Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании
1. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Р Ф.
2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.
4. Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.
Глава 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ
Статья 6. Цели принятия технических регламентов
1. Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Статья 7. Содержание и применение технических регламентов
1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.
2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
3. Технический регламент должен содержать исчерпывающий
перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия
(в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
4.Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона целей принятия технического регламента.
5. В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
6.Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами,
приобретателями с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
7.Технический регламент может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся Информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
8.Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.
9.Технический регламент может содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к не достижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).
Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования.
Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участником которых является Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда.
В случае если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер необходимо для достижения целей ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры, предусмотренные техническими регламентами в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от соответствующих международных организаций, властей иностранных государств, информации о применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации. До принятия соответствующих технических регламентов в случае, установленном настоящим абзацем, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры действуют в соответствии с пунктом 5 статьи 46 настоящего Федерального закона.
Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом соответствующих экономических факторов — потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания, расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффективности применения альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителя или заболевания на окружающую среду, производство и обращение продукции.
10.Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются с соблюдением положений статьи 9 настоящего Федерального закона федеральными органа ми исполнительной власти в пределах их компетенции в течение шести месяцев со дня официального опубликования технических регламентов и утверждаются Правительством Российской Федерации.
12. Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.
Правительством Российской Федерации организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.
Статья 8. Виды технических регламентов
1. В Российской Федерации действуют: общие технические регламенты;
специальные технические регламенты.
Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.
2.Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
3.Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
4.Общие технические регламенты принимаются по вопросам:
безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности;
электромагнитной совместимости;
экологической безопасности;
ядерной и радиационной безопасности.
5. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные настоящим Федеральным законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.
Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Государственная система стандартизации Российской Федерации. М.: Издательство стандартов, 1992. -48 с.
2 Концепция развития национальной системы стандарти
зации Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 28.02.2006)..
3. Аронов И.З. Техническое регулирование от «А»до «Я» //Стандарты и качество. 2005 № 3. С. 15—18.
2 . Аронов И.З., Рыбакова АЛ.. Теркель АЛ. Терминологический
словарь по техническому регулированию // Партнеры и конкуренты. 2005. № 6, 7, 9, 10.
3 Бас В.Н., Лосев С.Ю., Тактапашов В.А. Концептуальные осно
вы контрольно-надзорной деятельности // Стандарты и качество.2004. № 6.
4 Баскаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. Ростов 0на – Дону. «Март» 200г. С 2256
5 Белобрагин В.Я. Стандартизация сегодня: проблемы и перспективы // Стандарты и качество. 2002. № 10. С. 12—15.
6 Берновский Ю.Н. Технические условия в условиях технического регулирования // Стандарты и качество. 2003. № 1.С. 44-46.
7 Брюханов В.А. О действующих государственных стандартах на методы контроля и испытаний // Стандарты и качество. 1996.№ 11. С. 18-20..
8 Васильев Д.А. «Лекции по стандартизации пищевых продуктов и пищевого сырья» Ульяновск. УГСХА. 1997 – 2006 г.г. С98.
9 Внедрение стандартов ГОСТ Р ИСО 5725 в практику //Партнеры и конкуренты. 2002. № 9. С. 10-28.
10 Воробьева Г.Н. О стандартизации услуг // Стандарты и качество. 1998. № 1. С. 30-34.
11 Гетманов В.Г. Метрология, стандартизация, сертификация для систем пищевой промышленности.Москва. «ДеЛи принт 2006. с 181.
12Григорьева Л.И., Григорьев И.К. В защиту и развитие стандартизации // Стандарты и качество. 1997. № 12. С. 18—24.
13 Голубев ЭА. Стандарт 5725: некоторые общие вопросы //
Партнеры и конкуренты. 2002. № 10. С. 16—24.
14 Горшкова Л А., Гелъгор В.И. Реальные пути совершенствования продуктов питания // Сертификация. 2000. № 1. С. 23—25
15 Горячев А.В. Достоинства и недостатки Федерального закона «О техническом регулировании» // Стандарты и качество.2003. №7. С32-35.
16 Ефанова И.Б. Новые виды документов по стандартизации //Вестник технического регулирования. 2005. № 3. С. 4—10.
