И возможности в развитии юридического мышления
Цель изучения темы: формирование понимания специфики формальной логики, обозначение ее объекта и предмета, законов и форм правильного мышления.
Значение изучения темы для практической деятельности сотрудников ОВД:
В ходе изучения темы курсанты и слушатели получают необходимую информацию о формах и законах мышления, а также их ошибках. Это связано с тем, что любая логическая ошибка приводит либо к комической, либо к трагической ситуациям. Любая логическая ошибка в рамках юридической деятельности приводит к неправильному логическому выводу, а, следовательно, влечет за собой юридическую. Здесь не следует забывать, что профессия «юрист» относится к тем профессиям, от которых зависит жизнь и судьба человека. Следовательно, высококвалифицированный специалист – юрист не может себе позволить допускать ни юридические, ни логические ошибки. Поскольку на нем лежит ответственность не только за жизнь человека, но и за соблюдение ключевой цели юриспруденции – справедливого решения суда. Отсюда с необходимостью следует сказать: «наказание должно быть соразмерным с преступлением».
Основные термины и понятия:логика, формальная логика, гносеология, познание, знание, мышление, рассуждение, метод, методология, субъект познания, объект познания, форма мышления, закон, закон мышления, закон логики, закон тождества, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, закон противоречия(непротиворечия), знак, терм, язык, вербальный язык, невербальный язык, естественный язык, искусственный язык, специализированный язык, знак-индекс, знак-образ, знак-символ, смысл, семиотика, семантика, прагматика, контрарность, контрадикторность, оппонент, логическая форма, логическая константа, функтор, референт, денотат, значение, софизм, парадокс, апория, амфиболия, эквивокация, логомахия.
Основное содержание темы:термин «логика», происходя от греческого слова «logos» – имеет целый ряд значений: слово, смысл, мысль, наука, язык. Имея многовековую историю, логика вырабатывает целый ряд значений, которые и на данном этапе ее развития часто применяются. Весь спектр наиболее часто встречающихся значений слова «логика» можно рассмотреть в следующей схеме:
Закономерность | |||
Способность человека | Последовательность размышления | ||
Особая наука | Специальная дисциплина | ||
Уникален и предмет логики как науки о законах и схемах (формах) рассуждения, поскольку ее интересует как из прежде установленных и проверенных истин, не обращаясь к практике, а только применяя особые правила и законы, можно получить новое знание и притом истинное.
Таким образом, основная задача логики заключается в получении нового знания, принимая во внимание только форму, не затрагивая содержание. Тогда объект, предмет и цель логики можно выразить в следующей схеме:
«Объект» «Предмет»
Методы познания
Мышление Форма рассуждения
принимать во внимание только форму
получения знания не связывая ее с
конкретным содержанием
Логика имеет свою структуру, хотя на современном этапе она понимается довольно широко, поскольку состоит из большого количества логических систем, работающих с разными типами рассуждений.
Представим структуру логики в виде следующей схемы:
Структура логики | |||
Формальная логика | Учение о методе (методология) | Теория познания (гносеология, эпистемология) | |
Описывает формы рассуждения, отличает между собой, устанавливает и классифицирует элементарные закономерности мышления | Теория построения и применения правильного метода получения нового знания | Исследует условия познания, устанавливает отличие между истиной и ложью, между истиной и заблуждением. Объясняет отношение рассуждения и действительности | |
Интерпретирует формы рассуждения в виде изолированных, самостоятельных образований, отвлекаясь от их содержания | |||
Главное назначение коренится в воспитании точного логического рассуждения, т. е. контроля за правильностью построения мыслей и их последовательностью | Главное назначение разработка правильного метода постижения истинного знания | Главное назначение – определение возможно ли познание истины |
Не менее важным при изучении является определение основных форм и законов мышления, но если последующие темы непосредственно связаны с более детальным изучением форм мышления, то законы мышления, присутствуя в любом процессе рассуждения, рассматриваются только в рамках данной темы.
