеи. Создание особых хранилищ для натуральных символов – «Медвежьи пещеры» – в Вильдкирхли, Драхенлох (Швейцария), Церовацер (Югославия), Ильинка (Украина), Ахтырская и Новолишенская пещеры (Кавказ) и др. Посыпание красной охрой умерших предков. Рядом с останками умерших находят черепа и кости животных→ (возможно) ритуальная трапеза или жертвоприношение. |
Верхний ПАЛЕОЛИТ Перигород 35 – 30 тыс. лет Ориньяк 30 – 19 тыс. лет Солюте 18 – 15 тыс. Мадлен 15 – 10 тыс. | Вид деятельности: охота и собирательство Завершение антропосоциогенеза – появление неоантропа как современного вида человека Homo sapiens. Сложение родовой организации (матриархата). Экзогамия → регуляция брака, рода → культ предков. Стоянки: Корманьон (Франция); Оберкассель (Германия); Пржедмость, Долни Вестоница (Моравия); Гагарино, Костенки, Буреть (Россия) и др. | «Натуральный макет» с глиняной основой вылепленной в виде обобщенной фигуры медведя без головы (пещера Монтеспан, Франция). Развитая каменная индустрия. Кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья. ! Появление изделий из составных частей – наконечники копий. Формирование различных форм жилья в экологических зонах. Создание стабильных жилищ и поселений. Систематическое захоронение умерших. Отпечатки рук, когти медведей («гриффады»), макароны («меандры») Гравировка на камнях Пластины, скребки, резцы, костяные наконечники, лампы-светильники, чашечки для приготовления красок. Изображения человека редки, только знаки женского пола Эволюция объемной пластики – статуэтки. Палеотические «Венеры»: Виллендорф, Леспюг, Авдеево, Елисеевичи, Буреть и др. Самая высокая техника обработки кремния. Наконечники копий в форме ивового и лаврового листа Расцвет «натурального стиля» искусства первобытных охотников. «Стенопись»: изображения животных в пещерах Альтамир (Испания), Ласко (Франция), Карпова (Россия), Хойт-Ценкер-Агуй (Монголия) и др. Появление монументального рельефа (изображения бизонов в пещере Тюк-д`Одубер, женское изображение в гроте Лоссель и др.) |
МЕЗОЛИТ 10 – 8 тыс. Послеледниковое время | Вид деятельности: охота и собирательство. Развитие форм охотничьего хозяйства, в т.ч. рыболовства. →Выдвижение на главное место в социальной структуре мужчины-охотника. Начинается процесс «приручения» («одомашнивания») животных. | Переходный характер культуры. Таянье ледников→ миграции, освоение новых территорий. Формирование постоянных поселений (рядом с ними – культовые места и могильники). ! Изобретение лука и стрелы. Создание значительного арсенала мелких кремневых орудий, развитие декоративного творчества. Схематизация в наскальных изображениях (и уменьшение размера изображений) Расцвет мелкой пластики. |
НЕОЛИТ (новокаменный век) 7 тыс. лет до н.э. ЭНЕОЛИТ (медно-каменный век) 4 – 3 тыс. до н.э. | Неолетическая революция: появление новых форм деятельности – земледелия, скотоводства, ремесел; становление городов. | Эпоха свайных построек. Геометризация наскальных изображений (наскальные изображения Скандинавии, петроглифы Онежского озера и Белого моря, Алтая и др.). Гончарное искусство (Триполье, Яншао и др.) Конец неолита – появление мегалитических сооружений (менгиры, дольмены, кромлехи). |
БРОНЗОВЫЙ ВЕК – начало 4 тыс. до н.э. | Начало эпохи Древних цивилизаций |
1.3. Основные черты культуры первобытного типа:
Синкретизм
Мифологичность
Традиционность
1). СИНКРЕТИЗМ– тождественность, невыделенность, нерасчлененность
1 синкретизм на уровне взаимоотношения Человека и Общества
2 синкретизм на уровне человеческой деятельности
3 синкретизм на уровне отношения Человека и Природы – первобытный человек ощущает себя органической частью природы, видит в ней проявление общих принципов бытия.
Понятие синкретизма неразрывно связано с другой характеристикой первобытной культуры – мифологичностью
2). МИФОЛОГИЧНОСТЬ– особый тип мировоззрения
Для мифологического сознания характерно:
- тождество в восприятии естественное / сверхъестественное, реальное / нереальное,
- чувственно конкретный характер
- эмоциональность
Древнейшие формы мифологических воззрений: анимизм, фетишизм, тотемизм
Анимизм – вера в души и духов. Всё в мире имеет душу.
Фетишизм – вера в то, что духи могут «вселиться» в предмет и наделить его сверхъестественными свойствами. → Поклонение неодушевленным предметам (фетишам) с целью воздействия через них на духа.
Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между человеческими группами и животными, растительным миром, явлениями природы.