17.Замятина О.В., Самойлова О.В. Введение секретариатов ИСО: тяжкое бремя или трамплин для прыжка? // Стандарты качества. 2002. №3. С. 40-44.
18.Зворыкина Т.Н. Техническое регулирование в сфере услуг //
Стандарты и качество.2005. №.3. С. 40—43.
19.Исаев Л.К., Сафаров Г,Щ Томилин А.Ю., Чернышева Л.Б. Нормативная база ГС И сегодия и завтра // Законодательная и прикладная метрология. 2004. № 5. С. 17—25.
20.Исаев Л.К., Малиновский В.Д. Обеспечение качества: стандартизация, единство измерений, оценка соответствия. М.: ИПК Издательство стандартов. 2001.
21. Козлов В. В. Поверка средств неразрушающего контроля. - М.: Издательство стандартов, 1989. -215 с., ил.
22.Крючкова Ю. Б., Тихомирова О. И., Матисон В. А., Кантере В.М. - М.: Издательский комплекс МГУПП, 1999.-152 с.
23. Купряков Е. М. Стандартизация и качество промышленной продукции: Учебник для эконом вузов. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа. -304 с., ил.
24. Крылова Г. В. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007. -672 с.
25. .Кудряшов Л.С. Гуринович Г.В., Рензяева Т.В. Стандартизация, метрология, сертификация. – М.: ДеЛи принт. 2002 - 302 с.
26. Лифиц И. М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров: Учебник для высших учебных заведений. - М.: ТОО «Люкс-арт», 1994, 1994.
27.Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник для высших учебных заведений. - М.: «Юрайт», 2007.
28. Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции: Справочник/Под ред. А. М. Медведева. - М.: Издательство стандартов, 1990. - 216 с.
29. Нестеров А.В. Некоторые соображения о федеральном законе «О техническом регулировании» // Партнеры и конкуренты. 2003. № 10. С. 8-17.
30.Новый и глобальный подходы к технической гармонизации в Европейском союзе // Сертификация. 2002. № 3. С. 6.
31.Об итогах работы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2005 году и задачах на 2006 год // Вестник технического регулирования. 2006. № 2. С. 3—13.
32.Петров И. К. Технологические измерения и приборы в пищевой промышленности. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 1985.-344 с.
33.. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров: Учебник, 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. —448 с.
34. Таныгин В. А. Основы стандартизации и управления качеством: Учебное пособие. - 2-е изд.. - М.: Издательство стандартов, 1989.-208 с.
35..Терминология государственной системы стандартизации: Справочник/ Под ред. Н. С. Алпеева. М.: Из-тво стандартов, 1989.-144 с.
36. Управление качеством: Учебник для вузов/Ильенкова С. Д., Ильенкова Н. Д., Мхитарян В. С. и др.; -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 199 с
37. Фомин В. Н., Чиннов И. Н. Сертификация продукции: принципы и их реализация. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. - 168 с.
38. Федько В. П., Альбеков А. У. Маркировка и сертификация товаров и услуг: Учебное пособие. -Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. -640 с
39.Селезнева Н.В. Системно-кибернетический подход к изложению основ стандартизации // Стандарты и качество. 1992. № 7.С. 66-79.
40.Сорокин Е.П. Стандарты организаций // Стандарты и качество. 2004. № 4. С. 78-83.
41.Сорокин Е.П. Не стоит забывать о национальных интересах //Стандарты и качество. 2005. № 10. С. 72-74.
42.Такташов В А. Топтание на месте помогло только лягушке взбить масло // Стандарты и качество. 2006. № 6. С. 16—17.
43.Техническое регулирование. Теория и практика / И.З. Аронов, В.Г. Версан, В.И.,Галеев и др. М.: ОАО «ВНИИС», 2005.
44.Чижикова. Т.В Стандартизация, сертификация и метрология.Москва. «КолосС» 2002г. С 240.
45.Шалаев АЛ. Маркировка С для российских производителей // Сертификация. 2002. № 3. С. 7-9.
46. Шишкин И. Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством: Учебник для вузов/Под ред. акад. Н. С. Соломенко. - М.: Издательство стандартов, 1990. — 342 с.
47.Юрин В. Работа над ошибками // Стандарты и качество. 2005. №11. С. 15-16.