Закон (это внутренняя, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов объективной действительности) | |||||
Законы, которые проявляются в природе | Законы, которые действуют в обществе | Законы мышления | |||
Законы физики | морально-нравственные, юридические | формально-логические законы | |||
Действуют во всех умственных процессах | |||||
Являются едиными для всех людей | Опираясь на них, человек отображает в общей форме свойства и отношения между самими предметами и явлениями объективного мира | ||||
Имеют аксиоматический характер | Возникают как принципы правильного мышления | ||||
Законы логики
Закон | Кем сформулирован | Формулировка | Формула закона | Значение закона для правоохранителей | |||
Закон тождества | Аристотель | Любая мысль, приводимая в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание[1] | А = А | Нарушение закона тождественности на практике приводит к двусмысленности, некорректности, неясности, расплывчатости, которые особенно недопустимы в юридической деятельности | |||
Закон противоречия | Аристотель | Не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении[2] | Невозможно чтобы одновременно было А и не А ~(А ˄~А) | Ясность закона содействует укреплению законности, внедрению четких юридических требований во все сферы общественной жизни. Непонятный закон не дает определенного представления о правах и обязанностях граждан, ведет к ненужной потере сил и времени на толкование, приводит к неоднозначности в юридической деятельности, к недоразумениям и ошибкам | |||
Закон исключенного третьего | Аристотель | Из двух противоречивых высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно[3] | В или В | Соблюдение требований закона исключенного третьего является необходимым условием последовательности правильной мысли, которая играет важную роль в теоретической и практической деятельности сотрудников ОВД | |||
Закон достаточного основания | Лейбниц | Всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана[4] | Если А, то В | Обоснованность приговора всегда означает соблюдение правил формально-логического закона достаточного основания, т. к. приговор не может опираться на предположения, все сомнения относительно доказанности обвинения, если их невозможно опровергнуть, отстранить, толкуются в пользу подсудимого |
Выполнение и соблюдение правил всех формально-логических законов как и требований строгой обоснованности в деятельности сотрудников ОВД и других структур права не просто и это не только требования логики. Они закреплены в юридических законах и превращаются в юридические требования как необходимое условие познание объективной истины при анализе уголовных дел и административных правонарушений, а также выполнении требований Конституции РФ и законов Российской Федерации.
Что касается форм мышления, то их выделяют три.
Формы мышления | |||
Понятие | Суждение | Умозаключение | |
Мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от других, смежных с ними. Например: человек, истина, закон | Мысль, раскрывающая связи между предметами с помощью утверждения или отрицания Например: все преступления должны быть раскрыты | Форма мышления или логическая операция, с помощью которой из одного, двух или более существующих суждений выводят новое суждение. Например: Кража есть тайное хищение чужого имущества. Гражданин Ж. совершил тайное хищение. Гражданин Ж. совершил кражу. |
Нельзя, рассматривая эту тему, обойти стороной такие понятия как: логическая форма и логическая константа. Под первой понимается та сторона мысли, которая не зависит от конкретного ее содержания, но служит для связи и упорядочения его элементов. В то время как вторая – это элемент, сохраняющий свое значение в любом рассуждении.
Рассматривая первую тему, нельзя не затронуть вопрос об истории и развитии логики. Зародившись в первом столетии до нашей эры в лоне философского знания, она прошла большой и сложный процесс своего становления. Можно отметить, что логические идеи развиваются во всех культурно-исторических типах философствования как инструмент ораторского искусства и научного знания.
Не менее важным для изучения первой темы является понимание того, зачем данный предмет изучается будущими юристами. В этом вопросе немаловажную роль играют такие вопросы как логическая культура, логический аппарат, призванные помочь человеку грамотно, последовательно, четко и лаконично высказывать свои мысли, составлять план действий, в том числе и оперативно-розыскной. Не допускать ошибок при оформлении протоколов допроса и осмотра места происшествия. При подготовке обвинительных приговоров, рапортов, постановлений, приказов и других официальных документов.
Типовые задачи темы с алгоритмами их решения:
Задача № 1.Раскройте значение и смысл предложенных выражений (знаков-символов):
Например:Школьник.
Смыслом знака «школьник» может быть информация: учащийся в школе.
Значением знака может быть каждый человек, обладающий указанными свойствами.
Задача № 2.Какие из предложенных выражений ложны, а какие истинны: «Авалист – поручительство», Школьник – ученик школы.
Например:
«Авалист – поручительство»
Вывод: выражение ложно.
Задача № 3.Игра Л. Кэрролла. Смысл игры заключается в том, что берется значимое слово русского языка,из которого при помощи построения логической цепочки получается другое значимое слово русского языка. В этой игре действуют следующие правила: каждое последующее слово должно отличаться от предыдущего только одной буквой, менять буквы местами, добавлять или убирать буквы нельзя, все слова должны быть значимыми словами русского языка.
Например:Река – рука – мука – бука – бяка.
Задача № 4.Укажите, нарушен ли закон тождества в данном выражении. Если нарушен, то объясните почему. «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек, ни на одном собрании, где бы он был, не обходилось без истории» (Н.В. Гоголь).
Например:
«Ноздрев был в некотором отношении исторический человек, ни на одном собрании, где бы он был, не обходилось без истории» (Н.В. Гоголь).Вывод:Нарушен закон тождества, ошибка – подмена понятия[5].