Тотем это широкое и обобщающее понятие.
Тотемом могут именовать
− животное (реже – растение), которое племя считает своим первопредком.
− древнейший тип социальной организации первобытного общества. Тотем = племя, которое произошло от одного первопредка. В тотеме нет представлений о кровном (биологическом родстве). Каждая взрослая женщина – мать, каждый взрослый мужчина – отец, каждая девушка – сестра и т.д.
− представляет систему мировоззрений, определяющих общее для одного рода – первопредка, состав племени, территорию обитания и т.д.
Мифологические представления неразрывно взаимосвязаны с магией (миф и магия взаимно порождают и предопределяют дуг друга)
Магия – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека.
Функции мифа и ритуала:
- Познавательная – миф объясняет происхождение мира (космогонические мифы) и происхождение человека (антропогонические мифы), он определяет законы природы и социальной жизни человека, учит изготовлению вещей и т.д. Вся эта информация о мире фиксируется и воспроизводиться в мифе и ритуале, посредством которых человек приобщается к знанию о тайнах бытия.
- Превращение хаоса в космос – одна из основных функций. Человек не может жить в хаосе, его мир должен быть логичен, организован. Космогонические мифы повествуют о том, как из первоначально безжизненного хаоса сотворяется мир, как появляется природа, утверждаются ее законы = как мир становиться гармоничным
- Поддержание порядка – не достаточно сотворить мир и утвердить законы его существования. Необходимо поддерживать порядок, который является гарантией жизни на земле. Миф определяет этот порядок (правила жизни), а ритуал постоянно воспроизводит их. С помощью ритуала традиционное общество транслирует законы, нормы, ценности.
- Разрешение психологически критических ситуаций – мифы раскрывают тайну и смысл самых важных этапов человеческой жизни – рождение, смерть, любовь. Ритуалы маркируют важные этапы человеческой жизни – рождение, болезни, половое созревание, вступление в половые отношения, беременность и роды и т.д. Каждый новый этап в жизни человека осложняется психологической проблемой освоения новой роли. Ритуал помогает человеку освоить новую роль (детство, юность, брак, отцовство и материнство, зрелость и старость), и что важно – почувствовать солидарность с соплеменниками.
- Гармонизация индивида и социума (человека и общества) – результат воздействия мифа и ритуала – утверждение связи между человеком и обществом, племенем и природой.
Традиционность
В первобытной культуре традиция доминирует над инновацией. Т.е. стремление к сохранению культурного опыта прошлого доминирует над желанием преобразовывать и созидать новое. Традиционность определяется мифологическим воззрениями:
Ø Идея сотворения мира богом (богами). Боги-первопредки (а позднее культурные герой) выступают как боги-демиурги созидающие мир, человека и все предметы. Творчество бога-демиурга всегда идеально.
Ø Идея «Золотого века» (первая эпоха после сотворения мира), когда в мире устанавливаются идеальный порядок, вырабатываются правила и нормы общественных отношений и видов деятельности (в т.ч. правила создания вещей).
Ø Идея несовершенства и греховности человека. Потеря Золотого века, как правило, связана с человеческой ошибкой (нарушение табу = грехопадение).
Ø Идея возможности соприкоснуться с идеальным миром сакральной реальности с помощью ритуала и повторения.
Т.о. для первобытного сознания характерна идея: всё что было создано ранее – есть истина, проверенная опытом нескольких предшествующих поколений. Поэтому традиционность свойственна всем видам человеческой деятельности – первобытное общество сохраняет неизменными нормы поведения и социальные отношения, виды хозяйственной деятельности и творчества.
_____________________________________________________________
Общая характеристика художественной культуры первобытного общества.
1) Морфологический аспект.
ü Синкретизм видов искусств в ритуале.
ü Первобытное искусство уделяло особое внимание родовой памяти. Постоянное воспроизведение исходного текста (мифа), повторение архетипа. Все это порождало особые требования к средствам воспроизведения – возникновение традиций, канонов (традиционность).
ü Традиционность проявляется в том, что художественная культура Первобытного общества имеет четкую установку на клиширование. Стилистические изменения были крайне медленными, существенные преобразования происходят лишь при освоении новых материалов
ü Традиционность проявляется в том, что в первобытном искусстве доминируют «вторичные», исполнительские виды искусства, которые наиболее полно выражаются в коллективной памяти
2) Институциональный аспект.
ü Синкретизм на уровне взаимоотношений Творец – Зритель. Каждый член племени участвует в ритуале и каждый может выступать в роли художника, танцора, певца, музыканта. Одновременно каждый участник является наблюдателем (зрителем) ритуального действа.
3) Духовно-содержательный аспект.
ü Художественная культура первобытного общества неразрывно связана с мифологическими представлениями. Вся художественная деятельность имеет сакральное значение и связана с ритуалом