Практическое занятие № 14

1.Тема: Анатомо-физиологические особенности (АФО), методика исследования органов мочевой системы у детей. Критерии тяжести состояния больного.

2.Цель:

Студент должен знать:

· возрастные АФО органов мочевой системы у детей и их клиническое значение

· методику исследования органов мочевой системы у детей

· показания, методику проведения и оценку пробы Мак-Клюра-Олдрича у детей разного возраста

· критерии тяжести состояния больного

Студент должен уметь:

· устанавливать психологический и речевой контакт с детьми разного возраста и их родителями

  • целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска развития патологии мочевой системы;
  • провести осмотр органов мочевыделительной системы
  • провести пальпацию почек, мочевого пузыря
  • провести перкуссию почек (симптом Пастернацкого) и мочевого пузыря
  • определить наличие свободной жидкости в брюшной полости

· описать результаты исследования органов мочевой системы в определенной последовательности и сделать по ним заключение;

· выделить синдромы поражения органов и систем, определяющие тяжесть состояния пациента

3.Вопросы для самоподготовки:

1. Анатомо-морфологические особенности почек: положение, смещаемость, строение почечных клубочков и канальцев, строение лоханок.

2. Особенности строения мочеточников, предрасполагающие к застою мочи.

3. Особенности строения, положения мочевого пузыря, емкость мочевого пузыря в разные возрастные периоды.

4. Клиническая физиология почек у детей:

- особенности клубочковой фильтрации, клиренса по эндогенному креатинину у детей в разные возрастные периоды,

- особенности реабсорбции веществ в проксимальных и дистальных канальцах

- особенности секреции в дистальных канальцах

- синтез биологически активных веществ (ренин, эритропоэтин, урокиназа, простагландины, активные метаболиты витамина Д3)

5. Факторы, влияющие на количество мочи у детей. Частота мочеиспусканий у детей разного возраста.

6. Методика исследования органов мочевой системы у детей с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей:

- анамнез. Факторы “риска”, угрожающие развитию патологии мочевой системы;

- жалобы;

- осмотр: возможные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии, малые аномалии (внешние стигмы дизэмбриогенеза ), цвет кожных покровов, наличие отеков;

- проба Мак-Клюра-Олдрича на скрытые отеки – показания, методика проведения и оценка пробы с учетом возраста;

- пальпация почек, мочеточников, мочевого пузыря;

- перкуссия мочевого пузыря, определение свободной жидкости в брюшной полости, симптом Пастернацкого;

- измерение АД. Перкуссия и аускультация сердца.

7. Критерии тяжести состояния больного (сознание, синдромы поражения систем органов), оценка тяжести состояния больного.

4. Основные понятия темы: дети, органы мочевой системы, анатомо-физиологические особенности, методика исследования, пальпация, перкуссия почек и мочевого пузыря, измерение АД, критерии тяжести состояния больного.

5. Рекомендуемая литература

Основная:

1.Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.

2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.

3. Методика исследования и семиотика поражений органов мочевой системы у детей. Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2008 . – 119 с.

4. Схема учебной истории болезни. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2007. – 38 с

5. Лекционный материал.

Дополнительная:

1.Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 704 с.

2.Пропедевтика детских болезней: Практикум. Под ред. В.В.Юрьева. – СПб.: Питер, 2003.– 352 с.

3.Эрман М.В. Нефрология детского возраста в схемах и таблицах. Справочное руководство. – СПб: «Специальная Литература», 1997 – 414 с.

Наши рекомендации