Задача № 5.Можно ли сохранить тождество суждения, если в нем заменить выделенное заглавными буквами понятие на понятия, заключенные в скобках. Какая может быть допущена ошибка.
Например:
Не ВСЯКОМУ офицеру мундир к лицу (Козьма Прутков) (каждому, любому).
Вывод: Закон тождества не нарушен.[6]
Вопросы для самопроверки теоретических знаний по теме:
1. Определите объект, предмет и задачи логики.
2. Определите структуру логики как науки.
3. Дайте определение понятию «закон».
4. Закон тождественности и его ошибки.
5. Закон противоречия и его правила.
6. Закон исключенного третьего и его значение для деятельности сотрудника полиции.
7. Закон достаточного основания: его правила, ошибки и значение для деятельности сотрудника ОВД.
8. Основные формы мышления.
9. Логическая форма и логическая константа, их виды.
10. Значение логики в деятельности сотрудников ОВД.
Тестовые задания по теме:
1. Основателем логики является:
a) Диоген;
b) Аристотель;
c) Демокрит;
d) Сократ;
e) Платон.
2. Логика это:
a) наука о законах и формах правильного мышления;
b) активный процесс деятельности человеческого мозга;
c) исходные элементы, из которых строятся рассуждения и в которых аккумулируются и функционируют знания;
d) система знаков с заданной интерпретацией, которая используется для коммуникации (общения) и познания;
e) языковые выражения, которые имеют свойство быть обозначаемыми.
3. Язык это:
a) наука о законах и формах правильного мышления;
b) активный процесс деятельности человеческого мозга;
c) исходные элементы, из которых строятся рассуждения и в которых аккумулируется и функционирует знание;
d) система знаков с заданной интерпретацией, которая используется для коммуникации (общения) и познания;
e) языковые выражения, которые имеют свойство быть обозначаемыми.
4.Методом логики называют:
a) средство достижения определенной цели, совокупность приемов практического или теоретического освоения действительности;
b) теорию построения и применения правильного метода;
c) правильное мышление, которое строится на своих особых формах и законах;
d) мыслительный процесс, во время которого получают новое знание путем ступенчатого вывода его из уже имеющихся знаний;
e) метод формализации.
5. Логическая семантика является разделом:
a) логической прагматики;
b) логической семиотики;
c) теории игр;
d) онтологии;
e) философии.
6. Знак это:
a) воплощение знака в графическом его проявлении;
b) материальный объект, который выступает как представитель какого-то другого предмета, свойства или отношения и используется для хранения и передачи информации;
c) мыслительный процесс, во время которого получают новое знание путем ступенчатого вывода его из уже имеющихся знаний;
d) раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения;
e) обычно естественный язык, который не включает в себя специфицированных терминов.
7. Рассуждение это:
a) воплощение знака в графическом его проявлении;
b) материальный объект, который выступает как представитель какого-то другого предмета, свойства или отношения и используется для хранения и передачи информации;
c) мыслительный процесс, во время которого получают новое знание путем вывода его из уже имеющихся знаний;
d) раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения;
e) обычно естественный язык, который не включает в себя специфицированных терминов.
8. Язык, который основан на знаковом (словесном) принципе называется:
a) естественным;
b) вербальным;
c) искусственным;
d) специализированным;
e) невербальным.
9. Язык, который создан специально для фиксации, средств и результатов познания называется:
a) естественным;
b) вербальным;
c) искусственным;
d) специализированным;
e) невербальным.
10. Язык жестов и взглядов называется:
a) естественным;
b) вербальным;
c) искусственным;
d) специализированным;
e) невербальным.
Рекомендуемая литература:
1. Блажевич Н.В. Логика. – URL: http://uchebilka.ru/pravo/ 41607/index.html.
2. Блажевич Н.В. Логика для следователей: учебник / Н.В. Блажевич; М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Тюмен. ин-т повышения квалификации сотрудников. – Тюмень: Тюмен. ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. – 293 с.
3. Гусев Д.А. Краткий курс логики: искусство правильного мышления. – URL: http://www.gramotey.com/books/1269098785.htm.
4. Ивин А.А. Логика. Теория и практика: учебное пособие для бакалавров. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 387 с.
5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для бакалавров / под. ред. проф. В.И. Кириллова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. – 240 с.
6. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – 2-е изд. – М.: Наука, 1975. – 720 с.
7. Коновалова В.Е. Проблемы логики и психологии в следственной тактике. – К., 1970. – 163 с.
8. Литвинов А.Н., Тагаев Н.Н., Лапша С.П. Логика в следственной и экспертной деятельности: проблемы применения и оценки: учебное пособие. – М.: ЮРКНИГА, 2005. – 112 с.
9. Маркин А.В. Логика: курс лекций. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2012.